KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Как воспитать настоящего человека (экскурс по трудам В.А. Сухомлинского)
Как воспитать настоящего человека (экскурс по трудам В.А. Сухомлинского)
27 июля 2017    Автор / Анна Дубровская, участница Международной общественной организации «ЛАГОДА»

Сухомлинский Василий Александрович – удивительная личность, педагог-новатор наш соотечественник, окончивший Полтавский Гуманитарный Институт. Сложно переоценить вклад этого человека не только в развитие образования, но и в формирование общества. Василий Александрович всю жизнь неустанно трудился на благо людей и в этом труде видел радость и цель жизни.

Десятилетия педагогической практики помогли ему обрести уверенное знание и представление о том, что является настоящей целью процесса воспитания и как её достигнуть. Согласно идеям великого педагога целью воспитания является формирование Настоящего Человека. Достигается же эта задача упорным трудом не только учителей и родителей, но также и самого ребёнка.

В своём труде «Как воспитать человека» Александр Васильевич пишет: «В сущности, воспитание настоящего человека есть одухотворение красотой человеческого духа — столь глубокое одухотворение, что маленький человек задумывается: кто я? Для чего я живу на свете? Великое это искусство и великая педагогическая мудрость: уметь говорить маленьким своим питомцам, а потом подросткам, юношам и девушкам о красоте человеческого духа». Со слов мудрого учителя ясно, что главным назначением воспитания является раскрытие духовного потенциала ребёнка и формирование силы его духа. В этом и заключается суть становления Настоящего Человека.

Благодаря Сухомлинскому на данный момент мы имеем целый кладезь полезных советов для родителей и педагогов о том, как именно формировать в ребёнке качества Настоящего Человека, такие как чуткость, щедрость, доброта, внимательность, мужество, совестливость. И одним из главных условий для раскрытия хороших качеств ребёнка является внимательность к его внутреннему миру. То есть чуткость самого педагога или родителя, умение угадывать и ощущать, что происходит в душе ребёнка, умение предвещать к чему может привести та или иная реакция ребёнка. Сухомлинский призывает нас быть предельно внимательными к мелочам.

Например, давайте подумаем над следующей ситуацией. Ребёнок, гуляя с родителями в осеннем парке, собирает листья. Насобирав целую охапку, он неожиданно и небрежно выбрасывает их. Делает он это явно не для того, чтобы понаблюдать за тем, как они летят, а просто выкидывает резким движением. Невнимательный родитель проигнорирует такое действие ребёнка, даже не заметив, что оно имело место быть. Внимательный же родитель почует тревогу в таком поведении дитя. Ведь такой проигнорированный воспитателем жест может стать шагом к формированию в ребёнке грубости, небрежности, неумении чувствовать красоту. Чуткий родитель, распознав это сразу, естественно не станет ругать ребёнка. Возможно, он скажет так: «Зачем же ты их собирал? Чтобы выкинуть? Они ведь такие красивые! Давай сейчас вместе соберём новый букет и подарим его бабушке». Формируя этими словами у ребёнка намерение «сделать для кого-то», родитель раскрывает в нём чувство человеколюбия, которое является ключевым для развития всех добрых качеств человеческой души.

О человеколюбии Сухомлинский говорил следующее: «По-настоящему любить человека можно лишь тогда, когда желание, возникающее в душе, озаряется светом хорошей, чистой, возвышенной, благородной мысли». Как видим, мысль тут – ключевое слово. Очень важно, чтоб мысли были высоконравственными, светлыми, созидательными. Возможно, кто-то скажет, что такой идеал человека не достижим. Но пример великого педагога показывает, что достижим при упорном труде ради других и работе над собой. Пускай каждый день в нашей голове проносятся тысячи мыслей, и, пускай, не все из них высоконравственны, и порождены нашими лучшими человеческими качествами. Но в нашей власти не отдавать внимания этим мыслям, порождённым нашим Эго, и почаще переключаться на позитивные, полезные для нашего внутреннего мира.

И Александр Васильевич ярко это осознавал: «Воля – сила способная дисциплинировать мысли, чувства, желания и порывы. С малых лет человеку надо быть властелином своего разума и воли». Здесь же Сухомлинский приводит слова Некрасова: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Формирование у ребёнка воли, а именно умения отдавать ясное предпочтение мыслям созидательным, творческим, пропитанным идеями всеобщего блага, мыслям о других людях, о делах для них, мыслям об ответственности является передовой целью родителей и педагогов. Проще говоря, цель - научить детей слушать свою совесть.

Продолжение статьи: Доброжелательность – качество Настоящего Человека.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.