KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Физическое воспитание в школе
Физическое воспитание в школе
12 сентября 2017    Автор / Буданова С.В.,СОШ №17, г.Коломна.

Нравственность есть наука об отношениях,

существующих между людьми,

и об обязанностях, вытекающих

из этих отношений.

Поль Гольбах

Воспитание в школе – это определѐнное, целенаправленное, систематическое воздействие на сознание, чувства и волю учащихся, а физическое воспитание – неотъемлемая часть в этом процессе. Нравственность – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Говоря о нравственном воспитании учащихся на уроках физической культуры, следует отметить, что оно является главной составляющей частью учебных занятий.

Двигательная плотность и эффективность занятий на уроках физической культуры зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга. Именно уровень нравственного воздействия на сознание учащихся способствует более организованному и качественному проведению учебных занятий, оздоровительных мероприятий в режиме школьного учебного дня и массовой физкультурной и спортивной работе

Проблемы нравственности, развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. В последние годы, когда наше общество охвачено эпидемией бездуховности, школа вновь повернулась лицом к воспитанию. И главным направлением, безусловно, должно стать духовно-нравственное воспитание, ибо без уважительного отношения к своим истокам, к своим предкам, традициям своего народа, без усвоения веками складывающихся нравственных ценностей нельзя стать Человеком, наделенным драгоценным и мучительным даром – «духовной жаждой» – признаком и сущностью самой человечности. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем страны, о ее подрастающем поколении. Именно учитель, имеющий возможность влиять на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей педагогической деятельности.

Воспитание в школе – это определенное, целенаправленное, систематическое воздействие на сознание, чувства и волю учащихся, а физическое воспитание – неотъемлемая часть в этом процессе. Нравственность – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Говоря о нравственном воспитании учащихся на уроках физической культуры, следует отметить, что оно является главной составляющей частью учебных занятий.

Двигательная плотность и эффективность занятий на уроках физической культуры зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга. Именно уровень нравственного воздействия на сознание учащихся способствует более организованному и качественному проведению учебных занятий, оздоровительных мероприятий в режиме школьного учебного дня и массовой физкультурной и спортивной работе. Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым, взаимное уважение – всѐ это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей при занятии физическими упражнениями. Школьник должен хорошо понимать, почему нужно поступать так, а не иначе. Но и этого мало. Требовательность учителя к выполнению этих норм и правил должны сочетаться с общей требовательностью педагогов образовательного учреждения и родителей. Процесс формирования Человека – процесс ежедневный, ежеминутный. И, бесспорно, уроки физической культуры совместно с другими уроками школьной программы, призваны, на мой взгляд, дать ребенку нравственные ориентиры, стать уроками доброты, человечности и любви.

Организация жизненного опыта школьников путѐм планомерного и регулярного выполнения определѐнных поступков и действий, позволяющих сформировать положительные привычки и навыки поведения, называются упражнением. Упражнения – неотъемлемая часть методов нравственного воспитания. Это основной путь формирования твѐрдых навыков и привычек. Многократное, сознательное выполнение установленного правила вырабатывает привычку – способность к определѐнному в данных условиях поступку, формирует правильное поведение ученика.

При решении воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества с периодически чѐткими строевыми упражнениями и другими действиями под контролем со стороны учителя. Перед началом занятия всѐ это заранее обуславливается, и задачи дисциплинированного поведения становятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. И здесь важное значение имеют точность и требовательность учителя на начало и конец занятия, соблюдение установленной формы общения между преподавателем и учеником, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований.

Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. При этом имеется в виду и непосредственное выполнение физических упражнений, и активизация мыслительной деятельности школьников. Например, надо добиваться, чтобы ученики из отделения, занимающегося на перекладине, не просто ожидали своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен быть готов ответить на поставленные вопросы учителя - какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чѐм причина этих ошибок? Что надо предпринять, для устранения ошибок и недочѐтов при выполнении упражнения? Для реализации возможностей в процессе занятий физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует продумать всю организацию воспитательной работы не только на уроке, но и за весь курс обучения, а затем последовательно осуществлять намеченное. Формирование характера школьника происходит в результате организации деятельности учащегося путем вовлечения каждого школьника в полезное, интересное и нужное дело. Великий русский педагог К.А.Ушинский неоднократно отмечал, что безделье на уроке, а именно минуты, когда школьники не заняты делом, наносят больший урон нравственному воспитанию в большей степени, чем умственному. Учащийся должен постоянно работать на протяжении всего урока. В противном случае уроки, где учащиеся мало задействованы, не активны в учебном процессе, будут просто вредны. Эти уроки будут способствовать формированию отрицательных черт характера, как лень, равнодушие, не желание активно включаться в процесс учения, пререкания учащихся с учителем. В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии. В зависимости от уровня сложности учебного материала на уроке учитель применяет различные формы упражнений для воздействия и воспитания у обучающихся волевых черт характера.

На уроках гимнастики – это опорные прыжки, соскоки с брусьев и перекладины. Лыжные гонки на разные дистанции и уроки легкой атлетикой требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны – прекрасное средство воспитания у ребят решительности, смелости, мужества. Большие возможности для воспитания целеустремлѐнности, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в спортивных играх и подвижных.

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием определѐнных взаимоотношений. В игре позиция каждого ребѐнка активна. Он играет, пока сам этого хочет, если ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определѐнные отношения. Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, именно в игре возникают чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В командных играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязательности: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре всегда присутствует дух соревнования, азарта. Победитель и побеждѐнный, чувство нежелания проиграть. Такие ситуации позволяют формировать определѐнное отношение среди учащихся к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещѐ не умеет делать. Содержание и правила некоторых подвижных игр требуют, чтобы участники выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых и нужно формировать соответственное отношение к ситуации успеха и поражения, умение честно играть, быть доброжелательным, с уважением относиться к своему сопернику. Таким образом, в процессе занятий различными видами спортивной деятельности формируется воля, воспитываются волевые качества. Положительный пример учителя облегчает воспитание школьников. Воспитание личным примером, где сам учитель должен быть образцом для ученика. Учитель не может замыкаться в рамках своего предмета, должен быть высоко образованным человеком, много читать, следить за специальной литературой. Современный учитель обладает педагогическим тактом. Он требователен к воспитанникам, но и в то же время внимателен, выдержан, терпелив и справедлив к ним. Хороший педагог владеет чувством меры, что всегда помогает ему найти взаимопонимание с учащимися.

Успеха в воспитании можно добиться только в результате долгой и настойчивой работы. Не следует заранее рассчитывать на быстрый эффект в результате применения одного какого – либо приѐма или метода воздействия. Ни один приѐм в отрыве от других не может дать положительного результата в достижение желаемого результата. Только в разумном и последовательном сочетании всех форм методов и приѐмов воспитательного воздействия на учащегося можно достичь цели. И очень важно, чтобы в момент формирования ребѐнка, как личности, рядом с ним находились чуткие учителя и родители.

Возрождение утраченного, осуществление духовной связи времен, возвращение к своим корням и истокам необходимо сегодняшнему подрастающему поколению, которое часто называют «потерянным». Коломенские учителя своим девизом взяли слова писателя Ю. Азарова «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». И есть надежда, что благодаря многоаспектной учебной и воспитательной работе, можно пробудить «духовную жажду», возродить свет в душах наших учеников, свет веры и любви, и тогда все современные «эпидемии» исчезнут.

Литература:

1. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры школьника. Самара, 1994. 128 с.

2. Григорьев В.И. Концепция физкультурного образования//Теория и практика физической культуры. 1998, №1. С. 6.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991.

4. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989. С. 46-87.

5. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. Омск, 1993. 127 с. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.