KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Аксиологические основы информатизации гуманитарного образования
Аксиологические основы информатизации гуманитарного образования
28 августа 2020    Автор / Чакликова А.Т. г.Алматы, Казахстан

Аксиологические основы современного образования как объект исследования З.И.Васильевой, являются важнейшими и глубинными принципами качественного обновления отечественного образования и подготовки профессиональных кадров, квалификационно отвечающим общемировым стандартам.

Известно, что интенсивно развивающееся интеграционные процессы, рост профессиональных и академических обменов, углубление международного взаимодействия и сотрудничества стимулировали поступательное развитие  образования в последнее десятилетие, произошли значительные позитивные изменения как в содержательном, так и в организационном плане.

Какие же модели образования способны реализовать современные требования к качеству результата обновленной профессиональной подготовки?

Ответ мы видим в информатизации образования. Сегодня очевидно, что процесс информатизации общества способствует росту понимания возможностей дистанционных технологий обучения как экономически выгодного решения проблем, связанных с обучением граждан, особенно взрослых; обеспечения реального перехода принципа "образование через всю жизнь", так как последний тезис является социально – обусловленной проблемой современности, в силу постоянно изменяющихся требований к качеству и характеристикам профессионального образования. Очевидно, что только информатизация позволяет реагировать и удовлетворять вариативные образовательные потребности различных категорий потребителей. Одним из ключевых и наиболее привлекательных характеристик информационных и телекоммуникационных образовательных технологий является возможность, представляемая этими системами,  каждому обучаемому выстроить свою образовательную  модель  или собственную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям и идеям. Что же касается образовательного диапазона приложенности технологий дистанционного образования, к сожалению, пока не исследованного по всему спектру его возможностей, то очевидно, что технология дистанционного образования интегрируется во все существующие формы получения образования, прежде всего в заочное, что, как считают современные дидакты, приводит к конвергенции различных форм получения образования.

Информатизация гуманитарного профессионального образования - это не внешние приметы перехода человечества на рубеже веков к информационному обществу и не дань гуманитарии молодой, но бурно развивающейся области научных знаний и технологий. За этими процессами видится переход к принципиально новому типу знания, когда происходит сближение, а часто и синтез гуманитарной и  естественнонаучной его составляющих. Следовательно, в новой информационной среде, знание предстает как единая динамическая система, которая направлена на отраслевую канву,   интегрирует их в систему. Доступ к современным базам данных позволит гуманитариям выстраивать свое индивидуальное гуманитарное пространство, снимать существующие между странами границы, создавать единую межкультурную коммуникационную систему, позволит разрабатывать свои, оригинальные концепции и модели изучаемых явлений и процессов. Таким образом, информационная свобода становится одновременно и условием и формой творческой и профессиональной свободы и развития. Как видите, налицо взаимопреобразование и взаимовлияние информационных технологий и гуманитарного знания. Если информатизация позволяет создавать, хранить, распространить огромное массивы информации гуманитарных знаний, что ведет к усилению технологической компоненты в структуре гуманитарного знания, то, в свою очередь, применение технологий в гуманитарном образовании ведет к определенной гуманитаризации современных технологий, вводит  в содержание новый культурологический код коммуникаций, и, соответственно, расширяет область применения информационных технологий. Тезис этот, конечно, спорный, и может вызвать определенную полемику.

Признавая тот факт, что особенностью нового этапа развития информатизации образования состоит именно в том, что приоритетными становятся не инструментальные, а содержательные аспекты создания и разработки информационно-коммуникационных технологий, гуманитар-ные вузы Казахстана в качестве приоритета в информатизации профессионального образования выделяют следующие направления:

Ø  переход к инновационному профессиональному образованию с применением IT технологий по линии кардинального переосмысления целей, содержания, форм и методов подготовки специалистов по профилю университета;

Ø  разработка содержательных основ профессионально- образовательных программ по интегрированно-модульной технологии на электронных носителях как базы для дальнейшего развития дистанционного профессионального образования;

Ø  последовательное обеспечение каждой специальности электронными учебниками с целью обеспечения возможности экспериментального апробирования предварительного в электронном варианте авторских концепций на большом массиве пользователей;

Ø  через создание учебно-методических материалов в электронном варианте распространить университетский концептуальный подход и методологию профессионального образования и одновременно закрыть  брешь в дефиците учебников по профилю университетов;

Ø  повысить качество профессиональной подготовки специалистов, эффективность управления учебным процессом, развивать формы самоуправляемых интерактивных технологий на базе ITс выделением значительного объема времени на самостоятельную работу студентов, что особенно актуально в условиях кредитной технологии обучения;

Ø  расширение информационного пространства университета на основе WEB технологий, дальнейшее совершенствование закрытой корпоративной сети, обеспечивающий удаленный доступ к базам данных университета;

Ø  продолжение работы по поиску партнера для международного сотрудничества на принципах обеспечения совместных дистанционных и виртуальных профессиональных образовательных программ.

По каждому из вышеназванных направлений накоплен определенный опыт и есть существенные наработки: модернизируются и совершенствуются учебно-ресурсные базывузовсовременным информационно-техническим оборудованием, высокоскоростным Интернетом, позволяющий студентам обеспечить открытый доступ в режиме on-line  к необходимым базам данных, для получения оперативной информаций по всем видам учебного процесса и прозрачности данных по успеваемости; разрабатываются собственные программные продукты, позволяющие ППС, сотрудникам и студентам автоматизировать ежедневную работу: оперативно взаимодействовать, совместно работать над документами, проектами и задачами, вести планово-организационную деятельность и получать весь необходимый объем информации; усовершенствовать работу офис-регистраторов, создания единой информационной системы контроля, объединяющей учебные структуры университета и ведения накопительного учета всей учебной деятельностью студента при систематическом контроле (текущий, рубежный, итоговый) посредством автоматизированной системы этой программы, обеспечена зарубежная информационная доступность и достаточность источников для творчески-аналитической деятельности студентов по многовариантной технологии  обучения, благодаря введенным в действие электронным библиотекам университетов.

Подобные масштабные преобразования  происходят при консультировании АО «Национальный Центр Информатизации», под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Нургалиевой Гуль Кумашевны. Именно синергия научно-педагогической теории ценностного ориентирования личности и педагогической концепции информатизации образования на основе информационно-коммуникационных технологий, предложенных в трудах Нургалиевой Г.К. позволили вузам Казахстана реализовать дистанционное образование как самостоятельной формы организации учебного процесса для всех категорий пользователей.Существующие работы по разработке концептуально-методологические основ информатизации образования, выполненные под руководством Нургалиевой Г.К. позволили вскрыть ее комплексную сущность как:

1)  системы исследовательских процедур, выступающей в проектировании образовательных систем в качестве: методологического регулятива построения и переноса в содержание образования моделей инфо-коммуникационной парадигмы;

2)  теоретической основы  информатизации содержательного аспекта образования;

3)  системы технологий, обеспечивающих формирование компетенций – ключевых, базовых, специальных, отвечающих требованиям образовательного стандарта;

4)  технологической базы для оценки эффективности и управления качеством профессионального образования в условиях информатизации.

Все это создает благоприятные условия для самой эффективной реализации педагогического потенциала инфо-коммуникационной парадигмы  для каждого уровня "вертикальной системы" профессионального образования в Республике Казахстан, а самое главное, представляет новые подходы к получению знаний, удовлетворяющие потребности и интересы личности для развития актуальных компетенций, формирование  новых видов познавательной деятельности в саморазвитии личности.

Иноязычное образование не является исключением: задачей современного иноязычного образования, по мнению его основателей в РК д.ф.н., профессора Кунанбаевой С.С., является формирование личности нового типа как активного субъекта межкультурной коммуникации, компетентность которого адекватно обеспечивает востребованный временем высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия в условиях международных контактов.

Формирование межкультурно-коммуникативной компетенции в условиях информатизации иноязычного образования характеризуется высокой степенью эффективности,  поскольку новейшие информационно-коммуникационные технологии, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметной области иноязычного образования и информационно-коммуникационных процессов, обеспечивают эффективную организацию познавательной речемыслительной деятельности, формирование  социокультурного фона, организацию процесса раскрытия языка как транслятора культур, что, в конечном счете, направлено на развитие личности обучаемого, повышение уровня его креативности, развитие способностей к альтернативному мышлению.

Именно информационно-коммуникационные технологии являются одним из средств, способных перевести образование на более высшую ступень, обеспечивая тем самым его развитие. Широкое внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала иноязычного образования.

Однако распространенное мнение о технологии как о процессе обучения, построенного на основе средств обучения ставит ряд принципиальных ограничений на его использование. Мнение авторов опирается на ключевое положение о том, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели. Авторы считают, что  в обучении возможно построение и использование на практике технологий, в связи с тем, что диагностической целью обучения может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы обучаемому в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности, и т.д. Качество усвоения кокретного учебного материала легко поддается итоговому контролю. Однако, по мнению исследователей, не представляется возможным определить диагностическую цель для процесса воспитания. Те же аргументы приводятся при отрицании возможности применения технологии в процессах развития. Таким образом, исследователи делают вывод о том, что воспитание и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне.

Однако, на наш взгляд, именно технология, в частности информационно-коммуникационные технологии, не только создают определенные объективные условия для обновления теории и практики воспитания личности, но напрямую воспитывают творчески мыслящую личность.

Аргумент о невозможности диагностирования цели процесса воспитания является неубедительным в свете одного из трудов д.п.н., профессора Г.К. Нургалиевой, которая в своем фундаментальном труде раскрыла именно проблему педагогической диагностики ценностной ориентации личности. Как считает Г.К.Нургалиева, разнообразие методов электронного обучения как вида технологизации образовательного процесса создает такую образовательную среду, которая несет в себе мощный воспитательный потенциал.

Социо-технологическое развитие иноязычного образования, по сути, является качественно новой системой обучения иностранным языкам.

Таким образом, социо-технологическое развитие иноязычного образования - это многофакторный и сложный процесс, который обеспечивает возможность построения  открытой  системы  образования в условиях информатизации с целью формирования субъекта межкультурной коммуникации посредством интегрированного  обучения языку и культуре через эффективную организацию познавательной речемыслительной деятельности, формирование  социокультурного фона; возможность организации процесса раскрытия языка как транслятора культур, поддерживающееся личностно-ориентированным, деятельностным, аксиологическим, социо-технологическим подходами.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.