KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Проблема взаимосвязи личностно-ориентированного и социально-ориентированного в профильном обучении как отражение педагогических идей З.И. Васильевой
Проблема взаимосвязи  личностно-ориентированного  и социально-ориентированного  в профильном обучении   как отражение педагогических идей З.И. Васильевой
26 августа 2020    Автор / А.А. Петрусевич г. Омск, Россия

В последнее время в педагогической науке  все чаще ставится вопрос об эффективности уклона в сторону личностно-ориентированного образования в ущерб его социальности. Однако, по мнению некоторых современных авторов педагогических исследований (Н.А. Алексеев, В.И. Загвязинский, И.А. Маврина и др.), необходим баланс между личностно-ориентированным и социально-ориентированным образованием, поскольку только он обеспечивает глубокое усвоение образовательных ценностей. Этот баланс, по нашему мнению, отражает социокультурные вызовы современной школе и выводит на понимание личностной и социальной сущности современного образования как образования в особой культурно-образовательной среде, соединяющей в себе личностные ценности учения и социальные ценности обучаемых.

Отталкиваясь от известного теоретического положения о том, что органическое единство, синтез и взаимная обусловленность категорий личного и социального обусловливают гармонизацию в приобретении социально и личностно значимых ценностей, можно предположить о наличии противоречия между общественным характером организации образовательного процесса и индивидуально-личностным характером присвоения продуктов образования как одной из наиболее значимых ценностей личности и общества.

В работах З.И. Васильевой отмечается, что основой личностной и общественной направленностью человека являются его ценностные ориентации. Именно ценностные ориентации, как сложное интегральное и динамическое качество личности выражает индивидуальное и общественное в процессе формирования отношения человека к духовным и материальным ценностям. Отсюда, ориентация на ценности образования, на духовно-нравственные ценности в целом отражает определенный тип воспитательной системы.

В воспитательных системах социальной ориентации и индивидуально-личностной ориентации (И.А. Колесникова) разрешение обозначенного противоречия связано с особым свойством этих систем. В системах социально ориентированного плана, основной упор делается на формирование и развитие отношений человека с собой, людьми, миром, что дает ему возможность социальной адаптации и социального творчества в различных сферах социального бытия. В воспитательной системе личностно ориентированного типа приоритет строится на творческой индивидуальности человека, его способности к самоосуществлению,  раскрытию и реализации индивидуально-творческого потенциала. И в той и другой, как отмечается в работах З.И. Васильевой, ориентация на социальное или личностное в различных воспитательных системах это ориентация на  общечеловеческие ценности, а это, как правило, способствует овладению не только к миросозерцанию, но и к освоению его, осознанному построению жизненных планов.

Если вести речь о школе, то сегодня социокультурная трансформация школы охватывает все стороны ее жизнедеятельности, поскольку обусловлена существенными преобразованиями в социально-экономической сфере общества. Системные инновации, связанные с построением современной профильной школы, позволяют рассматривать образование как ведущее условие воспитания культурного человека. В рамках взаимосвязи целевых ориентиров личностно-ориентированного образования, на основе которых строится профильное обучение, представлен целостный подход к образованию как системе. При этом, в ней выделяются ведущие направления образовательной работы, такие как планирование будущей личной и профессиональной жизни, нацеленность на самореализацию в будущем, профессиональное самоопределение, формирование субъектной позиции в достижении поставленных профессиональных целей и нравственных качеств личности. Вместе с тем, профильное обучение, отражает общественный запрос на создание условий получения образования школьниками в соответствии с их интересами и особенностями общественного производства в регионе и российском рынке труда в целом. Очевидно, что этот общественный запрос и служит некоторым ориентиром в построении соответствующих школьных воспитательных систем. Тогда с одной стороны, профилизация образования направлена на его индивидуализацию, а с другой – отражает социальную ориентированность образования как отражение социально-экономических вызовов школе и личности школьника.

Выбор профессии, как всегда справедливо отмечала З.И. Васильева, это всегда ориентация на социально значимые ценности человека. Но именно они, в конечном счете, определяют спектр личностных интересов учащихся. А эти последние являются результатом организованного профессионального воспитания  школьников на последней ступени школьного обучения. То есть, речь идет о профессиональном воспитании старшеклассников в процессе профильного обучения, в рамках которого разрешается имеющее место противоречие между социально-экономическими  вызовами выбора профессии и индивидуально-личностными интересами личности учащегося.

Термин профессиональное воспитание в школе является достаточно новым в педагогической науке и практике. Можно предположить, что если под ним понимать некоторую специфическую систему целей, содержания, средств, форм и методов работы, то профессиональное воспитание есть часть общего воспитания с той особенностью, что это связано с подготовкой школьников к будущей профессиональной деятельности.

В сфере вопросов, отражающих содержание профессионального воспитания, большинство тех, которые поднимают проблемы построения жизненных и профессиональных перспектив. Поэтому профессиональное воспитание школьников может рассматриваться как условие, определяющее различные задачи, в том числе нравственного воспитания и формирования таких качеств личности, как коллективизм, гуманизм, толерантность, нравственный долг, ответственность, дружба и товарищество, чувство чести и достоинства, честности и правдивости, дисциплинированности, скромности и др.

Вместе с тем, оценивая современное состояние разработанности проблем профессионального воспитания личности в общеобразовательной школе, нельзя признать, что эта научная и практическая задача полностью решена. В педагогической науке активно исследуются различные подходы, которые могли при определенных условиях стать ключом к формированию важнейших профессиональных, жизненно-нравственных качеств и отношений личности на пути становления самой личности школьника и подготовки его к будущей жизни.

Наиболее продуктивными, на наш взгляд, являются положения педагогической науки (З.И. Васильева, И.А. Колесникова, Г.К. Нургалиева, Е.И. Казакова и др.), в которых ведущими (базовыми) качествами личности, лежащими в центре профессионального воспитания являются:

- активная жизненная позиция школьника, определяющая его активность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, наличие собственной точки зрения;

- ответственность, проявляемая личностью в отношении совершаемого профильного выбора и профессионального будущего;

- субъектная позиция школьника в отношении профильного и профессионального самоопределения;

- адекватная самооценка собственных возможностей в профильном и профессиональном выборе;

- моральные качества, которые требуют от человека умений работы в коллективе, в команде и которые определяют его направленность в социально-значимой сфере профессиональной деятельности.

Отсюда следует, что в рамках социокультурных преобразований школы реализация задач профессионального воспитания связана с организацией педагогической деятельности, в которой важное место занимает построение некоторой стратегической линии, направленной в будущее школьника. Эта линия есть «продукт» его выстраиваемого воображения, которое на определенном этапе развития его личности выступает как мечта, а в дальнейшем приобретает все более отчетливые очертания, становясь целью. В то же время необходимо иметь в виду, что если содержанием этого воображения, а в последствии цели, является подготовка себя к будущей продуктивной жизни и деятельности, то это может означать, что школьник осознает смысл и цель своей жизни, у него сформированное положительное отношение к труду, он понимает личную и социальную значимость правильного выбора профиля обучения, в котором уже заложен профессиональный идеал.

Эти педагогические положения выводят нас на понимание, что профильный выбор для старшеклассника, осуществляемый в процессе профессионального воспитания, это не просто акт выбора предметов для углубленного изучения, это самоопределение в профессиональную сферу нацеленное в будущее. Оно осуществляется  под воздействием профессиональных потребностей, мотивов, целей, которые могут рассматриваться как результат профессионального воспитания и которые отражают процесс подготовки личности школьника к будущей трудовой деятельности. Постановка цели, связанной с профильным выбором уже отражает заложенный учащимся профессиональный выбор, а конструирование индивидуально-образовательной траектории, поиск путей реализации цели, оценка достигнутого, коррекция цели, это те составляющие механизма «построения себя», своей жизни, своего жизненного пути, которые характеризуют связь индивидуально-личностных и социально-ориентированных интересов школьника.

Таким образом, взаимосвязь личностно-ориентированного и социально-ориентированного  образования довольно четко определяется в условиях профильного обучения, где особое место занимает профессиональное воспитание школьников, где формируются соответствующие ценностные ориентации, ведущей из которых является ориентация на труд, на профессию.

Основываясь на научной школе З.И. Васильевой, в которой структура ценностных ориентаций представлена как совокупность компонентов: когнитивный (осознание объективной ценности), мотивационный (переживание ценности как потребности), поведенческий (выражающийся в определенных поступках),  прогностический (программирование будущего) можно утверждать, что направленность профессионального воспитания раскрывается для школьника в трех основных сферах:

·                        ценностно-смысловой – как понимание смысла профильного обучения и отражения в нем отношения к труду и выбору профессии.

·                        интеллектуальной – как наличие профессиональной цели в выбранном профиле, на основании которой формируются мотивы учения и стремление к высоким образовательным результатам.

·                        конструктивно-действенной – как отражение сформированных ведущих качеств личности, позволяющих осознанно конструировать ее профессиональный план в профильном обучении.

В соответствии с этим,  профильное обучение  актуализирует не только личностно-ориентированный, но и социально-ориентированный ресурс школьника, который формируется в условиях профессионального воспитания и который может выступать как показатель возможностей школьника, проявляющихся в процессе усвоения социально и личностно значимых знаний в профильном обучении.

 

Литература

 

1. Васильева З.И.На пути к обновлению теории и методики воспитания учащихся в учебной деятельности (60 – 80-е годы XX века): Научно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2012. – Ч 1.

2. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы XX в. Россия): Педагогическое наследие. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003, стр. 70 – 79.

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.