Педагогическая мастерская
Фестиваль педагогических идей
Электронная библиотека
Педагогическое наследие
Портфолио
Видеогалерея
Контактные данные
Вых.№ 09-10/541 09.08.2019 г.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР«БӨБЕК»
ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
«О реализации пилотного проекта «Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание»в учебно-воспитательный процесс»
в 2019-2020 учебном году»
Алматы, 2019
Инструктивно-методическое письмо
«О реализации пилотного проекта
«Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
в учебно-воспитательный процесс»
в 2019–2020 учебном году
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание человека через содержание учебных предметов, воспитательных мероприятий, сотрудничество с семьей и обществом.
Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс состоят в целостном понимании мира и человека, обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония, а в сознании человека – как вечные общечеловеческие ценности.
Усилия педагогических коллективов ПОО должны быть направлены на
создание целостного образовательного пространства, в котором происходит развитие личности и которое включает в себя управление учебно-воспитательным процессом, учебный процесс, внеучебную воспитывающую деятельность, дополнительное образование, взаимодействие с внешними социальными институтами (семья, другие социальные институты) посредством усиления ценностного потенциала всех этих областей.
Организационную и координирующую деятельность ведут сотрудники Института гармоничного развития человека (ИГРЧ) Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра (ННПООЦ) «Бөбек» совместно с ответственными лицами – представителями областных управлений образования. В сотрудничестве осуществляется комплексное научно-методическое сопровождение пилотных организаций образования, проводится мониторинг результативности реализации Программы нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание».
ННПООЦ «Бөбек» направляет следующие инструктивно-методические рекомендации по реализации пилотного проекта «Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс» в пилотных организациях образования в 2019–2020 учебном году.
1. Включить в годовой план организации образования мероприятия по реализации пилотного проекта, представленные в перечне (Приложение 1).
2. Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в содержание образовательных областей
2.1. Провести в течение учебного года 5–7 интегрированных уроков/занятий по каждому учебному предмету/дисциплине (включение в содержание уроков общечеловеческих ценностей) в соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации образования.
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в содержание образовательных областей направлена на повышение ценностного потенциала учебных дисциплин, включение в их содержание специальных задач и соответствующего материала, направленных на духовно-нравственное и интеллектуальное развитие личности обучающихся.
3. Ценностное обогащение внеурочной деятельности, дополнительного образования
3.1. Ежемесячно проводить общешкольные круги радости, классные (кураторские) часы, уроки-беседы на нравственно-духовные темы.
3.2. Продолжить деятельность экологического движения «ТазаLIKE».
3.3. Провести творческий конкурс по чтению произведений Абая Кунанбаева«Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп», посвященный 175-летию просветителя.
3.4. Продолжить деятельность клуба встреч «Жаныңда жүр жақсы адам».
3.5. Реализовать проектную деятельность, направленную на служение обществу (в 5–10 классах в рамках проектной деятельности, обозначенной в учебной программе, в 11 классах (1–2 курсах колледжей) на усмотрение педагога самопознания).
3.6. Учителям самопознания в конце учебного года провести мероприятие (конференция, фестиваль, вечер и т. п.) по итогам выполнения проектной деятельности по предмету «Самопознание».
3.7. Психологу организации образования продолжить проведение тренингов, направленных на повышение психологической культуры и реализацию культурно-нравственного потенциала психологической службы. Главной задачей педагогов в организации внеурочной деятельности является определение содержания деятельности, его ценностного наполнения, которое должно быть осознано и освоено обучающимися.
4. Работа с родителями
С целью повышения уровня педагогической культуры родителей рекомендуется проведение системной работы по просвещению с применением современных форм и методов работы, с учетом особенностей контингента учащихся и родителей.
Продолжить проведение в организации образования Дня семьи (не менее 4 раз в учебном году). В рамках Дня семьи проводить семинары, форумы, мастер-классы и другие мероприятия для родителей по вопросам семейного воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
5. Методическая работа педагогов
В 2019–2020 учебном году педагогам пилотных организаций образования рекомендуется продолжить работу над методической темой «Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс детского сада/школы/колледжа в условиях обновления содержания образования».
5.1. Включить в планирование педагогических советов рассмотрение аспектов нравственно-духовного образования.
5.2. Организовать методическое объединение учителей самопознания (Приложение 2).
5.3. Включить в содержание плана заседаний методических объединений учителей вопросы реализации пилотного проекта.
5.4. Провести методические семинары для классных руководителей на темы «Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию», «Организация социально направленной деятельности в классе» и др.
5.5. Принять участие в мастер-классах по организации и проведению уроков самопознания, интегрированных уроков, внеучебной деятельности, работы с родителями и занятий дополнительного образования на основе нравственно-духовного образования «Самопознание».
5.6. Психологам организаций образования провести серию семинаров и тренингов по формированию благоприятного психологического климата педагогического коллектива на основе нравственно-духовного образования «Самопознание».
6. Информационно-ресурсная деятельность
6.1. Освещать в региональных средствах массовой информации мероприятия, проведенные пилотной организацией образования.
7. Мониторинг
7.1. Провести заключительный этап мониторинга в марте – апреле 2020 г. по разработанной в ННПООЦ «Бөбек» Программе мониторингового сопровождения пилотного проекта.
7.2. Сдать в ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек» результаты мониторинга до 25 мая 2020 г.
8. Взаимодействие с координатором реализации пилотного проекта
ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек» является координатором пилотного проекта, который осуществляет нормативное и методическое обеспечение реализации пилотного проекта; направляет пилотным организациям образования соответствующие методические материалы; ведет консультативную деятельность по реализации пилотного проекта; анализирует и обобщает материалы, полученные из пилотных организаций образования.
Рабочая группа пилотной организации образования ежемесячно направляет в ИГРЧ:
· разработкуинтегрированного урока по учебному предмету, составленную при совместном планировании педагогов и утвержденную на заседании методического объединения (с приложениями), разработку внеучебного мероприятия;
· информацию о реализации пилотного проекта за прошедший месяц по форме (Приложение 2);
· статьи, методические разработки педагогов для публикации в журнале «Самопознание.kz» и на портале www.ozin-ozi-tanu.kz.
Приложение 1
Перечень мероприятий по реализации пилотного проекта «Интеграция программы НДО «Самопознание»
в учебно-воспитательный процесс» на 2019–2020 учебный год
№
|
Содержание работы
|
Сроки |
Ответственные |
Учебная деятельность |
|||
1 |
Проведение интегрированных уроков по всем учебным предметам |
постоянно |
Заместитель директора по учебно-методической работе, учителя-предметники |
Внеучебная деятельность |
|||
2 |
Проведение традиционных праздников, соревнований и конкурсов с включением в их содержание общечеловеческих ценностей |
постоянно |
Заместитель директора по воспитательной работе |
3 |
Проведение общешкольных кругов радости на нравственно-духовные темы |
2 раза в месяц |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы |
4 |
Проведение классных часов на нравственно-духовные темы |
1 раз в месяц |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы |
5 |
Проведение уроков-бесед на нравственно-духовные темы |
1 раз в месяц |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы |
6 |
Проведение экологической акции «ТазаLIKE» |
октябрь, апрель |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы |
7 |
Проведение творческого конкурса «Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп», посвященного 175-летию Абая Кунанбаева |
октябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы |
8 |
Проведение благотворительной акции «Дорогою добра» |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания |
9 |
Проведение духовных встреч на тему «Жаныңда жүр жақсы адам» |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания |
10 |
Проведение акции «Аллея добра» |
Март – апрель |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы |
11 |
Презентация результатов проектной деятельности в рамках предмета «Самопознание» (5–10 классы) |
май |
Учителя самопознания |
Работа с родителями |
|||
12 |
Проведение Дня семьи «Родительский дом – источник любви» |
октябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя самопознания |
13 |
Проведение Дня семьи «Дети – наше будущее» |
декабрь |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания |
14 |
Проведение Дня семьи «Быть другом» |
март |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания |
15 |
Проведение Дня семьи «Культура праведного поведения» |
май |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания |
Дополнительное образование |
|||
16 |
Проведение занятий кружков и факультативов с введениемв их содержание общечеловеческих ценностей |
постоянно |
Педагоги дополнительного образования |
Методическая деятельность |
|||
17 |
Проведение методических семинаров по нравственно-духовному образованию педагогов с привлечением членов региональной рабочей группы и сотрудников ННПООЦ «Бөбек» |
ноябрь, март |
Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе |
18 |
Проведение педагогических советов на нравственно-духовные темы |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе, учителя самопознания |
19 |
Проведение тренинговых занятий для личностного и профессионального роста педагогов |
1 раз в четверть |
Психологи |
20 |
Проведение методического семинара для классных руководителей на тему «Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию» |
ноябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе, психологи |
21 |
Проведение методического семинара для классных руководителей на тему «Организация социально направленной деятельности в классе» |
март |
Заместитель директора по воспитательной работе, психологи |
Информационно-ресурсная деятельность |
|||
22 |
Публикация статей и методических разработок в журнале «Самопознание.kz» и на портале ozin-ozi-tanu.kz |
постоянно |
Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе |
23 |
Освещение проводимых мероприятий в СМИ |
постоянно |
Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе |
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
УЧИТЕЛЕЙ САМОПОЗНАНИЯ
1. Общие положения
Методическое объединение учителей самопознания – структурное подразделение методической службы школы, объединяющее учителей самопознания, ведущих учебно-воспитательную, научно-методическую и проектно-исследовательскую деятельность.
В своей деятельности методическое объединение руководствуется следующими нормативно-правовыми актами: Конституция Республики Казахстан, Закон об образовании Республики Казахстан, Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы, Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», локальные правовые акты организации образования.
2. Цель методического объединения
Актуализация ценностного потенциала содержания всех компонентов системы обучения и воспитания, повышение квалификации коллектива организации образования по Программе НДО «Самопознание».
3. Задачи методического объединения
· Изучать нормативно-правовые акты, определяющие деятельность методического объединения.
· Обеспечивать непрерывное совершенствование качества преподавания предмета «Самопознание».
· Организовывать и руководить проектно-исследовательской работой учащихся.
· Курировать подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам по Программе НДО «Самопознание».
· Осуществлять сотрудничество учителей самопознания и педагогов-предметников по вопросам интеграции общечеловеческих ценностей в содержание учебных дисциплин и внеурочных мероприятий.
4. Основные направления деятельности методического объединения
Научно-методическая деятельность учителей самопознания
Научно-исследовательская деятельность учителей самопознания
Проектно-исследовательская деятельность учителей самопознания и учащихся
Внеурочная деятельность и дополнительное образование учителей самопознания и учащихся
Взаимодействие методического объединения учителей самопознания с общественными организациями и творческими союзами по вопросам нравственно-духовного образования
Участие в городских, областных, республиканских мероприятиях
5. Права методического объединения
Методическое объединение имеет право:
Выдвигать предложения по улучшению функционирования системы воспитания и обучения в организации образования.
Систематизировать и рекомендовать к публикации передовой педагогический опыт, накопленный в методическом объединении учителей самопознания.
Рекомендовать учителей самопознания для участия в конкурсах различного уровня.
Рекомендовать учителей самопознания к внеочередной аттестации.
Рекомендовать учителей самопознания для представления к наградам и поощрениям различного уровня.
6. Контроль над деятельностью методического объединения
Контроль над деятельностью методического объединения осуществляется директором, либо его заместителем.
7. Рекомендуемый перечень документации методического объединения
Приказ о создании методического объединения учителей самопознания и назначении на должность руководителя (ежегодно).
Положение о методическом объединении учителей самопознания в конкретной организации образования
Анализ деятельности методического объединения учителей самопознания за прошедший учебный год
План работы методического объединения учителей самопознания на текущий учебный год
Банк данных учителей самопознания
Сведения о темах по самообразованию учителей самопознания
Перспективный план аттестации учителей самопознания
Перспективный план повышения квалификации учителей самопознания
Обобщение и распространение передового педагогического опыта (школьный уровень, городской уровень, областной уровень)
План работы с молодыми и вновь прибывшими учителями самопознания
Протоколы заседаний методического объединения, наличие информации о выполнении решений, принятых на заседании методического объединения
Материалы предметных методических недель, декад (план, разработки, сценарии, оценка эффективности проведенного мероприятия и т. д.)
Перечень опубликованных статей в средствах массовой информации
8. Порядок внесения изменений и дополнений в Положение о методическом объединении учителей самопознания
Все изменения и дополнения обсуждаются на заседании методического объединения, вносятся в протокол заседания и передаются для рассмотрения педагогическому совету организации образования.
Одобренные педагогическим советом изменения или дополнения утверждаются руководителем организации образования и вносятся в Положение.
Аналитический отчет
о проделанной за месяц работе по реализации
пилотного проекта
«Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
в учебно-воспитательный процесс»
№ |
Наименование мероприятий |
Кол-во мероприятий |
Кол-во участников |
Краткий рефлексивный анализ |
Трудности в выполнении |
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в содержание образовательных областей
|
|||||
1 |
Проведение интегрированных уроков/занятий по учебным предметам/дисциплинам |
|
|
Следует отразить: · как были реализованы методические приемы самопознания на уроке (внешняя интеграция); · как воспринимали учащиеся идеи интеграции общечеловеческих ценностей и данной школьной дисциплины (внутренняя интеграция); · интерес учащихся к содержанию уроков, удалось ли вдохновить учащихся; · что получилось и пока не получилось на уроках; · предложения по изменению и улучшению уроков; · изменения, наблюдаемые в поведении и характере учащихся после нескольких интегрированных уроков. |
|
Ценностное обогащение внеучебной деятельности, дополнительного образования
|
|||||
2 |
Проведение общешкольных кругов радости на духовно-нравственные темы |
|
|
Следует отразить:
· идеи программы, которые были представлены в содержании мероприятий, и то, как эти идеи были реализованы; · интерес учащихся к содержанию мероприятий, удалось ли вдохновить учащихся; · что получилось и пока не получилось; · предложения по изменению и улучшению; · изменения, наблюдаемые в поведении и характере учащихся после нескольких мероприятий.
|
|
3 |
Проведение классных (кураторских) часов на духовно-нравственные темы |
|
|
|
|
4 |
Проведение уроков-бесед на духовно-нравственные темы
|
|
|
|
|
5 |
Проведение социально-психологических тренингов, направленных на формирование ценностных ориентаций обучающихся |
|
|
||
6 |
Проведение экологической акции «ТазаLIKE» |
|
|
Следует отразить: · идеи программы, которые были представлены в содержании проекта внеучебной деятельности, и то, как эти идеи были реализованы; · впечатления, отзывы, высказывания участников проекта; · изменения, которые произошли в сознании участников проекта, по их мнению, после его реализации; · впечатления, отзывы, высказывания тех людей, для помощи и общения с которыми проводился данный проект; · что удалось и что не удалось в реализации проекта, вдохновились ли участники проекта; · как учащиеся сами планируют дальнейшую работу в направлении реализации данного проекта. |
|
7 |
Проведение творческого конкурса «Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп...» |
|
|
|
|
8 |
Проведение серии духовных встреч на тему «Жаныңда жүр жақсы адам» |
|
|
|
|
9 |
Проведение благотворительных акций «Дорогою добра» |
|
|
|
|
10 |
Реализация проектной деятельности по предмету «Самопознание» |
|
|
|
|
11 |
Проведение интегрированных занятий кружков и факультативов |
|
|
Следует отразить: · как были реализованы методические приемы самопознания на занятиях (внешняя интеграция); · как воспринимали учащиеся идеи интеграции общечеловеческих ценностей в содержание занятий кружков и факультативов (внутренняя интеграция); · интерес учащихся к содержанию уроков, удалось ли вдохновить учащихся; · что получилось и пока не получилось на занятиях; · предложения по изменению и улучшению занятий; · изменения, наблюдаемые в поведении и характере учащихся после нескольких интегрированных занятий.
|
|
Работа с родителями |
|||||
12 |
Проведение мероприятий по нравственно-духовному просвещению родительской общественности |
|
|
Следует отразить: · идеи программы, которые были представлены, и то, как они были восприняты родителями; · методические приемы уроков самопознания, которые были применены, и то, как они были реализованы; · наиболее важные с духовно-нравственной точки зрения высказывания родителей; · вопросы, которые задавали родители, и ответы учителей; · что получилось и пока не получилось; · удалось ли вдохновить родителей; · изменения, которые произошли в сознании родителей, по их мнению, после мероприятий. |
|
13 |
Проведение Дня семьи |
|
|
|
|
Методическая работа с педагогами
|
|||||
14 |
Рассмотрение и обсуждение вопросов нравственно-духовного образования на заседаниях педагогических советов, методических объединений |
|
|
Следует отразить: · идеи программы, которые были представлены в содержании семинаров, и то, как эти идеи были восприняты учителями; · методические приемы самопознания, которые были применены на семинарах, и то, как они были реализованы; · наиболее важные с духовно-нравственной точки зрения высказывания учителей; · вопросы, которые задавали учителя – участники семинара, и ответы учителя¸ проводившего семинар; · что получилось и пока не получилось на семинаре; · удалось ли вдохновить слушателей семинара; · изменения, которые произошли в поведении учителей в ходе семинара; · изменения, которые произошли в сознании учителей, по их мнению, после проведенного семинара; · есть ли у учителей желание прослушать еще один такой семинар, и какие идеи программы следует отразить в ходе его проведения; · какие методические приемы самопознания можно применять на каждом семинаре для учителей. |
|
15 |
Проведение методических семинаров, мастер-классов для педагогов |
|
|
|
|
16 |
Проведение тренинговых занятий для личностного и профессионального роста педагогов |
|
|
|
|
Информационно-ресурсная деятельность |
|||||
17 |
Освещение в региональных СМИ мероприятий, проведенных пилотной организацией образования |
|
|
|
|
18 |
Публикация статей, методических разработок в журнале «Самопознание.kz» и на портале ozin-ozi-tanu.kz |
|
|
|
|
Добавить комментарий