KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации проектной деятельности учебного предмета «Самопознание»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  по организации проектной деятельности учебного предмета «Самопознание»
26 августа 2019   

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР«БӨБЕК»

 ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации проектной деятельности учебного предмета «Самопознание»

 Алматы, 2019

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации проектной деятельности

учебного предмета

«Самопознание»

 Введение

Воспитывать человека высоких нравственных качеств, стремящегося к постоянному нравственно-духовному совершенствованию, – это искусство. Сегодня важен подход, который поможет вдохновить обучающихся на служение высоким идеалам во имя утверждения общечеловеческих ценностей. Реальные возможности осуществления такого подхода предоставляет Программа нравственно-духовного образования «Самопознание».

Программа нравственно-духовного образования «Самопознание»программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся.

Цельюфункционирования системы воспитания и обучения является гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся через:

1) актуализацию ценностного потенциала содержания образовательных областей;

2) усиление нравственно-духовного аспекта содержания дополнительного образования и внеучебной деятельности;

3) активизацию взаимодействия организаций образований с общественными организациями, творческими союзами по вопросам нравственно-духовного развития личности.

Содержание системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека, основывается на:

Øпринципе гуманистической направленностиосуществлении деятельности организации образования на основе гуманистических идей и общечеловеческих ценностей;

Øпринципе национального наследияпознании общечеловеческих ценностей через призму национальной культуры;

Øпринципе социального взаимодействияконсолидации общественных институтов с целью нравственно-духовного образования обучающихся;

Øпринципе природосообразностиучете возрастных и индивидуальных особенностей личности, состояния физического и психического здоровья.

Содержание направлено на формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

1)  навыки самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития;

2)  готовность к нравственному выбору на основе общечеловеческих ценностей и способность действовать на его основе в различных жизненных ситуациях;

3)  готовность проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм, навыки служения обществу;

4)  умение выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, работать в команде;

5)  навыки здорового образа жизни.

Инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающие гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся, определяют практико-ориентированные условия обучения:

1)  интеграция общечеловеческих ценностей в содержание учебных дисциплин и внеурочных мероприятий;

2)  системное развитие у обучающихся навыков самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития;

3)  использование социально направленной проектной деятельности как необходимого условия организации внеучебной деятельности;

4)  активизация участия родителей в учебно-воспитательном процессе, нравственно-духовное просвещение родительской общественности;

5)  сотрудничество с общественными организациями и творческими союзами, социальными институтами в целях нравственно-духовного развития личности.

Созданию практико-ориентированных условий способствует вовлечение учащихся в социально направленную проектную деятельность. Основой данной деятельности служит выполнение долгосрочных проектов, отраженных в учебной программе по предмету «Самопознание» в 5–9, 10–11 классах.

Выполнение долгосрочного проекта является обязательным для выставления полугодовой и годовой оценки «зачет», о чем в учебной программе для 5–9, 10–11 классов сказано следующее: «Оценка «зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки обучающихся, отраженные в программе, и на основании выполнения долгосрочного проекта».

Учитывая, что предмет «Самопознание» является основным механизмом реализации Программы нравственно-духовного образования, рекомендуем организовать учебную деятельность по разработке и реализации проекта как обязательный компонент урочной, внеурочной работы, а также сотрудничества с родителями.

 Особенности социально направленных учебных проектов

Учебный проектэто самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя самопознания с обязательным участием классного руководителя.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает нравственно-духовное развитие личности, преобразование окружающего мира, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами социально направленной проектной деятельности обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, способствует развитию жизненно необходимых компетенций.

Задачи проектирования. Задача социально направленной проектной деятельности – углубить представления учащихся об общечеловеческих ценностях, развить навыки служения обществу, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности, умения работать в команде.

Социально направленный учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего нравственно-духовного потенциала. Данная деятельность позволит проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично продемонстрировать достигнутый результат.

Социально направленный учебный проект с точки зрения учителя видится не только как организация увлекательной деятельности для учащихся, создание условий для поиска и нахождения способов решения поставленной проблемы, форма организации взаимодействия учащихся с учителем, учащихся между собой и с родителями, но и как возможность развития в процессе разработки и реализации проекта ключевых компетенций обучающихся, к которым относятся:

понимание смысла и значения общечеловеческих ценностей;

готовность нести ответственность за собственные мысли, слова и действия;

стремление оказывать помощь и поддержку окружающим людям и природе;

умение распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в жизни и выражать свое отношение к этому, т. е. способность к различению;

понимание своей роли в семье, коллективе и обществе;

осознанное отношение к своей жизни и здоровью как ценности, использование на практике знаний о здоровом образе жизни, стремление исключить из жизни вредные привычки;

понимание важности сознательного выбора будущей профессии;

умение распределять и контролировать свое личное время;

умение объективно соизмерять свои желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;

понимание значимости взаимопомощи в жизни;

стремление к осознанию своей гражданской принадлежности.

 

Рекомендации по организации проектной деятельности

по предмету «Самопознание» в общеобразовательной школе

Тематика проектов по предмету «Самопознание»

 

Класс

Тема

5

Доброта начинается с меня

6

Природа – бесценный дар

7

Дружба в коллективе

8

Служение обществу

9

Мое поколение

10

Мое призвание

11

Истинные лидеры человечества

 По продолжительности исполнения социально направленные проекты являются долгосрочными, т. е. рассчитанными на один учебный год и содержащими задание на летние каникулы.

По своей структуре и содержанию с учетом доминирующей деятельности учащихся проект является и исследовательским, и творческим, и информационным, и социальным.

Задача учителя – помочь учащимся осмыслить свое «Я» в современном мире через исследование целей, интересов, интеллектуальных, духовных запросов, нравственных ориентиров, достижений своего поколения, свои возможности в общественно полезной деятельности.

В реализацию проекта вовлекаются не только учащиеся, но и члены их семей, друзья, знакомые. Таким образом, проект объединяет многих людей разных профессий, возрастов, социального статуса и способствует объединению здоровых сил общества во имя утверждения общечеловеческих ценностей.

Ход деятельности по проекту отражается в Дневнике проекта, который размещен в Тетради ученика. Тетради ученика для 5–10 классов представлены на портале нравственно-духовного образования www.ozin-ozi-tanu.kz

Возможно ведение Дневника в произвольной форме, для чего можно использовать альбом, файловую папку, специально отведенную для этого тетрадь формата А-4 и т. д.

Проект состоит из четырех частей. Каждая часть связана с содержанием определенного раздела, однако не ограничивается им. Все это предполагает четыре этапа исследования.

Схематически структуру проекта можно представить следующим образом.

Название проекта

Второй этап

Реализация задуманного в сотрудничестве с педагогами и родителями

Четвертый этап

Обобщение исследова-тельского материала, защита проекта

Третий этап

Реализация задуманного в сотрудничестве с педагогами и родителями

Первый этап

Постановка цели. Разработка плана деятельности

 На первом этапе учащиеся смогут осуществить рефлексию, т. е. анализ своего внутреннего состояния, отвечая на вопросы, данные в учебнике или Тетради ученика. Возможно, эти вопросы не исчерпывают всех эмоционально-волевых запросов личности, но, несомненно, помогут проанализировать отношения с собой и окружающим миром. Вопросы могут быть дополнены и учителем, и учащимися.

Поиск ответов на данные вопросы рекомендуется в качестве домашнего задания, результаты выполнения которого прозвучат на уроке самопознания. Для повышения интереса к обсуждаемой теме опрос можно начать с учащихся, выразивших желание ответить, постепенно вовлекая в разговор  всех остальных.

Важным аспектом работы над проектом является постановка цели. Наметить ее поможет предварительное размышление над вопросами каждого из учащихся. Определение цели тоже может быть предложено как домашнее задание с обязательным обсуждением на следующем уроке. Таким образом, появляется возможность сформулировать общую и понятную для каждого цель проекта. Цель записывается на доске учителем и в Дневнике проекта каждым учеником. Однако помимо общей цели у каждого должна быть  сформулирована индивидуальная цель исследования.

На первом этапе также составляется план деятельности по проекту, который включает в себя и этап изучения, и конкретные дела, и подведение итогов. Основой для составления плана служат задания, предложенные в учебнике и Тетради ученика, которые могут быть творчески осмыслены и дополнены учителем самопознания и учащимися.

Исследование может вестись на основе изучения научно-популярной литературы, просмотра художественных и документальных фильмов, телепередач, культпоходов в театры, музеи, посещения выставок изобразительного искусства, музеев родного края, организации встреч с интересными людьми, проведения коллективных добрых дел на благо человека и природы.

Таким образом, первый этапэто постановка цели и планирование деятельности с обязательным указанием сроков. План включает исследовательскую и практическую деятельность.

На втором и третьем этапах происходит реализация задуманного. Важно, чтобы наряду с исследованием нашли отражение и конкретные дела: благотворительные акции, трудовые десанты, концерты, изготовление поделок для ветеранов, воспитанников детских домов, одиноких людей. В эту деятельность могут быть вовлечены члены семей, друзья, знакомые и все желающие принять в ней участие. Важно, чтобы учащиеся понимали взаимосвязь исследовательской и практической деятельности, ведь практические дела тоже являются полем для исследования. Именно в условиях приложения своих сил человек может оценить свое внутреннее состояние (волнение, радость, удовлетворение от совершенного доброго дела и т. п.) и таким образом познать себя.

Четвертый этап завершающий. Он предполагает обобщение и систематизацию материалов проекта и подготовку презентации.

Защита проекта, или его презентация, заключается в демонстрации результата его выполнения, который может быть представлен в разных видах: видеоролике, фотоколлаже, красочно оформленной книге-раскладке, стенной газете, многожанровой композиции с показом сценок, исполнением произведений собственного сочинения, песен нравственно-духовного содержания и др.

Защита проекта предусмотрена на заключительных занятиях и рассматривается как праздник самопознания, на который могут быть приглашены гости: учителя, члены семей учащихся, друзья класса и те люди, которым оказывалась помощь в процессе реализации проекта. Рекомендуется подготовить адресные памятные подарки, продумать напутственные выступления. Уроки, посвященные защите проекта, совместно готовят учитель самопознания и классный руководитель.

К уроку-празднику рекомендуется оформить выставку творческих работ учащихся: рисунков, коллажей, эссе, которые выполнялись в течение года, а также дневников проекта.Учитывая вклад каждого в выполнение проекта, можно продумать номинации.

По числу участников проект можно рассматривать и как индивидуальный, и как групповой, и как коллективный. Индивидуальный он, в первую очередь, потому что, несмотря на общие полезные дела, предполагает личное осмысление проблемы каждым учащимся и возможность сделать собственные открытия.

Разработкой проекта руководит учитель самопознания, реализацией задуманного – классный руководитель. В планы классных руководителей реализация проекта входит как необходимое условие организации всей системы внеурочной воспитательной работы. Задача педагогов – создать у учащихся положительный мотивационный настрой и помочь на основе предложенной темы определить конечный результат, сформулировать задачи, разработать план действий, согласовать способы совместной деятельности.

Социально направленные долгосрочные проекты являются одновременно и исследовательскими, и творческими, и практико-ориентированными.

Ход проекта отражается в Дневнике проекта и предполагает творческий подход автора. Дневник проекта имеет следующие структурные компоненты.

1.  Титульный лист с указанием фамилии, имени, класса, школы, названия города или населенного пункта

2.  Название проекта

3.  Цель проекта

4.  План реализации каждого этапа с указанием сроков

5.  Материалы исследования: наблюдения, фотографии, зарисовки, схемы, модели, анкеты, опросы, отзывы (впечатления) по результатам дел, направленных на служение обществу, выводы по результатам деятельности на каждом этапе

6.  Обобщающие выводы, открытия, сделанные в процессе всего исследования

7.  Сценарий защиты проекта и результат проектной деятельности

 Этапы работы учителя и учащихся над проектом

 

Стадии

работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя самопознания

Деятельность классного руководителя

Подготовка

 

Обсуждение темы и целей проекта

Обсуждают тему с учителем и получают дополнительную информацию. Определяют цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

 

Планирование

Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа.

Определение способа представления результатов (формы отчета) на каждом этапе. Распределение заданий и обязанностей между членами команды

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

 

Предлагает идеи, высказывает предложения

 

 

 

Исследование

Сбор информации

Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, участие в социально направленной деятельности

Выполняют исследование в соответствии с планом

Наблюдает, советует, по возможности участвует в социально направленных полезных делах и косвенно руководит деятельностью

Наблюдает, советует, организует социально направленную деятельность и сам участвует в ней, косвенно руководя деятельностью

Анализ и обобщение

Анализ информации,

оформление результатов, формулировка выводов на каждом этапе

Анализируют информацию

Обобщают результаты

Наблюдает, советует

 

Презентация проекта

Формы представления результатов – заполненный Дневник проекта и специально оформленный результат (видеофильм, презентация, стенная газета, книга и т. д.)

Отчитываются, обсуждают, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы присутствующих

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Определение перспектив деятельности

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки на заключительных уроках по защите проекта

Оценивает усилия учащихся, их творчество, участие в исследовательской и практической деятельности, дает задание на лето

Анализирует достижения в личностном развитии

 

 

Последовательность выполнения проектов

 

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя самопознания

Деятельность классного

руководителя

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения

Уточняют информацию. Обсуждают задание

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает

 

2. Планирование

Анализ темы проекта. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии достижения цели

Помогает в составлении плана с опорой на задания по проекту в учебнике самопознания. Наблюдает

 

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает. Консультирует

Советует по вопросам организации практических  дел

4. Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект

Наблюдает. Советует

Организует социально направленную практическую деятельность

5. Оценка

Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели

Участвует в коллективном самоанализе проекта          

Наблюдает, направляет процесс

 

6. Защита проекта

Подготовка итогового продукта.

Обоснование процесса проектирования

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов

Участвуют в коллективном анализе

 

 Система оценивания проектов

Критерии оценки

Оценка педагога

Ведение Дневника проекта

1.    Цель проекта: конкретность и реалистичность цели

2.    План реализации каждого этапа: социальная направленность практической деятельности

3.    Материалы исследования: практическая ценность для достижения результата

4.    Выводы, открытия, сделанные в процессе всего исследования: самостоятельность и нравственно-духовная глубина содержания

5.    Результат проектной деятельности: вклад с коллективное творчество

 

0–2 балла

0–2 балла

 

0–2 балла

 

0–2 балла

0–2 балла

 По результатам выполнения проекта в 1-м полугодии в Дневнике проекта должны быть отражены:

1)  Цель

2)  План выполнения проекта с указанием сроков

3)  Материалы исследования, отражающие деятельность на первом и втором этапах: наблюдения, фотографии, зарисовки, схемы, модели, анкеты, опросы, отзывы (впечатления) по результатам дел, направленных на служение обществу. Выводы по результатам исследования на первом и втором этапах.

По результатам выполнения проекта во 2-м полугодии в Дневнике проекта должны быть отражены:

1) Материалы исследования, отражающие деятельность на третьем этапе: наблюдения, фотографии, зарисовки, схемы, модели, анкеты, опросы, отзывы (впечатления) по результатам дел, направленных на служение обществу. Выводы по результатам исследования на третьем этапе.

2) Обобщающие выводы, открытия, сделанные в процессе всего исследования.

3) Сценарий защиты проекта и результат проектной деятельности.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.