KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
План урока по биологии, интегрированного с предметом «Самопознание»
План урока по биологии, интегрированного с предметом «Самопознание»
15 сентября 2020    Автор / Кравченко Т.Н. Костанайский педагогический колледж

Тема: История развития генетики.

Ценность: праведное поведение

Качества: преданность делу, сосредоточенность, терпение, уверенность в себе, ответственное отношение к труду.

 

Цели занятия:

ü   образовательная: раскрытие сущности генетики как науки; знакомство с основными этапами развития генетики, в том числе и в Казахстане, раскрытие основных генетических понятий;

ü   развивающая: формирование умений работать самостоятельно с учебником и таблицами, сравнивать, рассуждать, анализировать;

ü   воспитательная: воспитание положительной мотивации к учению, преданности делу, сосредоточенности, терпения, уверенности в себе, ответственного отношения к труду.

 

Ресурсы:

ü   Сатимбеков Р, Шилдебаев Ж. «Общая биология», Мектеп, 2014 г.

ü   Видеофильм «100 Величайших Открытий: Генетика».https://www.youtube.com/watch?v=LOH_QB-jI7k

 

Ход урока:

Психологический настрой. (Информация о празднике Дня)

Сегодня – 4 ноября. Сегодня отмечается замечательный праздник – День заботы о себе!

Темп современной жизни порой настолько стремителен, что человек просто перестает замечать простые маленькие радости, перестает обращать внимание на потребности своей личности. Каждый погружен в повседневные дела, учебу или работу, волнуется о родных и близких и т.д.

А смысл праздника в том и состоит, чтобы напомнить вам о себе самом, невероятно ценном и уникальном человеке. И этот праздник можно отмечать не только 4 ноября, а тогда, когда вы почувствуете необходимость позаботиться о себе. Я желаю вам прислушиваться к себе, относиться с уважением к стремлениям вашей души и своим мечтам.

 

Постановка цели урока и формирование задач.

Жить в современном мире, считать себя образованным человеком и грамотно использовать достижения науки, можно только зная основы наук, факты и закономерности.

Начнём изучение нового раздела: Основы генетики.

Тема занятия: История развития генетики.

Уважаемые студенты, попытайтесь сформулировать план нашего занятия самостоятельно.

План.

1. Задачи генетики, связь с другими науками.

2. Этапы развития генетики.

3. Развитие генетики и селекции в Казахстане.

4. Ген – единица наследственности. Свойства гена.

У нашего занятия есть и диагностическая цель: сегодня каждый из вас сможет оценить собственное умение работать с информацией, воспринимать и осмысливать ее. Перед вами листы для оценки умений. Ознакомьтесь с умениями и критериями оценки.

 

Лист оценивания

Умения:

1.                  выделять главное и обобщать;

2.                  предполагать и прогнозировать;

3.                  доказывать и опровергать;

4.                  формулировать проблемные вопросы;

5.                  вычленять логическую структуру текста;

6.                  устанавливать причинно-следственные связи.

Критерии оценки:

5 – владею умением в совершенстве;

4 – умею это делать хорошо;

3 – неуверенно это делаю;

2 – это у меня пока получается плохо;

1 – не умею это делать совсем.

Сегодня вы будете работать в группах (цветные булавки разного цвета).

 

Актуализация знаний.

Студенты, работая в группах (3 группы), находят определения генетических понятий, используя различные источники информации (интернет, толковый словарь, текст параграфа).

 

Изучение нового материала

1.                 Задачи генетики и связь с другими науками.

Генетика – изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.

ü    Что такое наследственность? Как вы понимаете этот термин?

Совместная формулировка определения и запись его в тетрадь.

Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.

ü    В чем биологический смысл наследственности? (Сохранение вида).

Затем рассматривается проблема изменчивости организмов, которая трактуется как свойство, противоположное наследственности.

Изменчивость – способность организмов изменять свои признаки и свойства.

ü    В чем биологический и эволюционный смысл изменчивости? (Обеспечивает выживание вида).

Далее учитель с помощью учащихся называет задачи, решаемые наукой генетикой:

ü    Изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития.

ü    Изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития организмов.

ü    Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов.

ü    Изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления.

 

Вопрос для обсуждения.

ü    Можем ли мы сегодня, зная геном человека, изменять генетический код организма?

Оказывается, можно. Сила мысли способна изменять генетический код организма.

Американский генетик Брюс Липтон утверждает, что исключительно силой мысли человек и в самом деле способен избавиться от любой болезни. И никакой мистики в этом нет: исследования Липтона показали, что направленное психическое воздействие способно менять... генетический код организма.

Гены с этой точки зрения определяют практически все: особенности внешнего облика, способности и темперамент, предрасположенность к тем или иным заболеваниям и, в конечном счете, продолжительность жизни. Никто не может изменить свой личный генетический код, а значит, нам остается лишь смириться с тем, что предопределено природой.

Однако опыты Липтона показали, что внешние воздействия на клетку могут влиять на поведение генов и даже приводить к изменению их структуры.Оставалось лишь понять, можно ли производить такие изменения с помощью психических процессов, или, проще говоря, силой мысли?

Его открытие позволило дать такое объяснение: с помощью веры в целебную силу лекарства человек меняет идущие в его организме процессы, в том числе и на молекулярном уровне. Он может «отключать» одни гены, заставлять «включаться» другие и даже менять свой генетический код.

 

Учащиеся делают вывод. Озвучивают цель и задачи генетики.

Связь с другими науками – организуется работа с учебником стр. 134-136.

1 группа – связь с медициной.

2 группа – связь с экологией.

3 группа – связь с педагогикой.

 

2. Этапы развития генетики.

Студенты составляют путеводитель по истории генетики (открытие – автор – год), просматривая видеофильм «Величайшие открытия в генетике».

Открытия:

1. Гены расположены в хромосомах – Томас Морган – Нобелевская премия 1933 г.

2. Гены управляют биохимическими процессами – ДжорджБидл – премия 1958 г.

3. Открытие транспозонов – Барбара Мак-Клинток – премия 1983 г.

(Траспозоны это мобильные генетические элементы, участки ДНК организмов, способные к передвижению.

4. ДНК переносит генный материал – АльфредСтёртевант – 1969 г.

5. Двойная спираль – Френсис Крик, Джеймс Уотсон – премия 1962 г.

 

3. Развитие генетики и селекции в Казахстане.

Студенты работают с учебником по составлению таблицы (7 мин.)

1 группа – первый период развития генетики.

2 группа – 2 и 3 периоды развития генетики.

3 группа – развитие генетики в Казахстане.

 

После просмотра видеофильма, педагог приводит некоторые факты из жизни великих генетиков и организует обсуждение вопросов.

 

Томас Морган «Новаторство в преподавании

Та самая прославленная на весь мир колумбийская лаборатория стала местом для ознакомительного посещения для многих известных ученых. Благодаря этой небольшой комнатке, площадью всего в 24 квадратных метра, была изменена организация самого учебного процесса. Морган основывался в своей работе на:

ü  принципах демократии,

ü  отсутствии субординации,

ü  свободном обмене мнениями,

ü  мозгового коллективного штурма,

ü  полной прозрачности.

Его методика стала основой для преподавателей американских ВУЗов, а затем и европейских.

Долгие два года Морган с коллегами работали, почти безрезультатно, над решением вопросов наследования мутаций. Однако потом произошло настоящее чудо – рождаются мушки с измененными признаками, что позволило сформулировать впоследствии теорию наследования. Скрещивание особей, подсчет тысяч потомков, тысячи бутылок с дрозофилами – все это стало основой успеха ученого. Были получены доказательства наследования, сцепленного с полом, и хранения на конкретном участке хромосомы данных о признаке. Результаты были оформлены в статью под названием «Наследование, сцепленное с полом».

 

Работа по вопросам к биографии Томаса Моргана.

ü   Какие качества характера помогли Томасу Моргану достичь результатов в науке?

ü   Какие черты характера вы считаете наиболее важными в жизни?

 

4. Ген – единица наследственности. Свойства гена.

Гены могут изменяться (мутации).

Каждый ген представлен двумя и более разновидностями (конкретными состояниями).

Аллель – конкретное состояние гена.

Аллельные гены обозначаются одной буквой.

Гены находятся в хромосомах (рисунок в учебнике «Расположение генов в хромосомах»).

Соматические клетки имеют (2п) – диплоидный набор хромосом, половые – гаплоидный (п).

Понятия «ген» и «аллель» в определенной степени синонимы («ген» – более широкое понятие; «аллель» – конкретное).

Свойства гена:

1.            Дискретность – несмешиваемость генов;

2.            Стабильность – способность сохранять структуру;

3.            Лабильность – способность многократно мутировать;

4.            Множественный аллелизм – многие гены существуют в популяции во множестве молекулярных форм;

5.            Аллельность – в генотипе диплоидных организмов только две формы гена;

6.            Специфичность – каждый ген кодирует свой признак;

7.            Плейотропия – множественный эффект гена;

8.            Экспрессивность – степень выраженности гена в признаке;

9.            Пенетрантность – частота проявления гена в фенотипе;

10.        Амплификация –увеличение количества копий гена

 

Закрепление.

Метод «Перекрестный опрос».Предлагается задать вопрос своему соседу по парте, и дать ответ на эти вопросы, не забывая отмечать правильные ответы в тетради.

 

Рефлексия.

Закончите предложение.

ü   Изучая генетику, я хочу …

ü   На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как …

 

Всегда полезно оглянуться на сделанное и оценить самого себя, проанализировать свои затруднения и найти пути их преодоления.Ставьте вопросы, ищите ответы на них. И, может быть ваши имена будут стоять рядом с именами известных ученых-генетиков, таких как Мендель, Морган, Чермак, ХугоДе Фриз, Корренс и другие.

 

Домашнее задание.

ü   Известно, что ген дальтонизма – рецессивный признак. Как наследуется этот признак в генотипе человека? Используйте все доступные вам ресурсы: учебники, справочники, Интернет и др.

ü   Изучить теорию пунктов 17-19 на стр. 93 учебника.

 

Заключительная минута урока.

Исполнение песни. Как прекрасен этот мир

Музыка Д. Тухманова

Слова В. Харитонова

Ты проснешься на рассвете,

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари.

Как прекрасен этот мир, посмотри.

Как прекрасен этот мир.

Как прекрасен этот мир, посмотри.

Как прекрасен этот мир.

Ты не можешь не заметить, -

Соловьи живут на свете

И простые сизари.

Как прекрасен этот мир, посмотри. 

Как прекрасен этот мир.

Ты взглянула – и минуты

Остановлены как будто,

Как росинки, их бери…

Как прекрасен этот мир, посмотри

Как прекрасен этот мир.

Как прекрасен этот мир, посмотри. 

Как п

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.