KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Гуманизация образования в изменяющемся мире
Гуманизация образования в изменяющемся мире
04 сентября 2017    Автор / Ю.Кулюткин, В.Бездухов, д.п.н., проф., член-корреспондент РАО, г. Самара.

Человечность есть раскрытие полноты человеческой природы, то есть раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении человека к человеку.

Н. Бердяев

Гуманистические идеалы – добра, красоты, истины, справедливости, равноправных отношений между людьми – давно вошли в золотой фонд человеческой культуры. Они определяли высокий смысл деятельности педагогов прошлого и современности. Проблема заключается в том, чтобы реализовать гуманистические идеалы в современной массовой школе, функционирующей в динамично изменяющемся мире – с его противоречиями глобального характера, с угрозой социально-экономического кризиса, дегуманизации и отчуждения личности от общественного развития, других людей, от сферы труда.

В последнее время идеи гуманистической педагогики приобрели в глазах учителей несколько необычный статус. В принципе, вряд ли кто-нибудь сомневается в высокой значимости установления гуманных межличностных отношений в школе, как, впрочем, и в обществе в целом. Все мы отлично понимаем, что гуманистические ценности представляют собой фундаментальную основу, определяющую не только качество школьной жизни, но и новый стиль человеческой деятельности. И на этом абстрактном уровне с идеями гуманизации все обстоит благополучно. Однако чем дальше, тем отчетливее многие учителя начинают осознавать, что гуманизация – это не просто лозунг, но и достаточно трудная проблема, о которой много говорится, но которая мало решается. Действительно, чем больше мы говорим о необходимости гуманизации, тем острее проявляются известные школьные беды: потеря у учащихся интереса к учению, неопределенность целей современного образования, падение его престижа, социальное расслоение между различными группами учащихся, возрастание подростковой преступности, утрата моральных норм поведения, увлечение молодежи маскультурой. Похоже, в образовании, как и вообще в нашем обществе социальных перемен, проявляется одна и та же болезнь – отсутствие реальных механизмов реализации идей, самих по себе превосходных и высоко значимых.

Такова ситуация, в которой находится сегодня учитель. Чтобы разобраться в этой ситуации, необходимо сделать ее предметом тщательного социопсихологического и педагогического анализа. Для такого анализа мы выберем лишь несколько наиболее важных, возникающих в процессе реализации идей гуманистической психологии и педагогики. В частности, это проблемы сущности и природы гуманизации образования, интеллектуально-личностных качеств учителя, диалога и групповых форм обучения учителя, педагогической рефлексии. Мы постараемся показать, что все эти проблемы имеют неоднозначное решение, что их реализация в практике образования приносит не только положительные, но и отрицательные результаты и что – несмотря на всю свою внутреннюю противоречивость – гуманизация остается все-таки основным условием, помогающим человеку жить в нашем изменяющемся мире.

Гуманизация – общее направление, связанное с поисками конкретных и многообразных путей решения этой проблемы. Гуманизация образования — это многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. Гуманизация образования – не абстрактный призыв к человеколюбию, а признание ценности конкретного ребенка, создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию. Гуманизация образования предстает перед учителем в форме социального императива, который создает общий подход к решению многообразных социально-педагогических проблем.

Гуманизация образования – это многофакторный и многоплановый процесс. Результаты формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к изменяющейся действительности не могут быть достигнуты строго однозначным путем, например посредством гуманитаризации образования. Нельзя ограничить масштабы гуманизации образования средствами учебных предметов гуманитарного цикла. Важен тот нравственный потенциал, который содержится в них и придает процессу гуманизации образования стабильность и в то же время гибкость и динамичность. В условиях переориентации общества на общечеловеческие ценности, когда становится реальным переход от абстрактного гуманизма к реальному, от абстрактного человеколюбия к признанию самоценности личности, повышению значения деятельности каждого человека, а значит, признанию его свободы и ответственности, гуманистический подход к образованию, обучению и воспитанию имеет чрезвычайно важное значение.

В современных условиях как никогда важен поиск системы реальных, а не абстрактных ориентиров и идеалов. В этой системе особая роль принадлежит гуманизму. «Дело тут, – пишет В.А.Лекторский, – не только в том, что из самой природы человека вытекает стремление к свободе, справедливости, деятельному участию в том, что происходит вокруг,– все, что входит в содержание гуманистического идеала. Дело также в том, что человек в XX столетии попал в сложную ситуацию. С одной стороны, ряд старых гуманистических представлений оказался в чем-то несостоятельным и нуждается в переосмыслении... С другой стороны, трансформации, которые происходят в рамках современной цивилизации и которые означают переход от ее односторонне технологического характера к какому-то новому, иному качеству, предполагают возрастание возможностей отдельного индивида» (Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. – 1994. – № 6. - С. 25.)

Обращение к проблеме гуманизма – это важное направление анализа происходящих в современных условиях изменений, в частности – изменений в образовании. Понимание того, что гуманистический идеал не совпадает с реальностью, не исключает осознания того, что в образовании такой идеал необходим, что к нему нужно стремиться. Этот идеал, говоря словами С.И. Гессена, есть цель-задание, то есть задача высшего порядка, неисчерпаемая по самому существу и открывающая для стремящегося к ней человечества путь бесконечного развития (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 447 с. – С. 33).

Гуманистически ориентированная деятельность педагога находит свое выражение в его многообразных отношениях к ребенку, к миру его ценностей, образующих содержание гуманистической направленности его личности. «Пересечение действий учителя и учащихся», их «встречная активность» приводят к принятию другу друга, к диалогической целостности тогда, когда точки зрения, позиции, роли, ценностные системы и т.д. подвергаются рефлексивному анализу как педагогом, так и учеником.

Мы считаем, что специфика деятельности учителя состоит в том, что ведущим мотивом деятельности, взаимодействия с учеником являет гуманизм как ценность, который, будучи реализованным педагогом при достижении цели образования и воспитания, определяет характер и содержание «пересечения действий учителя и ученика», их «встречную активность» по освоению ценностей, принятию друг друга. Учитель, руководя деятельностью ученика, исходит из признания его ценности как человека, из признания ценности его действий, поступков, деятельности, ориентированной на себя и другого человека, на его развитие и развитие культуры, субъектом которой является ученик.

Гуманистическая этика позволяет выявить специфику деятельности учителя: развивая способность детей к ориентировке в мире, среди людей и среди своих намерений, целей, установок, он тем самым утверждает как свою жизнь, так и жизнь детей. Утверждение жизни – это выбор и реализация ценностей, которые способствуют развитию как ученика, так и окружающих его людей. Научить ребенка нравственности нельзя, нельзя научить и быть гуманным. Однако не следует подходить к ценностям, к деятельности и общению ученика как объектам педагогической работы только на этом основании.

«Гуманизм» означает «человеческий», «человечный». Уже в самом определении человек признан высшей ценностью. Следовательно, гуманизм относится к миру моральных ценностей. Право на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, равенство и справедливость, человечность должны стать нормой взаимоотношений, деятельности и поведения. Норма – это требование, предъявляемое человеку со стороны общества. Она выражает меру должного в деятельности, в поведении, в общении, во взаимоотношениях между учителем и учеником. Она выступает в качестве образца, на соотнесении с которым, с одной стороны, строятся деятельность, поведение, а с другой – осуществляется их оценка. Гуманизм учителя как морально должное и есть тот образец, который является точкой отсчета в его суждениях о моральных ценностях ученика. Гуманизм в данном случае становится и ориентиром педагогической деятельности.

Гуманизм педагога – это принцип педагогической морали, который раскрывает сущность его профессиональной деятельности, ориентированной на развитие ученика, и нравственная норма, предписывающая ему реализацию гуманистического потенциала морали в педагогической действительности. В основе гуманизма как принципа педагогической морали и деятельности лежит признание реального ученика высшей ценностью. Такое отношение к ребенку дает возможность отвлечься от абстрактной трактовки его личности, позволяет увидеть в учебно-воспитательном процессе конкретного школьника с его сильными и слабыми сторонами. А осмысление педагогом понятия «гуманизм» должно привести его к признанию за учеником права на собственное достоинство, самостоятельность, вызвать уважение к его неповторимости и уникальности. Несмотря на то, что каждый школьник может отличаться от других по своим способностям, по уровню образованности, воспитанности, он не должен отличаться от них по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство. Это заставляет учителя уважать личность ребенка, предполагая равенство возможностей в самоопределении, самореализации и проявлении себя как личности, что ведет к признанию за учеником соответствующих прав. Это укрепляет чувство собственного достоинства каждого ученика. Оказывая уважение школьнику, учитель тем самым признает его ценность. Уважение к личности ребенка означает, что педагог ему доверяет. Уважение и доверие со стороны учителя к школьнику порождают отношения взаимной ответственности.

Гуманизм педагога порождает такие нравственные отношения, как любовь, внимание и забота об окружающих. Эти отношения имеют эмоциональную окраску, так как гуманный человек сочувствует, сопереживает, видит боль другого, не оставит в беде никого. Гуманизм педагога проявляется в том, что он видит в ученике личность независимо от его жизненных ориентиров, от его приверженности к тем или иным социальным взглядам, независимо от того, разделяет ли он его моральные понятия. Поэтому учитель-гуманист не требует, чтобы дети подчинялись идеям, которые властвуют над ним. Осуществление такого стиля взаимоотношений в практике обучения и воспитания произойдет тогда, когда учитель не только примет моральные ценности гуманизма, но они станут определять направленность его деятельности и общения, что сделает их также моральной ценностью.

Следует отметить, что гуманизация образования не замыкается на учителе. На этот процесс оказывают большое влияние как объективные, так и субъективные факторы обучения и воспитания. Однако ведущая роль в формировании и становлении личности школьника с его гуманистическими приоритетами и идеалами принадлежит учителю. Процесс гуманизации образования осуществляется в педагогической действительности, которая обладает своими специфическими, присущими только ей связями и взаимодействиями, реализуемыми в рамках педагогических отношений. В педагогической действительности как объективной реальности апробируются различные теоретические концепции ученых, исследующих комплекс проблем, связанных и с гуманизацией образования. В ней, как в зеркале, отражается и социальная ситуация общества, его экономическое, политическое и нравственное состояние. В педагогической действительности реализуются как научно-теоретическая, так и конструктивно-техническая функция педагогической науки (Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994. – 165 с. – С. 59.), находят отражение результаты профессиональной деятельности и конкретного учителя, и педагогических коллективов, и отдельных ученых (философов, этиков, психологов, педагогов) – словом, всех, кто соучаствует в ее преобразовании в зависимости от решаемых научно-педагогических задач.

Педагогу, ориентированному на гуманизацию образования, осмысливающему различные тенденции этого многопланового социально-нравственного процесса, его сущность и природу, освоившему систему ценностей, которая определяет его профессионально-педагогическую позицию, реализуемую в деятельноcти и общении, представляется возможность преобразовывать действительность в соответствии с целями социального развития общества. В результате деятельности учителя рождается новая действительность. Социальный статус учителя позволяет ему разрушать основы прежней социальной ситуации развития и создавать предпосылки для становления новой, соотнося их с процессами, происходящими в обществе. Потребность общества в учителе, воспитывающем ученика, который сможет ориентироваться в изменяющемся мире на основе гуманистических критериев, различая добро и зло, осознавая, что зло, как двигатель общества к добру, не может быть никогда нравственным, поскольку достигаемое при помощи зла благо оказывается не моральным, а превращенным добром, – эта потребность реализуется тогда, когда ориентированность учителя на гуманизацию образования станет для него необходимостью, нравственным законом и будет определять содержание и направленность профессиональной деятельности и общения.

Таким образом, основные характеристики процесса гуманизации образования таковы:

Во-первых, гуманизация образования – это духовная и нравственная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность.

Во-вторых, процесс гуманизации образования – это реализация в процессе обучения и воспитания адекватных его содержанию нравственных ценностей, уважение личности ребенка, поворот содержания образования и школы к ребенку на уровне принятия его личностных целей, запросов и интересов.

В-третьих, гуманизация образования – это многоплановый социальный процесс, включающий в себя также и широкий спектр нравственных проблем, связанных с личностью учителя, утверждающего своей деятельностью ее идеи, реально воплощая в практику обучения и воспитания ценностные элементы морали, систему адекватных нравственных ценностей, в структуре которой находится и гуманизм как нравственная ценность, моральная норма и принцип морали.

В-четвертых, гуманизация образования как духовная и нравственная ориентация практической деятельности на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которых является ценность ученика как личности, индивида и субъекта деятельности.

В-пятых, частью процесса гуманизации образования как личностно ориентированной педагогической практики является переход от авторитарной системы отношений к системе нравственных, гуманистических отношений.

В-шестых, гуманизация образования – это личностно ориентированная педагогическая практика, суть которой проявляется в том, что гуманизм и свобода учителя, за реализацию которых он несет ответственность, приобретают для него смысл через развитие у ребенка способности присваивать гуманистические ценности, через становление у него свободы как творческой силы в созидании ценностей.

В-седьмых, процесс гуманизации выступает перед учителем в форме общественной потребности, морального долженствования. Должное – это то, что необходимо осуществить. Таким должным для учителя является гуманизация образования. Такое долженствование выражает цель профессиональной деятельности и общения учителя. Их содержание характеризуется мерой освоения и осознания педагогом адекватных нравственных ценностей, которые определяют нравственную позицию, направленность личности и деятельности педагога.

Гуманизация образования является не только педагогической, но и социальной проблемой. Учитель, осмысливший и осознавший необходимость осуществления данного социально-нравственного процесса в современной действительности, преобразовывает ее на гуманистической основе. Это означает, что с реализацией целей и содержания образования, обучения и воспитания детей он передает школьникам социальный нравственный опыт, опыт взаимоотношений между людьми и т.д. Педагогические действия, поступки учителя в учебно-воспитательном процессе и во внеурочное время имеют общественную значимость, ибо в них выражается личностное отношение педагога к знаниям, к культуре, к жизни, к людям, к учащимся. Это отношение ценностно опосредуется школьниками, становится основой для последующей оценки действий и поступков других людей, характера взаимоотношений между ними, самооценки действий и поступков, личностного отношения к миру, к людям и самому себе.

Учитель, реализующий в деятельности освоенные им нравственные ценности, формирующий у детей потребность в осмыслении, осознании, принятии, созидании и реализации данных ценностей в отношениях с другими учениками, людьми, самим учителем, выполняет социальный заказ по воспитанию гуманистически ориентированной личности школьника. Соотнесение педагогической деятельности с жизнью общества дает ключ к пониманию того, что педагогическая деятельность не только вытекает из социальной ситуации, но и ведет к ее обновлению, изменяя ее в соответствии с целями общественного развития.

Литература:

Ю. Кулюткин, В. Бездухов. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400 с.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.