KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Изотерапия как способ формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка и раскрытия его творческого потенциала
Изотерапия как способ формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка и раскрытия его творческого потенциала
09 сентября 2017    Автор / И. Суразакова, учитель изобразительного искусства, СОШ № 2, руководитель городского МО учителей ИЗО и черчения, г.Семей

Все мы знаем, что дети много рисуют. Творчество играет огромную роль в жизни ребенка, наполняя ее богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции детей часто находят выражение именно через художественные символы. Происходит смешение внутренней и внешней реальности, предметы внешнего мира наделяются чувствами. Ребенок творит и развивает свою фантазию. Именно в фантазии ребенок черпает силы для преодоления всего того, что есть, и – через свою собственную деятельность – для достижения того, что будет.

Многие исследователи (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.) отмечают игровое начало детской деятельности. Так, российский психолог Д.Б. Эльконин полагал, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых (Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995). В игре ребенок легко открывает свои истинные чувства и переживания. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить в игре. Это удивительный вид творчества ребенка, ведь игра – эта работа с воображением и фантазией.

Рисунок, как игра, позволяет ребенку иллюзорно осуществить свои фантазии. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна в работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него терапевтичен.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции людей с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды, а также освободиться от негативных переживаний.

                                                            

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. И будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов. Свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы. Так, арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

-краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

-для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, открытки и многое другое;

-природные материалы – листья, семена растений, цветы, ветки, камешки и др.;

-бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

-кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Нужно отметить, что качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и её результатов в глазах ребенка.

Методика работы с детьми состоит в том, чтобы предоставить ребенку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти. При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Работая с детьми, можно произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т.д.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.

В качестве примера изотерапевтической работы хочу привести работу на занятии ИЗО по теме «Мои чувства и настроения». Объявляя тему занятия, учитель предлагает  детям следующую инструкцию: «Попробуйте выразить свои чувства и настроения в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах». Учитель просит ребенка изобразить настроение или чувства при помощи форм, линий, цветов, тональности и т.д., но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации.

                                                            

Лучше всего это упражнение дать после обсуждения того, как различные цвета и формы могут создать различное настроение (например, красный цвет может выражать силу, энергию или гнев; гладкие формы могут казаться более спокойными, чем острые). Однако важно помнить о том, что восприятие цвета или формы может различаться у разных людей и народов. Нельзя приписывать цвета и формы определенному настроению или чувству, нельзя давать им какое-то одно толкование.

Рефлексия на этом занятии может проводиться при помощи дистанцирования, процесса рассматривания получившихся работ. Рисунки детей помещаются в удобном для них месте на вертикальной поверхности. Далее учитель предлагает каждому ребенку проговорить свои чувства, мысли, возникшие в результате рассматривания своей творческой работы.  

Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что что-то не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях изотерапии, их целью является помощь ребенку в осознавании себя и своего места в окружающем мире. И самым важным результатом такой работы является не то, насколько хорошо ребенок научился рисовать, а то, насколько хорошо он научился справляться с различными эмоциональными проблемами. Это происходит благодаря свободному выходу творческой энергии ребенка, ведь рисование для детей – один из самых доступных и приятных способов освоения мира.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.