KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Нравственно-духовная беседа Тема беседы: «Жизнь – бесценный дар»
Нравственно-духовная беседа Тема беседы: «Жизнь – бесценный дар»
11 сентября 2020    Автор / СШ № 17, Костанайской области, класс – 9 С.В. Гурская

Школа: СШ № 17, Костанайской области, класс – 9

Учитель – С.В. Гурская

 

Цели беседы:

Ø   расширение представлений о человеческих ценностях, формирование ценностного отношения учащихся к жизни.

Ø   побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

Ø   знать составляющие понятия «ценность», выделять ценности, понимать их значимость в жизни человека.

Ø   раскрыть значение и многогранность понятия «Жизнь».

Ø   развивать потребность в обретении смысла жизни.

Оборудование: интерактивная доска, видеоматериалы, текст притч, рисунки учащихся, аудиозапись музыки.

 

Ход беседы

1.      Приветствие. Позитивный настрой. (Внешняя интеграция)

Добрый день, дорогие ребята!

Рассказ текста позитивного настроя учителем под спокойную музыку.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ состояния:

Ø   Какие чувства вы испытали, наполняясь светом?

Ø   Что интересного и необычного увидели?

Ø   Удалось ли ощутить тишину и покой?

 

2.      Определение темы беседы.

Как хорошо на свете жить:

Смеяться, плакать и любить,

Идти по снегу босиком,

Мечтать и думать ни о чем,

Мять колесом ковыль степей,

Кормить с ладони голубей…

Не сетовать и не брюзжать,

А каждый день в руках держать,

Тот бесконечно ценный дар …

Как вы думаете, о каком даре идет речь? (Ответы детей)

 

3.      Беседа

В жизни мы часто слышим выражения: «Как удачно сложилась жизнь», «Жизнь преподнесла сюрприз», «Жизнь не задалась».

Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие – жизнь? Что есть человеческая жизнь?

Работа в группах. Ребята дают определение слову «Жизнь».

 

4.      Знакомство со словарными определениями.

Словарь Ожегова: «Совокупность явлений, происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова: «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ». (Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)

Какое определение вам ближе и почему?

Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

 

5.      Просмотр видеоролика «#Жить»

https://www.youtube.com/watch?v=X__GJAvZ4_M

Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня впечатление.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Далее учитель предлагает выбрать любую строчку из стихотворения, которая ближе учащемуся и пояснить свой выбор.

 

6.      Рассказ учителя

Притча «След на земле»

Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на насупившем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался душой.

Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.

-Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.

-Есть ли у тебя сын или дочь?

-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

-Может быть, ты посадил дерево?

- Нет не посадил я дерева.

-Может быть, взлелеял поле?

-Нет, не взлелеял поле.

-Ну так значит, ты песню сложил?

-Нет и песни я не сложил.

-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке –след маленькой ножки.

«Вот и все, что останется после меня на земле! - с горечью подумал человек. – Но ведь этого так мало … Не так надо было жить! Не так …»

Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся.)

 

Подумайте и ответьте на вопросы:

Ø   Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся.)

Ø   Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)

Ø   Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)

Вывод: Самая главная цель в жизни человека – это жизнь, полная добра, помощи нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

 

7.      Творческое задание

Жизнь прожить нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем. Почаще задавайте себе вопросы: «Зачем и для чего я живу?» «Что я дал другому?» «Что я доброго оставлю после себя?».

Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.

Дети зачитывают свои цели по желанию.

 

8.      Итог урока

Притча «Полная банка»

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял трехлитровую стеклянную банку и наполнил ее большими камнями.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Тогда он открыл банку горошка и высыпал ее содержимое в эту же банку и немного потряс ее. Горошек занял свободное место между камнями.

Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Студенты ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Песок занял полностью существующее свободное место и все закрыл. Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Студенты ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда он достал кружку с водой и вылил ее в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И так же в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.

Вывод: Занимайтесь, прежде всего, самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится.

Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Но она не горит. Когда свечу зажигают, учитель поясняет, что как свеча бесполезна без огня, так и человек, живущий без любви и добра, проживает бесполезную жизнь.

 

Рефлексия

Ø   Узнали ли вы, ребята на сегодняшнем уроке об истинных ценностях?

Ø   Понятна ли вам их значимость для человека?

Ø   Полезным ли был для вас наш час общения?

 

Заключительная минута тишины.

Сегодняшняябеседа, может, стала для кого-то маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «Жизнь» …

Давайте закроем глаза и подумаем о том, как мы щедры, как искренне излучаем позитивную энергию, надежду, свет и любовь.

Думайте о хорошем, говорите хорошее, делайте добрые дела ...

Открываем глаза. Спасибо!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.