KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
ПРЕДМЕТ «САМОПОЗНАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО САДА
ПРЕДМЕТ «САМОПОЗНАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО САДА
09 сентября 2020    Автор / ТАЙЖАНОВА Д.У. – воспитательдошкольнойорганизации №39 «Достык» города Актобе

Чтобы ответить на вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам.  И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для нас всех вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. И если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке.

С.Назарбаева

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, осознания своей индивидуальности в окружающем мире. 

Самопознаниеэто глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности.  В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.

Какова же истинная цель воспитания в детском саду «Самопознание»? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым человеком необходимоокружить его лаской, нежностью, добром иулыбкой. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Важно напитать ребенка, с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные добродетели: любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость.

       Целью базовой дошкольной организации является разностороннее целостное развитие  личности воспитанника, ориентированного на общечеловеческие ценности.Не каждый педагог, даже очень грамотный, владеющий методикой, может раскрыть в детях общечеловеческие ценности, если в нем нет самого главного – любви к детям, знания  его психологии. Поэтому очень важно, какой воспитатель окажется рядом и поведет его за руку по пути жизни, важно найти те добрые глаза, те отзывчивые души, которые вдохновят на добрые поступки.

И научат любить сердцем. Можно сколько угодно говорить о том, что надо беречь природу и дети будут повторять эти слова за воспитателем. Но знает ли он, понимает ли он как беречь? Он знает о яблоке из рассказов воспитателя: это фрукт, растет на дереве, о его свойствах, вкусовых качествах и т.д. А правильнее привлечь детей к действиям: посадить зернышко, саженцы, семечко. Вместе наблюдать за процессом роста, вместе поливать, рыхлить, наблюдать в ожидании результатов своего труда, своих действий. Появится ли у детей интерес, запомнит ли он, что необходимо для роста растений – свет, тепло, воздух, вода, уход? Что еще необходимо для роста растения, конечно энергия любви, которая творит чудеса. Дети, сами участвующие в процессе посадки, ухода за растениями  никогда не сломают ветку, не затопчут траву;  они научатся не только говорить, что природу надо беречь, но по - настоящему будут беречь ее и любить. Это и есть интеграция самопознания,  когда во все наши образовательные действия вложена частичка сердца.

Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на  школьные «рельсы», а в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия его духовно-нравственного, творческого, интеллектуального потенциала. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной, интеллектуальной, творческой  и, самое важное, нравственно-духовной деятельности дошкольников рассматривается  процесс интеграции предмета «Самопознание» в дошкольное образовательное пространство.

Каждое утро в детском саду прием детей начинается с приветствия, со встречи каждого ребенка с улыбкой и душевной теплотой, высказывания родителям позитивных пожеланий: «Добрый день, желаем удачного рабочего дня!»Позитивный настрой в начале дня настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает тех, кто немного эмоционален или  тревожен, активизирует их познавательную деятельность, способствует общению и осуществлению   индивидуального подхода к каждому ребенку. В итоге при постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит ребенка к гармонии с собой и окружающим миром.

Утренняя гимнастика способствует созданию хорошего настроения, активизации двигательной деятельности ребенка. После специального музыкального сигнала дети готовятся к гимнастике, самостоятельно регулируют свое движение и стараются правильно выполнить каждое упражнение.  Важно напомнить детям, о том, что в здоровом теле – здоровый дух!

На занятии самопознания детям предлагают послушать образные выражения нравственно-духовного содержания, крылатые слова, соответственно возрасту детей (это поговорки, пословицы, афоризмы). Примеры: «При солнышке тепло, при матери добро», «Дом там, где наше сердце», «Землю солнце красит, а человека труд» Детям средних  групп педагог наглядно дает пояснение, определяющее содержание. В старших группах дети сами дают определение содержанию крылатых слов, запоминают, заучивают. На занятии используются притчи, короткие рассказы, сказки, истории, помогающие детям понять, а педагогу  раскрыть общечеловеческие ценности на примере поступков героев, персонажей, о которых душевно не читает, а рассказывает педагог.  Рассказ, притча должны быть интересны и  понятны детям по содержанию, иллюстрировать и подчеркивать значение нравственных ценностей.  Важно личное отношение ребенка (детей) к действиям и поступкам в рассказанной притче, выявление ценности.

Цель рассказывания - раскрытие общечеловеческих ценностей, задача - воспитание духовно-нравственных качеств. Затем дети выполняют творческую работу, связанную с темой и целью занятия, желательно  использовать спокойную, красивую музыку. Групповая творческая деятельность объединяет детей, развивает способности, гармонию с окружающим миром. После окончания, дети анализируют свою деятельность.

Пение песни эффективный метод воспитания, содержание песни связано с темой и целью занятия. Ее место определяет педагог, песня может быть итогом занятия, может быть завершением работы над художественным произведением. Это зависит от построения структуры занятия. Исполнение песни развивает у детей сопричастность к прекрасному и доброму, дружеские чувства друг другу. Вызывает хорошее, светлое настроение и конечно помогает раскрыть и запомнить ценность.

Заканчивается занятие методом: «Посидим в тишине», когда  дети, успокаиваются, и находят покой в тишине окружающего мира, думают о том, что нового и хорошего они узнали сегодня на занятии. Важным моментом является настроение воспитателя, его отношение, его позиция к происходящему, т.к. его состояние внутреннего покоя передается детям, приводит их к позитивному настрою.

Правильное питание – залог здоровья каждого ребенка.  В процессе приема пищи дети узнают и приобретают культурно-гигиенические навыки (бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых и т.д.). Соблюдение этики за столом способствует воспитанию в детях культуры поведения (не разговаривать во время еды, держать правильно осанку во время сидения за столом, правильно использовать столовые приборы, благодарить поваров за вкусное приготовление еды и т.д.). 

Организация прогулки– это возможность для раскрытия духовного - нравственного потенциала ребенка. Прогулка является одним из  основных средств воспитания нравственных качеств личности.  В этих условиях мы соблюдаем один из основных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» - принцип природосообразности - и тем самым обеспечиваем эффективность процесса духовно-нравственного воспитания детей. Во время прогулки выявляются общечеловеческие ценности -понимание ребенком своей духовной природы, проявление бескорыстной любви к окружающему миру, единение с ней,  достижение внутреннего покоя,  соблюдение правил праведного поведения и как результат – проявление ненасилия ко всему живому.

Игровая деятельность на прогулке.В ходе игры воспитатель вместе с детьми извлекает нравственный урок.  С учетом погодных условий на прогулке организуются все виды игр (подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные, словесно-дидактические, музыкальные, игры-забавы). 

Задача воспитателя по окончании дня заключается в  содействии позитивному настрою ребенка. Чтобы при встрече с родителями у дошкольника появилось желание  поделиться своими успехами, он должен испытывать радостное ощущение от мысли, что на следующий день  опять придет в детский сад. Воспитатель провожает каждого ребенка с улыбкой, рассказывает его родителям о позитивных моментах текущего дня, о его  успехах и достигнутых результатах.  Очень важно, чтобы ребенок сам выразил потребность  рассказать родителям о своих достижениях. Это способствует тому, что взрослые смогут  поощрить и поддержать его.

Интеграция дисциплины «Самопознание» в целостный педагогический процесс детского сада объединяет образовательные области, разные виды учебно-воспитательной деятельности в единую систему, что обеспечивает гармонию педагогического процесса. Интегрированное  системное воздействие образовательных областей на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности.

В детском саду педагоги готовят детей в школу. Основным критерием является его умение читать и считать. Конечно, это немаловажно, но куда важнее научить его сопереживать, помогать, понимать, чувствовать плечо друг друга, радоваться его успехам, поддерживать, вместе смеяться и дружить. Уметь сказать - прости, уметь совершать добрые поступки…

Современный мир стремится к большим знаниям и более раннему их приобретению, но надо бы всем нам помнить слова В. Белинского: «Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание, высшее объемлет собой мир нравственный. А нравственность – это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человека нравственности, тем больше он Человек».

Для успешной реализации Программы нравственно-духовного образования  «Самопознание» в образовательном процессе детского сада необходима  поддержка  со стороны  родителей. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Каждому родителю важно осознавать то, что его  ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, гармонии, добра и благородства, и то, что каждая минута общения с ребенком  должна  быть насыщена  отцовской и материнской любовью. В совместной деятельности педагогов и родителей зародится то, о чем мечтал В.А. Сухомлинский: «Духовная общность между взрослым и маленьким». Во взаимодействии с родителями педагогический коллектив решает следующие задачи:

- изучает основные принципы духовно-нравственного воспитания детей;

-изучает уровень педагогической грамотности родителей;

- определяет уровень их активности в осуществлении совместной деятельности с коллективом детского сада по вопросам воспитания детей.

Если мы научили ребенка слушать свое сердце и делать только то, что подсказывает сердце, то он найдет свое место в жизни и выполнит миссию Человека на Земле. Воспитатели, общаясь ежедневно, ежечасно, ежеминутно с детьми являются живым мостиком между миром «Прекрасного» и ребенком. А это задача не простая. Это требует напряжения духовных сил, самоотдачи, любви. Чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть, а не казаться живым соучастником  этого процесса. Как сказал  Сухомлинский В.А.: «Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

Программа самопознание - есть продолжение жизни, и особый свет души, возвращающий детям радость жизни.

Автор программы нравственно-духовного образования Сара Назарбаева:  «Главная цель - научить детей жить в гармонии с самими собой и окружающим миром, а это и дает душевное равновесие любому человеку. Нужно   воздействовать на способности ребенка не оценками, а проявлением чистой, искренней любви».

Педагоги дошкольной организации №39 города Актобе готовы научить детей  жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.