KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Учебно-дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся
Учебно-дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся
19 сентября 2017    Автор / Н. Калыбаева, учитель начальных классов, гимназия «Самопознание», ННПООЦ «Бөбек», г.Алматы.

Изменения, происходящие в связи с переходом на новую модель образования, ориентированного на результат, требуют нового подхода к совершенствованию всего учебного процесса, который обеспечит различные возможности самореализации личности. Акцентирование на практическую ориентацию образования, необходимость использования знаний для развития личности, закладывания её базовых способностей и компетентности является основной миссией начального образования. Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи на уроках осуществляется с помощью учебно-дидактической игры. Использование игры как методического приема в учебном процессе помогает более быстрому и безболезненному преодолению психического барьера, возникающего при поступлении в школу. Именно через игру ученики лучше воспринимают информацию, познают окружающий мир, учатся коллективному творчеству и общению.

Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. Учёные разных стран и различных научных направлений не одну сотню лет пытались разгадать «тайну» феномена игры. Различные мыслители и исследователи в мировой педагогике и психологии (К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.) нагромождают одну теорию игры на другую. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной её сущности.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модуль типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях (Селевко К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. – Москва, 2005.):

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элемент более общей технологии;

-как технология внеклассной работы.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком–чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть основаны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 Игра от обычной школы отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задаёт вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии своё понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля).

В игре же нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучающего и обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Игровая форма обучения, как никакая другая технология, способствует использованию различных способов мотивации (Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов-на-Дону, 2003.):

1.Мотивы общения (учащиеся, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей; совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений);

2.Моральные мотивы (в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, волевые качества, свой характер и т.д.);

3.Познавательные мотивы (игра стимулирует учащихся к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать, уметь больше других); удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет, активизирует мыслительную деятельность).

Урок, проводимый в игровой форме, требует соблюдения условий (Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов-на-Дону, 2003.):

1.Предварительная подготовка. Необходимо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2.Обязательные атрибуты игры, способствующие повышению эмоционального фона урока – новизна, эффект неожиданности.

3.Обязательная констатация результата игры.

4.Компетентное жюри.

5.Обязательные игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

Использование игры как средства обучения и воспитания предполагает активное руководство со стороны взрослых, создание условий. Общим условием руководства является сохранение свободы, самостоятельности и самоорганизации детей. Главное – уважение к личности ученика, стремление развивать его интерес к игре, не оставляя чувство тревоги и неуверенности ученика в своих силах.

Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Дидактические игры позволяют на уроке давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и развивать способности каждого школьника. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, формируют способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщение. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр.

В играх, особенно коллективных, формируются социальные качества личности учащихся. Школьники учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ребенка развивается чувство ответственности, воспитывается воля и характер. Когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Поэтому система дидактических игр играет огромную роль в учебном процессе, так как соответствует активной природе школьника и позволяет решать всё многообразие воспитательных и учебных задач. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.