KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Творческая деятельность как один из путей раскрытия духовно-нравственных ценностей
 Творческая деятельность как один из путей раскрытия духовно-нравственных ценностей
09 июля 2019    Автор / Усманова Б.Н. Заместитель директора по учебно-производственной работе гуманитарного колледжа «Самопознание» ГРЧ.

Раскрытие разностороннего,  творческого потенциала ребенка — наиболее важная из задач стоящих перед педагогами. Наиболее эффективным для развития этого потенциала, необходимого для формирования гармоничной личности, является изобразительная деятельность ребенка. В процессе творческой работы ребенок приобретает знания об окружающем мире, происходящих вокруг процессах и явлениях, испытывает гамму чувств от увиденного, сделанного, получает массу положительных эмоций. Радуется от создания своей работы, огорчается при сложностях ее выполнения, учится преодолевать трудности. Творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, стах, скованность, дает позитивные переживания.

Еще Аристотель и многие великие педагоги подчеркивали благотворную силу влияния творческой деятельности на развитие личности. Руководство творческой деятельностью ребенка имеет свои тонкости и требует от педагога чуткости и умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. В процессе творческой работы ребенок учиться думать, наблюдать, сравнивать, анализировать, запоминать и много другое. Знакомя детей с новыми объектами или явлениями педагог обращает внимание на их форму и свойства, сравнивает предметы, дает знания об их взаимосвязях или различиях. Помогая создавать изображения,  педагог помогает осмыслить ребенку качества рисуемого объекта, характерные особенности, детали, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации. Занятия творческой деятельностью напрямую связаны и развивают важнейшие функции: зрение, мышление, координацию, речь. Это в свою очередь способствует развитию и согласованию межполушарных взаимоотношений и психических функций.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена педагогом.

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет педагог, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение. На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами.

Третий этап– анализ результатов, является  логическим продолжением и завершением первых этапов. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на обозрение. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор. Если ребята создавали коллективную композицию, то следует обратить внимание на то, как красива общая картина, и предложить подумать, что можно сделать, чтобы она стала еще интереснее. Просмотр и анализ детских работ должны быть связаны с задачами занятия.

Можно использовать различные виды заданий, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Например, один из видов это предметно-тематические задании. Это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Мой  дом», «Я в школе», «Я и друзья», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», “Что я люблю”, “Мой самый хороший поступок”, “Мой мир”, «Любимая мама» и т.д. Этот вид заданий очень хорошо можно использовать для интеграции духовно-нравственных ценностей, обсуждая сюжет рисунка.  

Выполнение предметно-тематических  работ способствует развитию художественно-образного мышления, которое строиться на нескольких основах. Во первых это развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и окружающего мира. Также развитие фантазии, умение строить свой, неповторимый художественный образ. Посредством наблюдения  за окружающим миром формируется способность самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражение своего мнения и отношения. Творческая деятельность дает возможность раскрытию у ребенка представлений об истинной человечности и сопереживании, любви и доброте. Рисуя на заданные темы основной акцент надо делать не столько на внешнее сходство, пропорции, а на  чувства и эмоции, которыми наполняется ребенок в процессе работы.

Таким образом, особая роль творческой деятельности в разностороннем, гармоничном развитии ребенка заключается в способности погрузить ребенка в мир переживаний, радостей и  открытий, нравственных ценностей. При формировании личности ребенка творчество закладывает внутренний стержень будущей личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с общечеловеческими вечными ценностями.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.