KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Восприятие общечеловеческой ценности ненасилие современными подростками
Восприятие общечеловеческой ценности ненасилие современными подростками
21 августа 2020    Автор / Е.Ю.Сибилева, учитель самопознания, КГУ «Лицей №134», магистрант специальности «Социальная педагогика и самопознание», КазНУ им.Аль-Фараби, г.Алматы

Ненасилие это оружие сильных.

М.Ганди

Изучение общечеловеческой ценности ненасилие становится очень актуальным в современном мире, который, кажется, как будто обезумел от непрекращающихся войн, конфликтов, террористических актов и тому подобных событий, происходящих с пугающей частотой.

Слова великого Махатмы Ганди как нельзякстати звучат в наших реалиях: «Обретение свободы каждой личностью, нацией, миром должно в точной пропорции соответствовать постижению закона ненасилия. И пусть же, кто верит в ненасилие как в единственный метод достижения действительной свободы, высоко держат факел ненасилия, освещая непроницаемую тьму настоящего».

Работая в школе учителем самопознания, я вижу разных детей, и порой их помыслы не так чисты и добры, как хотелось бы. События, происходящие в мире, а также обилие фильмов, каждый кадр которых – акт жестокости и насилия, оказывают огромное разлагающее влияние на сознание подростков.И поэтому все чаще в их устах звучат фразы: «Ради успеха нужно идти по головам», «Путем добра и ненасилия не добиться успеха», «Чтобы жить хорошо, нужно быть готовым не только к защите, но и к нападению » и т.д.

Такие словазаставляют глубоко задуматься, так как будущее нашего мира в руках тех, кто сейчас оканчивает школу и вступает во взрослую жизнь. И от их мировоззрения, ценностных ориентаций и жизненных целей зависит будущее не только нашей страны, но и мира в целом.

Поэтому сегодня, как никогда,ценность ненасилие приобретает особое, общепланетарное значение. А учитывая, что мы живем в эпоху освоения околоземного пространства и полетов к другим планетам Солнечной системы, то, вполне вероятно,что и космическое…

Размышляя об этом, я решила поставить научно-педагогический опыт. Дети не знали, что они стали участниками эксперимента.

Сначала был проведен предварительный опрос.

·     Что такое общечеловеческая ценностьненасилие? Дайте свое определение данного понятия.

·     Как связана ценность ненасилие с другими ценностями?

·     Раскройте характерные особенности ненасилия.

·     Раскройте три главных аспекта ненасилия.

·     Расскажите о людях, которые практиковали в своей жизни ненасилие.

·     Практикуете ли вы ненасилие в своей жизни?

Анализируя ответы учащихся, я поняла, что их знания о ценности ненасилие очень поверхностные и неглубокие. Суть большинства ответов заключалась в том, что ненасилие – это отсутствие физического насилия. Ребята даже не задумывались о том, насколько глубоко это понятие. Их сознание было ограничено общими терминами и понятиями, часто употребляемыми в обществе.

Затемучащимся было предложено организовать какой-либо социальный проект, на что последовал моментальный отказ. Это уже говорило о том, что их мировоззрениебыло скорее потребительским, нежели альтруистическим.

Таким образом,я могла наблюдать картину, которая не совсем радовала глаз, но которую мне как педагогу необходимобыло дополнить светлыми и яркими красками, чтобы она преобразилась.

Учитывая полученные результаты, была разработана программа по углубленному изучению и практике ненасилия. В программу входило: проведение уроков самопознания с акцентом на ценность ненасилие;организация внеучебной деятельности (тренингов, воспитательных мероприятий и др.), а также осуществление волонтерской деятельности.

На уроках самопознанияучащиеся более подробно узнали о сути пяти общечеловеческих ценностей (истины, праведного поведения, внутреннего покоя, любви, ненасилия), их взаимосвязи и навыках практического применения.Важно было, чтобы они усвоили мысль о том, что развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже воспитание и образование.

Очевидно, что включение в процесс обучения общечеловеческих ценностей способствует формированию благородных качеств личности и ведет к духовному росту человека. Стремление личности к совершенству подразумевает ее возрастание в добродетелях. Отсюда следует, что духовный рост и совершенствование личности реально осуществляются в системе ценностей, составляющих разнообразный и богатый мир нравственных качеств.

Во время дополнительных занятийучащиеся изучали гуманистические концепции А.Маслоу, К.Роджерса, Ш.А.Амонаншвилии др.,на тренингах учились практиковать ненасилие в мыслях, словах и делах.

Через несколько недель ребята проявили желание попробовать себя в роли волонтеров и уже самостоятельно работали над социальными проектами, которые сами же и организовали. Они собирали вещи и канцелярские принадлежности и отвозили их в детские дома, кормили животных на улице, устроили в школе ярмарку и на вырученные деньги купили корм для собакиз приюта…

На моих глазах с детьми происходили колоссальные метаморфозы. Из колючих ежиков они превратились в милых котят, которые впоследствии, я уверена, станут благородными львами.Постепенно онистали меняться сами и менять мир вокруг себя через практику общечеловеческих ценностей и, в частности, ценности ненасилие.

И тогда я решила, что пришло время для контрольного опроса. Были заданы те же самые вопросы, но содержание ответов было совершенно другим.

При контрольном опросе учащиеся написали, что ненасилие – это есть проявление уважение и любви ко всему, что нас окружает, это осознание единства всего сущего, это не причинение вреда другому ни мыслью, ни словом, ни делом. Они прекрасно стали понимать, что именно нужно для того, чтобы практика ненасилия стала неотъемлемой частью их жизни. Для этого им необходимодумать о хорошем, смотреть на хорошее, слушать хорошее, говорить хорошее, делать хорошее.

Более того, они стали по-новому понимать, что такое счастье. И если раньше счастьем для них было наличие в жизни материальных благ, то теперь радость и благодарность других людей делали их по-настоящему счастливыми.

Какие же выводы можно сделать из результатов данного эксперимента?

·     Мировоззрение и ценностные ориентации учащихся еще не до конца сформированы и претерпевают изменения.

·     Предмет «Самопознание» помогает учащимся в изучении себя и раскрытии своего нравственно-духовного потенциала.

·     Учащиеся осознали, что счастье заключается в единении с миром и бескорыстном служении.

·     Ненасилие как образ жизни делает человека счастливым.

 

Литература

1.  ВладимирскийА.В. Великий Ганди. Праведник власти. – М.: Яуза:Эксмо, 2013.

2.  АмонашвилиШ.А. Размышления о гуманной педагогике– М.: Амрита, 2001.

3.  МукажановаР.А., ОмароваГ.А.Общечеловеческие ценности (5–11 класс): Методическое пособие для учителей.– Алматы:ННПООЦ «Бөбек», 2014.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.