KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях
Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях
27 мая 2019    Автор / Завалко А.Г. г. Усть-Каменогорск, Казахстан

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в последние десятилетия в Казахстане, переход  к рыночным отношениям, ориентация образовательной системы республики на общечеловеческие ценности, актуализируют запрос на конкурентоспособную личность, которая может самореализоваться во многих жизненных сферах, в том числе и профессиональной. Общеизвестно пожелание о том, чтобы человек, избрав профессию, не только успешно справлялся с работой, но и был удовлетворен своим трудом, общественным окружением, образом жизни. Вместе с тем, объективно существует ряд противоречий, создающих трудности реализации вышеуказанного пожелания, а именно:

- между объективной потребностью общества в кадрах и таким объективным обстоятельством, как личные профессиональные планы людей;

- между недостаточной информированностью выпускников учебных заведений о многообразном мире профессий и педагогическим требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии;

- между потребностью личности в компетентных советах в связи с выбором профессии и отсутствием подчас подлинно разбирающихся в данном вопросе советчиков;

- между профессиональными планами школьника и его личностными качествами и возможностями.

Перечень противоречий можно продолжать еще и еще, но их перечисление не избавляет педагогов школы и вуза от необходимости проведения системной работы по профессиональному ориентированию и консультированию обучающихся. Высшая школа вооружает студентов знаниями научных основ по одной из многочисленных специальностей. Получив диплом, который в течении ряда лет был мечтой и целью, выпускник вуза идет устраиваться на работу и натыкается на ряд препятствий,  о существовании которых он раньше и не по дозревал. Часто оказывается, что работы по специальности нет, а если и есть, то его на нее не принимают. В конечном счете, молодой специалист устраивается на работу совсем не по профессии, полученной в вузе, и годы, проведенные в альма-матер, оказываются для него проведенными впустую. Но и это не самый плохой вариант, бывает и так, что выпускник вуза прямиком становится в ряды безработных, в условиях кризиса это явление становится все более распространенным.Наиболее остро экономические, социальные и психологические последствия безработицы, нестабильности на рынке труда, неопределенности трудовых отношений чувствует на себе молодежь как социальная группа, характеризующаяся чрезвычайно динамичными социальными потребностями и ограниченностью ресурсов. Последний фактор лежит в основе низкой конкурентоспособности современной молодежи на рынке труда. Многочисленные исследования свидетельствуют, что низкая конкурентоспособность молодежи обусловлена действием таких факторов:

- нехватка профессиональных знаний, квалификации и навыков. Работодатели отдают преимущество квалифицированным работникам старшего возраста, с определенным опытом, что снижает возможность трудоустройства молодежи, только начинающей профессиональную деятельность;

- инфантилизм значительной части молодежи, что характеризуется низкой деловой активностью, нехваткой предприимчивости: молодые люди с детства ориентировались на получение жизненных благ от родителей, а те ожидали этого от государства. Источник инфантилизма - в тотальном патернализме;

- трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями (например, призыв в Вооруженные Силы), длительными отпусками молодых женщин в связи с рождением и воспитанием детей и тому подобное.

 Неопределенность социально-профессионального выбора, низкие стартовые возможности профессиональной мобильности, негарантированный характер занятости определяют необходимость принципиально новых стратегий и подходов к формированию и реализации профессионального потенциала молодежи. Поэтому объективно оптимизация профессиональных и жизненных стратегий молодежи является первоочередной целью политики государства и общества.

На наш взгляд, многих проблем в этом направлении можно было избежать, если вести целенаправленную работу по профессиональной ориентации в  системе «школа- вуз», которая должна быть нацелена на профессиональную самоактуализацию личности – поиск себя в профессии, поиск собственной профессиональной роли, образа «Я», профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение профессиональных перспектив и достижения профессиональных целей. В последнее время   в  образовательных учреждениях эти вопросы отошли на задний план, забыты многие интересные формы работы, имевшие результативность в советское время, хотя они, несмотря на идеологию, были нацелены на помощь выпускнику в выборе профессии. Сегодня школа озабочена лишь результатами ЕНТ, а профориентация сведена к психолого-педагогической диагностике ребенка и предоставлению профильных курсов (зачастую, эти явления мало связаны между собой, последнее ориентировано, в основном, на материальное обеспечение и кадровые возможности школы, а не на запрос учащихся). Вузы интересует проблема самоопределения абитуриентов, прежде всего относительно их перечня профессий. Таким образом, значимая для личности и общества проблема остается вне внимания профессионалов, но в конечном итоге от ее игнорирования страдают все, в том числе и образовательные учреждения.

Следует разобраться, что понимается под профессиональным самоопределением. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия:

- понятие «профессиональное самоопределение» - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); «личностное самоопределение» - более сложное (диплом, подтверждающий, что кто-то стал личностью пока еще не выдают);

- профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (как правило, благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно неблагоприятные условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему.

В настоящее время выбор профессии (Климов Е.А., Маркова А.К. и др.)  понимается как часть сложного процесса профессионального самоопределения, которое является существенной стороной общего процесса развития личности. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).        Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу), когда полноценность человеческой жизни определяется через его способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение не сводится только к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Н.С. Пряжников считает, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической ситуации), а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Представляют интерес разногласия авторов, касающиеся их отношения к так называемому "перевыбору" профессии. По мнению одних, он является закономерным и предсказуемым процессом, другие же считают его следствием ошибки, неправильного выбора профессии, то есть отклонением от нормального профессионального развития. Например, Е.А. Климов обращает внимание на то, что широко распространенное выражение "выбор профессии" маскирует два важных обстоятельства. Первое: каждый отдельный выбор является обязательно процессом, то есть некой цепочкой взаимосвязанных шагов. Другими словами, профессиональный выбор – это не единовременный акт, а процесс, состоящий из ряда актов и решений. Второе: на многолетнем трудовом жизненном пути неизбежны многие выборы, то есть выбор профессии не является однократным актом.

Д.А. Леонтьев предложил классификацию актов выбора на основании двух признаков: даны ли субъекту а) все возможные альтернативы и б) критерии для их сравнения. Выбор при наличии как альтернатив, так и критериев для их сравнения обозначается как простой; выбор при наличии альтернатив, но отсутствии готовых критериев, которые субъекту еще предстоит выработать, - как смысловой; выбор при отсутствии или неполноте альтернатив, требующий конструирования самих альтернатив, - как личностный, или экзистенциальный. Выбор, совершаемый в процесс профессионального самоопределения, относится данным автором к третьей разновидности, "поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе". Сложность ситуации профессионального выбора обусловлена неопределенностью подлежащих рассмотрению альтернатив и отдаленных следствий тех или иных решений. Ключевым звеном в выборе профессии Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова считают конструктивно-познавательную деятельность построения возможных вариантов будущего, ведь чтобы построить относительно реалистичный образ последствий того или иного решения, надо связать между собой множество факторов и условий, вычислить и экстраполировать тенденции, представить себе следствия определенных решений. Другими словами, задача конструирования возможных вариантов будущего опирается на разнообразные довольно сложные когнитивные процессы и механизмы.

Среди различных вариантов выбора профессии, складывающихся на практике, выделяют следующие: выбор профессии соответственно семейной традиции;  выбор профессии по случаю, наугад;  выбор профессии по призванию;  выбор профессии по расчету.  Приемлемым считается лишь четвертый вариант – осознанный, самостоятельный выбор профессии в результате решения задачи, требующей учета следующих факторов: а) потребностей рынка труда; б) условий избираемой деятельности, сознательного учета ее трудностей; в) требований профессии и своих возможностей по их удовлетворению, а также оценки предполагаемых форм вознаграждения в труде; г) оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессиональной школы как средства овладения профессиональным мастерством. На основе теоретического анализа, в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете имени  Д.Серикбаева предпринята попытка выстроить систему взаимодействия со школами области, направленную на профессиональную самореализацию молодежи. Преподаватели университета оказывают школам (прежде всего, сельским) значительную научную и учебно-методическую помощь, ведут активную информационно-разъяснительную работу.Стало регулярным проведение круглых столов с участием директоров и завучей средних общеобразовательных школ по проблемам ЕНТ, научно-методологических семинаров для учителей-предметников школ г. Усть-Каменогорска, что дает реальную возможность приобрести «союзников» в привлечении будущих студентов. Проводятся предметные олимпиады, созданы профильные классы в школах города и при Ресурсном центре. Внедрено проведение психологической профдиагностики с использованием компьютерных технологий и профориентационного тренинга. Таким образом, университет стремиться сделать все возможное, чтобы профессиональный выбор выпускников школ был самостоятельным и осознаным.

Однако существуют проблемы, которые находятся за пределами компетенции университета. Совершенствование конкурсных процедур и подходов к селекции подготовленных выпускников для обучения в вузах позволит, на наш взгляд, приступить к реальному практическому воплощению модернизации образования, приведет к  профессиональной самореализации. Проанализировав различные точки зрения современных авторов  на проблему профессионального самосознания, мы выдвинули гипотезу о том, что профессиональное самосознание студентов в процессе обучения проходит в своем развитии ряд этапов, отражающих процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Экспериментальное исследование проводилось в период 2014 -2015  учебного года в Восточно-Казахстанском государственном техническом  университете имени Д.Серикбаева. В нем приняли участие 40 студентов  I - IV  курсов специальности  5В071300 «Транспорт, транспортная техника и технологии» в возрасте от 18-22 лет.  Для изучения профессионального самосознания были взяты основные свойства личности предлагаемые «Методикой определения профессионально важных качеств» (ПВК), целью которой является исследование представлений субъекта труда о значимости индивидуально-психологических свойств, оценка иерархии этих свойств в связи с особенностями профессиональной деятельности. Полученные данные представлены в таблице 1.

Анализ количественных данных студентов специальности «Транспорт, транспортная техника и технологии», представленных в таблице 1, позволяет отметить следующее:

1)  Наблюдательность,  являясь для  данной специальности одним из важных профессиональных качеств,  формируется  в ВКГТУ имени Д.Серикбаева достаточно успешно, возрастая от курса к курсу, что подтверждают результаты исследования, которые показали, что  наблюдательность на 4 курсе имеет наиболее высокие показатели (1,7). Наблюдательность как профессиональное качество формируется в личности студента по мере того как он усваивает определенные знания по специальности, приобретая навыки и практический опыт.

 

 

Таблица 1. Средняя оценка каждого свойства для обследованной группы испытуемых*

 

Свойства личности

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

аттенционные

1,3

1,5

1,6

1,5

наблюдательность

1,2

1,3

1,4

1,7

мнемические

1,2

1,3

1,5

1,4

моторные

0,9

1,1

1,3

0,9

сенсорные

0,9

0,8

0,9

0,8

имажинитвные

1,3

1,8

1,6

1,2

мыслительные

1,2

1,6

1,6

1,6

эмоциональные

1,2

1,5

1,4

1,3

волевые

1,4

1,5

1,5

1,7

речевые

1,3

1,5

1,8

1,4

коммуникативные

1,3

1,5

1,7

1,6

Примечание – средняя оценка до 2 баллов

 

2) Необходимо отметить, что в данной выборочной совокупности волевые качества также имеют тенденцию к возрастанию (на первом курсе низкие показатели – 1,4; на четвертом – 1,7). Волевые свойства личности свидетельствуют о сосредоточении, концентрации внимания на той или иной деятельности, самоконтроле, саморегуляции эмоционального состояния, что демонстрирует высокий уровень профессионального самосознания.

3) Средняя оценка речевых и коммуникативных свойств личности обследованной группы испытуемых в наибольших показателях представлена у студентов 3 курса 1,8 и 1,7 соответственно, что свидетельствует о возможности быстрого установления контактов, умении выслушать, лабильности, умении находить  общий язык с людьми. Все эти составляющие являются необходимым атрибутом будущей профессиональной успешности.

Таким образом, можно свидетельствовать, что  имеется положительная динамика от курса к курсу в профессиональных и личностных качествах студентов специальности, что свидетельствует о значимости содержания профессиональной подготовки в вузе на развитие профессионального самосознания студентов.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.