KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Профессиональное саморазвитие педагога
Профессиональное саморазвитие педагога
11 сентября 2020   

Саморазвитие предполагает «сознательный процесс личностного становления», «целенаправленное многоаспектное самоизменение личности с целью самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний».

Профессиональное саморазвитие  - источник делового самосовершенствования, связанный с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности.

Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Прослеживая особенности саморазвития личности как субъекта деятельности, исследователи (А. А. Бодалев, К. А. Абульханова-Славская) акцентируют внимание на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития.

Факторы личностно-профессионального развития, которые позволяют оптимизировать этот процесс: повышение престижа конкретного вида деятельности, повышение социального статуса и правовой защищённости личности, совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки профессионалов (различные формы, применение интенсивных методов, создание индивидуальных и авторских программ развития), развитие личностно-профессиональных качеств, совершенствование стиля деятельности.

Психологические факторы, препятствующие личностно-профессиональному развитию: природой обусловленные ограничения, нечёткость целей и мотивов достижений, негативный климат в коллективе.

Психолого-акмеологическая модель личностно-профессионального развития (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, В.М.Дьячков) включает две подструктуры – «развитие профессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности». В подструктуру «развитие профессионализма личности» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управленческих решений), совершенствование стиля руководства, формирование акмеологических инвариант профессионализма, развитие некоторых личностно-деловых качеств (исполнительности, инициативы, дисциплинированности, организованности), раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру «развитие профессионализма деятельности» входят: повышение профессиональной компетентности (расширение системы профессиональных знаний, повышение социально-психологической компетентности), совершенствование системы профессиональных умений.                           

Саморазвитие педагога в профессиональной деятельности – это процесс осознания им своих целей и задач в каждой конкретной ситуации, на основе которой, педагог выбирает условия, соответствующие очередной педагогической задаче, подбирает способы преобразования ситуации, оценивает полученный результат, вносит необходимые коррективы.

Структурные компоненты процесса саморазвития педагога. (В.А.Сластенин, Д.Ю. Ануфриева.)

Рефлексивный компонент: умение учителя переосмысливать отношения с педагогической деятельностью; построение новых образов себя; понимание смысла связей своей личности и профессиональной деятельности.

 Регулирующий компонент: умение педагога соотносить знания о возможных преобразованиях в педагогической деятельности и в самом себе с требованиями деятельности, выбирать средства и способы для достижения поставленной цели, анализировать причины успеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте.

 Компонент развивающего взаимодействия с участниками педагогического процесса находить условия для собственного личностного развития, умение педагога оценивать последствия собственных личностных влияний на воспитанников, умение видеть себя в жизнедеятельности своих подопечных, осуществлять глубинное общение.

Данные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и отражают целостный процесс профессионального саморазвития педагога.

В процессе самообразования и саморазвития могут быть использованы многочисленные приемы воздействия на свою личность. Среди них можно выделить, по крайней мере, три группы — самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация.

1. Самоинформирование Этот прием включает различные виды и формы самообразования. Содержание самообразования педагога многогранно. Важнейшим помощником в деле самообразования педагога является литература — педагогическая, психологическая, художественная и т. д. Продуктивность самообразования в значительной мере зависит от культуры человека. Надо уметь не просто читать, а изучать прочитанное. Скоростное чтение позволяет читать в два, три и более раз быстрее, чем обычно.

 Важнейшей составной частью самоинформирования является самопознание — информация о своей личности. Без точного знания и оценки особенностей своей личности учитель не может определить направление работы над собой. Самопознание должно осуществляться на всех уровнях: социальном, профессиональном и индивидуально-типологическом. Прежде всего, следует обратить внимание на умение критически оценить мнение окружающих людей: коллег, руководителей школы, учащихся и других лиц, с которыми педагогу приходится взаимодействовать. Внимательный и чуткий воспитатель не может не фиксировать реакции воспитанников или коллег на свои поступки и не отдавать себе отчет об их последствиях.

Возможным способом самопознания является самоиспытание, например, самоиспытание развитости, силы, устойчивости, и другие особенности психических процессов и свойств. Наконец, самопознание может осуществляться в результате систематического наблюдения за собой и анализа своих поступков. Лишь тот учитель приблизится идеалу, кто научился критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, ожиданий своих учащихся. Объективность знаний учителя о себе зависит от его самокритичности. Объективно оцепив свои плюсы и минусы, учитель ставит вопрос: «Что делать дальше, как быть?» Осознание перспектив саморазвития и установка на самосовершенствование являются катализатором самообразования педагога.

2. Самопобуждение. В самообразовании и саморазвитии непосредственным источником побуждений является сам занимающийся ими. Все внешние влияния и побуждения срабатывают, только преломляясь через внутреннее «я» личности, только будучи принятыми ею. Самопобуждение к самообразованию и саморазвитию зависит от уровня развития личности. Так, если человек отличается достаточной самостоятельностью, высоким уровнем самосознания, а его усилия по преодолению своих недостатков или развитию у себя нужных качеств — успешны, то, очевидно, самостимуляция может ограничиться самоодобрением и самоободрением. Более значимой и эффективной формой самостимуляции является самоубеждение. На основе анализа своей деятельности, благодаря строгим логическим доводам учитель может выработать сознательную установку — взяться за свое дальнейшее развитие. Ценность самоубеждения как побудителя к самовоспитанию заключается в том, что благодаря ему учитель более четко осознает качества личности, подлежащие изменениям. В некоторых случаях важную роль в стимуляции саморазвития может сыграть самоприказ. Когда дело проанализировано, примято решение, необходимо принудить, заставить себя приступить к его исполнению. Самокритичное отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных качеств, притягательная сила которых является побуждением к самоизменению.

3. Самоорганизация Среди способов самоорганизации процесса самообразования и саморазвития на первое место выходят способы самоконтроля. Самоконтроль реализуется в таких конкретных приемах, как самонаблюдение, самопроверка, самоотчет и самоанализ.

Самонаблюдение предполагает умение фиксировать в памяти результаты наблюдений за своей деятельностью — поведением, мыслями и переживаниями. Оно идет как бы вслед за событиями или параллельно с ними. Привычка к самонаблюдению является важным условием успеха самообразования и саморазвития учителя, ибо без установления обратных связей невозможно самоуправление

Самоконтроль — это способность мысленно опережать события и отдавать себе отчет о возможных последствиях своих действий и поступков. Основой самоконтроля является способность к опережающему отражению, благодаря воображению и критическому мышлению. В отличие от наблюдения, которое идет вслед за событиями, самоконтроль опережает их, делает их преднамеренными.

Самоотчет — одна из форм проявления самоконтроля. В работе учителя достаточно часто возникают ситуации, в которых он должен оглянуться и дать себе отчет в том, что он делает, как делает и что из этого получается. Постоянно ставя перед собой вопросы, учитель вырабатывает привычку к самоотчету.

Самоанализ. Вышеназванные приемы самоконтроля могут не дать существенного эффекта, если они не затронули чувства и мысли человека, если они не проанализированы, не обобщены. Без анализа нет ни наблюдений, ни контроля. Самоанализ предполагает не только соотнесение и оценку отдельных объективных педагогических фактов, но и оценку изменяющихся состояний самого учителя, в том числе и состояний, в которых выражается динамика его самосовершенствования. Поэтому самоанализ может осуществляться на разных этапах саморазвития.

От богатства арсенала средств и способов самообразования и саморазвития, от умения владеть ими в существенной мере зависит успех работы педагога над развитием своей личности. Поэтому получение информации о них и усилия по овладению ими – особая забота учителя, решившего заниматься самообразованием и саморазвитием.

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.