KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О реализации пилотного проекта «Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание»в учебно-воспитательный процесс»
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО  «О реализации пилотного проекта «Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание»в учебно-воспитательный процесс»
26 августа 2019    Автор / «БӨБЕК»

Вых.№ 09-10/541 09.08.2019 г.

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР«БӨБЕК»

 ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

 «О реализации пилотного проекта «Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание»в учебно-воспитательный процесс»

 в 2019-2020 учебном году»

Алматы, 2019

Инструктивно-методическое письмо

«О реализации пилотного проекта

«Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»

в учебно-воспитательный процесс»

в 2019–2020 учебном году

 Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание человека через содержание учебных предметов, воспитательных мероприятий, сотрудничество с семьей и обществом.

Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс состоят в целостном понимании мира и человека, обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония, а в сознании человека – как вечные общечеловеческие ценности.

Усилия педагогических коллективов ПОО должны быть направлены на

создание целостного образовательного пространства, в котором происходит  развитие личности и которое включает в себя управление учебно-воспитательным процессом, учебный процесс, внеучебную воспитывающую деятельность, дополнительное образование, взаимодействие с внешними социальными институтами (семья, другие социальные институты) посредством усиления ценностного потенциала всех этих областей.

Организационную и координирующую деятельность ведут сотрудники Института гармоничного развития человека (ИГРЧ) Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра (ННПООЦ) «Бөбек» совместно с ответственными лицами – представителями областных управлений образования. В сотрудничестве осуществляется комплексное  научно-методическое сопровождение пилотных организаций образования, проводится мониторинг результативности реализации Программы нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание».

ННПООЦ «Бөбек» направляет следующие инструктивно-методические рекомендации по реализации пилотного проекта «Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс» в пилотных организациях образования в 2019–2020 учебном году.

 1.  Включить в годовой план организации образования мероприятия по реализации пилотного проекта, представленные в перечне (Приложение 1).

 2.  Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в содержание образовательных областей

2.1.  Провести в течение учебного года 5–7 интегрированных уроков/занятий по каждому учебному предмету/дисциплине (включение в содержание уроков общечеловеческих ценностей) в соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации образования.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в содержание образовательных областей направлена на повышение ценностного потенциала учебных дисциплин, включение в их содержание специальных задач и соответствующего материала, направленных на духовно-нравственное и интеллектуальное развитие личности обучающихся.

 3.  Ценностное обогащение внеурочной деятельности, дополнительного образования

3.1. Ежемесячно проводить общешкольные круги радости, классные (кураторские) часы, уроки-беседы на нравственно-духовные темы.

3.2. Продолжить деятельность экологического движения «ТазаLIKE».

3.3. Провести творческий конкурс по чтению произведений Абая Кунанбаева«Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп», посвященный 175-летию просветителя.

3.4. Продолжить деятельность клуба встреч «Жаныңда жүр жақсы адам».

3.5. Реализовать проектную деятельность, направленную на служение обществу (в 5–10 классах в рамках проектной деятельности, обозначенной в учебной программе, в 11 классах (1–2 курсах колледжей) на усмотрение педагога самопознания).

3.6. Учителям самопознания в конце учебного года провести мероприятие (конференция, фестиваль, вечер и т. п.) по итогам выполнения проектной деятельности по предмету «Самопознание».

3.7. Психологу организации образования продолжить проведение тренингов, направленных на повышение психологической культуры и реализацию культурно-нравственного потенциала психологической службы. Главной задачей педагогов в организации внеурочной деятельности является определение содержания деятельности, его ценностного наполнения, которое должно быть осознано и освоено обучающимися.

 4.  Работа с родителями

С целью повышения уровня педагогической культуры родителей  рекомендуется проведение системной работы по просвещению с применением современных форм и методов работы, с учетом особенностей контингента учащихся и родителей.

Продолжить проведение в организации образования Дня семьи (не менее 4 раз в учебном году). В рамках Дня семьи проводить семинары, форумы, мастер-классы и другие мероприятия для родителей по вопросам семейного воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

5.  Методическая работа педагогов

В 2019–2020 учебном году педагогам пилотных организаций образования рекомендуется продолжить работу над методической темой «Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс детского сада/школы/колледжа в условиях обновления содержания образования».

5.1. Включить в планирование педагогических советов рассмотрение аспектов нравственно-духовного образования.

5.2. Организовать методическое объединение учителей самопознания (Приложение 2).

5.3. Включить в содержание плана заседаний методических объединений учителей вопросы реализации пилотного проекта.

5.4. Провести методические семинары для классных руководителей на темы «Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию», «Организация социально направленной деятельности в классе» и др.

5.5. Принять участие в мастер-классах по организации и проведению уроков самопознания, интегрированных уроков, внеучебной деятельности, работы с родителями и занятий дополнительного образования на основе нравственно-духовного образования «Самопознание».

5.6. Психологам организаций образования провести серию семинаров и тренингов по формированию благоприятного психологического климата педагогического коллектива на основе нравственно-духовного образования «Самопознание».

6.  Информационно-ресурсная деятельность

6.1. Освещать в региональных средствах массовой информации мероприятия, проведенные пилотной организацией образования. 

7.  Мониторинг

7.1. Провести заключительный этап мониторинга в марте – апреле 2020 г. по разработанной в ННПООЦ «Бөбек» Программе мониторингового сопровождения пилотного проекта.

7.2. Сдать в ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек» результаты мониторинга до 25 мая 2020 г.

8.  Взаимодействие с координатором реализации пилотного проекта

ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек» является координатором пилотного проекта, который осуществляет нормативное и методическое обеспечение реализации пилотного проекта; направляет пилотным организациям образования соответствующие методические материалы; ведет консультативную деятельность по реализации пилотного проекта; анализирует и обобщает материалы, полученные из пилотных организаций образования.

Рабочая группа пилотной организации образования ежемесячно направляет в ИГРЧ:

· разработкуинтегрированного урока по учебному предмету, составленную при совместном планировании педагогов и утвержденную на заседании методического объединения (с приложениями), разработку внеучебного мероприятия;

· информацию о реализации пилотного проекта за прошедший месяц по форме (Приложение 2);

· статьи, методические разработки педагогов для публикации в журнале «Самопознание.kz» и на портале www.ozin-ozi-tanu.kz.

Приложение 1

Перечень мероприятий по реализации пилотного проекта «Интеграция программы НДО «Самопознание»

в учебно-воспитательный процесс» на 2019–2020 учебный год

 

 

 

Содержание работы

 

 

Сроки

 

Ответственные

Учебная деятельность

1

Проведение интегрированных уроков по всем учебным предметам

постоянно

Заместитель директора по учебно-методической работе, учителя-предметники

Внеучебная деятельность

2

Проведение традиционных праздников, соревнований и конкурсов с включением в их содержание общечеловеческих ценностей

постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе

3

Проведение общешкольных кругов радости на нравственно-духовные темы

2 раза в месяц

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы

4

Проведение классных часов на нравственно-духовные темы 

1 раз в месяц

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы

5

Проведение уроков-бесед на нравственно-духовные темы

1 раз в месяц

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы

6

Проведение экологической акции «ТазаLIKE»

октябрь, апрель

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы

7

Проведение творческого конкурса «Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп», посвященного 175-летию Абая Кунанбаева

октябрь

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы

8

Проведение благотворительной акции «Дорогою добра»

1 раз в четверть

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания

9

Проведение духовных встреч на тему «Жаныңда жүр жақсы адам»

1 раз в четверть

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания

10

Проведение акции «Аллея добра»

Март – апрель

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы

11

Презентация результатов проектной деятельности в рамках предмета «Самопознание» (5–10 классы) 

май

Учителя самопознания

Работа с родителями

12

Проведение Дня семьи «Родительский дом – источник любви»

октябрь

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя самопознания

13

Проведение Дня семьи «Дети – наше будущее»

декабрь

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания

14

Проведение Дня семьи «Быть другом»

март

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания

15

Проведение Дня семьи «Культура праведного поведения»

май

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, кураторы, учителя самопознания

Дополнительное образование

16

Проведение занятий кружков и факультативов с введениемв их содержание общечеловеческих ценностей

постоянно

Педагоги дополнительного образования

Методическая деятельность

17

Проведение методических семинаров по нравственно-духовному образованию педагогов с привлечением членов региональной рабочей группы и сотрудников ННПООЦ «Бөбек»

ноябрь,

март

Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе

18

Проведение педагогических советов на нравственно-духовные темы

1 раз в четверть

Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе, учителя самопознания

19

Проведение тренинговых занятий для личностного и профессионального роста педагогов

1 раз в четверть

Психологи

20

Проведение методического семинара для классных руководителей на тему «Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию»

ноябрь

Заместитель директора по воспитательной работе, психологи

21

Проведение методического семинара для классных руководителей на тему «Организация социально направленной деятельности в классе»

март

Заместитель директора по воспитательной работе, психологи

Информационно-ресурсная деятельность

22

Публикация статей и методических разработок в журнале «Самопознание.kz» и на портале ozin-ozi-tanu.kz 

постоянно

Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе

23

Освещение проводимых мероприятий в СМИ

постоянно

Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе

 Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

УЧИТЕЛЕЙ САМОПОЗНАНИЯ

 1.  Общие положения

Методическое объединение учителей самопознанияструктурное подразделение методической службы школы, объединяющее учителей самопознания, ведущих учебно-воспитательную, научно-методическую и проектно-исследовательскую деятельность.

В своей деятельности методическое объединение руководствуется следующими нормативно-правовыми актами: Конституция Республики Казахстан, Закон об образовании Республики Казахстан, Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы, Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», локальные правовые акты организации образования.

 2.  Цель методического объединения

Актуализация ценностного потенциала содержания всех компонентов системы обучения и воспитания, повышение квалификации коллектива организации образования по Программе НДО «Самопознание».

 3.  Задачи методического объединения

·     Изучать нормативно-правовые акты, определяющие деятельность методического объединения.

·     Обеспечивать непрерывное совершенствование качества преподавания предмета «Самопознание».

·     Организовывать и руководить проектно-исследовательской работой учащихся.

·     Курировать подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам по Программе НДО «Самопознание».

·     Осуществлять сотрудничество учителей самопознания и педагогов-предметников по вопросам интеграции общечеловеческих ценностей в содержание учебных дисциплин и внеурочных мероприятий.

 4.  Основные направления деятельности методического объединения

Научно-методическая деятельность учителей самопознания

Научно-исследовательская деятельность учителей самопознания

Проектно-исследовательская деятельность учителей самопознания и учащихся

Внеурочная деятельность и дополнительное образование учителей самопознания и учащихся

Взаимодействие методического объединения учителей самопознания с общественными организациями и творческими союзами по вопросам нравственно-духовного образования

Участие в городских, областных, республиканских мероприятиях

 5.  Права методического объединения

Методическое объединение имеет право:

Выдвигать предложения по улучшению функционирования системы воспитания и обучения в организации образования.

Систематизировать и рекомендовать к публикации передовой педагогический опыт, накопленный в методическом объединении учителей самопознания.

Рекомендовать учителей самопознания для участия в конкурсах различного уровня.

Рекомендовать учителей самопознания к внеочередной аттестации.

Рекомендовать учителей самопознания для представления к наградам и поощрениям различного уровня.

 6.  Контроль над деятельностью методического объединения

Контроль над деятельностью методического объединения осуществляется директором, либо его заместителем.

 7.  Рекомендуемый перечень документации методического объединения

Приказ о создании методического объединения учителей самопознания и назначении на должность руководителя (ежегодно).

Положение о методическом объединении учителей самопознания в конкретной организации образования

Анализ деятельности методического объединения учителей самопознания за прошедший учебный год

План работы методического объединения учителей самопознания на текущий учебный год

Банк данных учителей самопознания

Сведения о темах по самообразованию учителей самопознания

Перспективный план аттестации учителей самопознания

Перспективный план повышения квалификации учителей самопознания

Обобщение и распространение передового педагогического опыта (школьный уровень, городской уровень, областной уровень)

План работы с молодыми и вновь прибывшими учителями самопознания

Протоколы заседаний методического объединения, наличие информации о выполнении решений, принятых на заседании методического объединения

Материалы предметных методических недель, декад (план, разработки, сценарии, оценка эффективности проведенного мероприятия и т. д.)

Перечень опубликованных статей в средствах массовой информации

 8.  Порядок внесения изменений и дополнений в Положение о методическом объединении учителей самопознания

Все изменения и дополнения обсуждаются на заседании методического объединения, вносятся в протокол заседания и передаются для рассмотрения педагогическому совету организации образования.

Одобренные педагогическим советом изменения или дополнения утверждаются руководителем организации образования и вносятся в Положение.

Приложение 3

Аналитический отчет

о проделанной за месяц работе по реализации

пилотного проекта

«Интеграция Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»

в учебно-воспитательный процесс»

 

Наименование мероприятий

Кол-во мероприятий

Кол-во участников

Краткий рефлексивный анализ

Трудности в выполнении

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в содержание образовательных областей

 

1

Проведение интегрированных уроков/занятий по учебным предметам/дисциплинам

 

 

Следует отразить:

·   как были реализованы методические приемы самопознания на уроке (внешняя интеграция);

·   как воспринимали учащиеся идеи интеграции общечеловеческих ценностей и данной школьной дисциплины (внутренняя интеграция);

·   интерес учащихся к содержанию уроков, удалось ли вдохновить учащихся;

·   что получилось и пока не получилось на уроках;

·   предложения по изменению и улучшению уроков;

·   изменения, наблюдаемые в поведении и характере учащихся после нескольких интегрированных уроков.

 

Ценностное обогащение внеучебной деятельности, дополнительного образования

 

2

Проведение общешкольных кругов радости на духовно-нравственные темы

 

 

 

Следует отразить:

 

 

·   идеи программы, которые были представлены в содержании мероприятий, и то, как эти идеи были реализованы;

·   интерес учащихся к содержанию мероприятий, удалось ли вдохновить учащихся;

·   что получилось и пока не получилось;

·   предложения по изменению и улучшению;

·   изменения, наблюдаемые в поведении и характере учащихся после нескольких мероприятий.

 

 

 

3

Проведение классных  (кураторских) часов на духовно-нравственные темы

 

 

 

4

Проведение уроков-бесед на духовно-нравственные темы

 

 

 

 

 

 

5

Проведение социально-психологических тренингов, направленных на формирование ценностных ориентаций обучающихся

 

 

6

Проведение экологической акции «ТазаLIKE»

 

 

Следует отразить:

·     идеи программы, которые были представлены в содержании проекта внеучебной деятельности, и то, как эти идеи были реализованы;

·     впечатления, отзывы, высказывания участников проекта;

·     изменения, которые произошли в сознании участников проекта, по их мнению, после его реализации;

·     впечатления, отзывы, высказывания тех людей, для помощи и общения с которыми проводился данный проект;

·     что удалось и что не удалось в реализации проекта, вдохновились ли участники проекта;

·     как учащиеся сами планируют дальнейшую работу в направлении реализации данного проекта.

 

7

Проведение творческого конкурса «Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп...»

 

 

 

8

Проведение серии духовных встреч на тему «Жаныңда жүр жақсы адам»

 

 

 

9

Проведение благотворительных акций «Дорогою добра»

 

 

 

10

Реализация проектной деятельности по предмету «Самопознание»

 

 

 

11

Проведение интегрированных занятий кружков и факультативов

 

 

Следует отразить:

·    как были реализованы методические приемы самопознания на занятиях (внешняя интеграция);

·    как воспринимали учащиеся идеи интеграции общечеловеческих ценностей в содержание занятий кружков и факультативов (внутренняя интеграция);

·    интерес учащихся к содержанию уроков, удалось ли вдохновить учащихся;

·    что получилось и пока не получилось на занятиях;

·    предложения по изменению и улучшению занятий;

·    изменения, наблюдаемые в поведении и характере учащихся после нескольких интегрированных занятий.

 

 

Работа с родителями

12

Проведение мероприятий по нравственно-духовному просвещению родительской общественности

 

 

Следует отразить:

·   идеи программы, которые были представлены, и то, как они были восприняты родителями;

·   методические приемы уроков самопознания, которые были применены, и то, как они были реализованы;

·   наиболее важные с духовно-нравственной точки зрения высказывания родителей;

·   вопросы, которые задавали родители, и ответы учителей;

·   что получилось и пока не получилось;

·   удалось ли вдохновить родителей;

·   изменения, которые произошли в сознании родителей, по их мнению, после мероприятий.

 

13

Проведение Дня семьи

 

 

 

Методическая работа с педагогами

 

14

Рассмотрение и обсуждение вопросов нравственно-духовного образования на заседаниях педагогических советов, методических объединений

 

 

Следует отразить:

·   идеи программы, которые были представлены в содержании семинаров, и то, как эти идеи были восприняты учителями;

·   методические приемы самопознания, которые были применены на семинарах, и то, как они были реализованы;

·   наиболее важные с духовно-нравственной точки зрения высказывания учителей;

·   вопросы, которые задавали учителя – участники семинара, и ответы учителя¸ проводившего семинар;

·   что получилось и пока не получилось на семинаре;

·   удалось ли вдохновить слушателей семинара;

·   изменения, которые произошли в поведении учителей в ходе семинара;

·   изменения, которые произошли в сознании учителей, по их мнению, после проведенного семинара;

·   есть ли у учителей желание прослушать еще один такой семинар, и какие идеи программы следует отразить в ходе его проведения;

·   какие методические приемы самопознания можно применять на каждом семинаре для учителей.

 

15

Проведение методических семинаров, мастер-классов для педагогов

 

 

 

16

Проведение тренинговых занятий для личностного и профессионального роста педагогов

 

 

 

Информационно-ресурсная деятельность

17

Освещение в региональных СМИ мероприятий, проведенных пилотной организацией образования

 

 

 

 

18

Публикация статей, методических разработок в журнале «Самопознание.kz» и  на портале ozin-ozi-tanu.kz 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.