KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
«САМОПОЗНАНИЕ»: УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
 «САМОПОЗНАНИЕ»: УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
20 сентября 2019    Автор / И.В. Деева директор КГУ «Гимназия № 34» Алматы, Казахстан

 «САМОПОЗНАНИЕ»: УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

 Любовь к детям – самое чистое движение

человеческой  души.

С.А.Назарбаева

 Однажды к Мудрецу пришел Человек и спросил:

– О, Мудрейший! Как научиться любить?

Мудрец помолчал и через минуту произнес:

–Жизнь человеческая и любовь суть одно и то же. Твори для себя и себя, уважая при этом потребности и желания других людей. Люби себя, людей, мир вокруг и помни: справедливость без любви делает челове жестоким, приветливость без любви делает человека лицемерным, воспитание без любви делает человека двуликим, богатство без любви делает человека жадным, правда без любви делает человека лживым, честь без любви делает человека высокомерным, ум без любви делает челове хитрым. 

«В словах и поступках должна быть любовь... Любовь к детям – самое чистое движение человеческой души» – говорит Сара Алпысовна. 

Судьба меня не обделила профессией. Я вижу блеск детских глаз счастливые улыбки, радость творчества, ненасытное желание жить для людей и во имя людей. Была свидетелем и посильным помощником роста юного человека, развития его способностей, гражданского мужания Воспитывать детей – это прекрасно!

Но не каждый может воспитывать, на это надо иметь моральное право. На своем опыте убедилась, что ребят может увлечь только человек знающий, страстно влюбленный в свое дело, безмерно трудолюбивый, воспитанный. Мир интересов учителя должен быть необычайно широк, как разнообразен мир его воспитанников. Настоящего учителя увлекает именно этот неожиданный, разнообразный мир. Раскрытие тайны души ребенка сулит ему сильные и яркие впечатления. Этим сложна и прекрасна профессия учителя.

Любой директор школы с готовностью назовет вам несколько имен хороших учителей-предметников, но задумается, прежде чем назвать имя мастера-воспитателя. Агния Кузнецова в повести «Земной поклон» справедливо замечает: «Легче сделать воспитанника образованным, чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем» .

Все гениальное просто. Не спасут ни течения, ни направления, ни прекрасные реформы, ни замечательный чуткий опыт, если не будет любви. Как часто нам не хватает профессионального патриотизма. В моей практике было одно сочинение девочки – девятиклассницы. В нем было написано небольшое стихотворение:

Давай обратно вернемся в детство.

Будем на солнышке тамошнем греться,

Будем купаться в ближней реке,

И божью коровку держать в руке,

И в детский сад ходить по утрам,

Чтоб взрослые стали завидовать нам.

Станем всех наивней на свете,

Прямо как настоящие дети....

Я просто решила поделиться со своими коллегами этим чудным стихотворением девочки Тани. «Мудрые» старшие говорили, что стихи наивны, инфантильны, что в девятом-то классе надо писать о Родине, а не о божьей коровке. Я же считала и считаю, что «тамошнее солнце» и «ближняя река» – это и есть Родина! Любить свой порог, свою реку, свое дерево под окном, свою божью коровку, – значит, любить Родину. Именно с любви ко всему маленькому начинается большая любовь. Родина – очень конкретное понятие. И Таня хорошо чувствовала это сердцем.

На каждом шагу мы говорим о нравственном воспитании учеников. Безнравственных детей нет. Естъ дети, не обученные соучаствовать, сопереживать, сожалеть. И они могут никогда этому не научиться, если попадут в безнравственную среду. Пороки детей – это пороки взрослых. Нравственное воспитание – это стремление учителя сохранить маленькие души в чистоте, сохранить их честными, не способными двоедушничать.

Время само подсказало ввести такой предмет, уроки которого существенным образом влияли бы на раскрытие нравственных и духовных черт ребенка, научило бы его любить, прощать, понимать. Этим предметом благодаря Саре Алпысовне и стало «Самопознание». Вот что говорят об этом уроке сами дети: «Я с удовольствием хожу на «Самопознание», потому что там меня любят, и совершенно не важно, какие у меня оценки, как я себя веду, главное – мое мнение, мои мысли. Здесь я интересен, я нужен. И это здорово».

«Я узнал очень многое о своих одноклассниках, научился ладить с собой, вернее, анализировать свое поведение. Правда, я чаще себя оправдываю. Но, как говорит наш учитель, сначала нужно понять себя, разобраться в себе, а уж потом учиться жить в ладу со всем миром. Не знаю, как насчет всего мира, но со своими близкими мне бы хотелось жить дружно».

«Я люблю этот урок. За что? За честность, за наши споры. И, наверное, еще за то, что начинаешь задумываться о...разном и главном. Я скучаю по уроку и всегда жду его с нетерпением».

Вот это и есть самая главная оценка курса «Самопознания». Уроки «Самопознания» восполняют дефицит живого общения, при котором, беседуя о серьезных проблемах, взрослые не навязывают своего мнения, а ребенок может высказать свое суждение, не боясь критики и непонимания.

Эти уроки показывают, как необходимо слышать и осознавать каждому, что он – человек, что он – личность, что он – неповторимый, что он – нужен; как необходимо ребенку говорить о том, что его волнует и беспокоит; как важно, чтобы считались с его мнением, уважали его.

Уметь видеть детей в классном коллективе разными, непохожими друг на друга – великое искусство учителя. К сожалению, современная школа учит принимать на веру то, что должно стать плодом трудных поисков К личного выбора. Мы учим писать, считать, читать, но не учим любить себя; доверять людям, уметь с ними общаться, верить в собственные силы, находить выход из трудных ситуаций. Этому и многому другому ребенок может научиться на уроках «Самопознания».

Учитель должен быть интересным человеком. Он должен смотреть на мир глазами своих воспитанников и чувствовать должен, как ребенок: сильно и остро.

Любовь к детям – это ответственность, ни с чем не сравнимая забота о воспитании в них нравственных качеств личности. Мудрецы знали, что воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего питомца стремление к Высокому, вопреки всея жизненным невзгодам. Учитель – человек, знающий, как жить и дай чего жить. Более того, истинный учитель, наделенный особым профессиональным взглядом, видит в каждом маленьком человеке его лучшее, его будущее. Речь идет даже не о вере в ребенка, а о простой, необходимости: если не видеть в ребенке лучшее, тогда учителю просто нечего делать в этой профессии. Там, где постоянно недовольство я осуждение, жизнь становится тягостной, как для учителя, так и для учеников. А там, где преобладают терпение, любовь и поддержка, – царит совместное творчество, ведущее к духовному росту.

Сара Алпысовна Назарбаева считает, что с малых лет необходима раскрывать в ребенке его способности, чтобы он поверил в собственные силы, осознал радость жизни, чтобы уважал себя и других людей, жил в ладу со своей совестью, ориентируясь на общечеловеческие ценности, чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу. 

 Литература

1.Кузнецова А.Г. Земной поклон. - Новосибирск, 1969.

2.Самопознание. Методическое пособие для учителя. - Алматы: Бөбек, 2010.

3.Уроки человечности. - Алматы, 2001, Общественный фонд «Я - Человек»

4.Философия любви. - Астана: ТОО «Деловой мир Астана», 2011.

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.