KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Природа – бесценный дар (урок «Самопознания» для учащихся 6 классов)
Природа – бесценный дар (урок «Самопознания» для учащихся 6 классов)
19 октября 2017    Автор / Е. Гофман, учитель «Самопознания», с.Новоселовка, Карасуский р-н, Костанайская обл.

Ценность: ненасилие.

Качества: умение понимать и чувствовать природу, сопереживание животным и растениям. 

Цель: углубление представлений учащихся о ценности природы для человека.

Задачи:

-раскрывать значимость взаимозависимости природы и человека;

-развивать у учащихся эмоциональное восприятие природы;

-воспитывать бережное отношение учащихся к окружающему миру.

Ресурсы: аудиозапись мелодии для позитивного настроя, фотографии с изображениями животных и растений, помещенных в Красную Книгу, принадлежности для рисования по числу учащихся, листы ватмана, аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир» на слова В. Харитонова, музыку Д. Тухманова.

Ход урока

Позитивный настрой:

Мысленная прогулка в лес

Проверка домашнего задания:

В качестве опережающего домашнего задания учащимся было задано прочитать статью Анатолия Ермоловича «Как же тяжело смотреть в их глаза», опубликованную в газете «Костанайские новости» от 9 октября 2014 года:

О том, что зима не за горами, напомнило намедни прочитанное в Интернете сообщение: департамент охраны животного мира Новосибирской области предложил депутатам регионального парламента рассмотреть вопрос о запрете доступа снегоходов в охотничьи угодья.

«Речь идет о запрете передвижения снегоходов по охотничьим угодьям с 10 января до схода снежного покрова», – пояснили новосибирцы. И привели доводы: «В 2013 году, когда была тяжелая зима, мы не раз сталкивались с ситуациями, когда охотники на снегоходах давили косуль, сворачивали им шеи, убивали битами, прекрасно осознавая, что по большому снегу животное, тем более ждущее потомства, убежать от них не может. Для некоторых это такой прикол: охотиться на снегоходах с битами».

Лично я такого «прикола» с косулями у нас не видел. Хотя вполне допускаю, что подобное может быть – количество снегоходов, пашущих снежную целину, выросло невероятно. Помнится, Виталий Ивлев, егерь одного из охотхозяйств близ санатория «Сосновый бор», мне рассказывал, как эти зимние внедорожники стали для местной фауны мощным фактором беспокойства.

Новость из Интернета внезапно всколыхнула в памяти недавний рассказ Виктора Сидякина, охотника из Затобольска, с которым меня свела одна вечерняя зорька близ озера Пригородного. Бывалый следопыт со своим, что называется, кодексом охотничьей чести: если сказал, например, что будет брать только чирков и шилохвостей, то ни на что другое ствола не поднимет. И вот его история.

-Я с малолетства занимаюсь троплением зайца. Бывает, до 15 километров в день протопаешь. Но это охота, где каждый очередной трофей становится итогом состязания человека со зверем – на скорость, смекалку, знание повадок. Гонять же зверя на быстроходной технике – это жестокое, ничем не оправданное убийство. И у меня есть пример.

Прошлой зимой я охотился в районе поселка Бозбек Костанайского района. Там смешанные леса с широкими полянами, бездорожье. Но только не для снегоходов. Сначала я услышал их рев, затем на окраину поляны, метрах в тридцати от меня, из сосняка вырвалась лиса. Она, видимо, хотела зигзагом заскочить опять в лес, но, завидев меня, устремилась на открытую местность. Снег там был рыхлый, нападало его изрядно. Лиса после двух-трех прыжков буквально сникла и осела. Я понял, что она ранена. Боль буквально ее скрутила. И вот появляются молодцы на красивых и резвых снегоходах. Они берут лису в клещи, и один из молодых людей битой несколько раз бьет рыжую по голове. Я выстрелил в воздух, мотонаездники, приняв, наверное, меня за егеря, дают газу и скрываются из виду.

…Вид этого молодого, красивого и совершенно беспомощного зверя меня потряс. Он умирал минут пятнадцать, держа высоко голову, словно пытаясь вырваться из снега на волю. Я сидел перед ним на коленях. Зверь не сводил с меня глаз. А я не мог отвести от него глаз своих. Что я в них видел? Мольбу, надежду, обращенную ко мне безмолвную просьбу помочь ему... Хотите – верьте, хотите – нет, но в такие минуты сердце прокалывает осознание того, насколько же верны слова насчет «братьев наших меньших».

Я много слышал историй, как люди выхаживали косуль, попавших под ножи сенокосилок, как брали на воспитание лисят, оставшихся без мамы, как приносили в дом ежика с сожженными в лесном пожаре иголками… А тут у меня на виду забивают битой беспомощного зверя… Лис был обречен проиграть людям на снегоходах: у него в районе паха на внутренней стороне задней ноги были порваны сухожилия. Животное, скорее всего, напоролось на что-то острое – кусок металла, стекло, обрывок проволоки…

Вот такой рассказ. Любой из нас, охотников, знает, что на хорошем снегоходе догнать любого зверя не проблема. Но суть ведь не в том, что под тобой энергозаряженный мотор, а в том, чтобы ты при этом не превращал свое транспортное средство в бесчеловечное орудие праздных утех.

Вопросы для обсуждения:

-О чем рассказывается в статье?

-Почему охотник осуждает езду на снегоходах в охотничьих угодьях?

-Что почувствовал охотник, посмотрев в глаза умирающего лиса?

-Как человек должен заботиться о «братьях наших меньших»?

(Ответы учащихся)

Позитивное высказывание: (цитата урока)

Природа как книга, страницы которой полны глубокого содержания. (И. Гёте)

Вопросы для обсуждения:

-Почему автор сравнивает природу с книгой?

-Что вы понимаете под выражением «глубокий смысл»?

(Ответы учащихся)

Рассказ учителя.

Чудо Казахстана.

Фрагмент книги Джеральда Даррелла «Звери в моей жизни»

Почти две тысячи лет назад римский географ Страбон описывал этих удивительных копытных под названием «сайга». Он писал, что питьевую воду они набирают «про запас» в свой напоминающий хобот огромный нос и по нескольку  дней носят с собой. В суровую зиму 1828 года сайгаки полностью вымерли в степях между Волгой и Уралом. С тех самых пор сайгу причисляли к видам животных, не имеющих шансов выжить. Но к счастью, в самый последний момент, зоологи начали пристально изучать жизнь этого вымирающего вида. Вымирающий вид животного, от которого осталось всего каких-нибудь несколько особей, за три десятилетия был превращен в самый многочисленный вид из всех встречающихся в Средней Азии диких копытных. Просто жуть берет, когда подумаешь, что эдакое носатое чудо могло бы на сегодняшний день бесследно исчезнуть с лица земли, если бы в это дело не вмешались несколько энергичных, деятельных и разумных людей!

Вопросы для обсуждения:

-Чему учит этот рассказ?

-В чем проявилась мудрость зоологов?

-Придумайте название рассказа, в котором отразилась бы его главная мысль.

(Ответы учащихся)

Творческая деятельность, групповая работа:

Учитель делит класс на минигруппы и предлагает выбрать фотографии с изображениями редких видов животных и растений, помещенных в Красную Книгу. Каждой группе необходимо нарисовать плакат с призывом не уничтожать редкие виды животных и растений. (Учащиеся выполняют задание и презентуют плакаты.)

Вывод учителя: Человек и природа находятся в тесной взаимосвязи. Любой неосторожный поступок может привести к непоправимым последствиям.

Групповое пение:

Как прекрасен этот мир

сл.: В. Харитонов,

муз.: Д. Тухманов 

Ты проснешься на рассвете,

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари.

Припев:

Как прекрасен этот мир, посмотри,

Как прекрасен этот мир!

Как прекрасен этот мир, посмотри,

Как прекрасен этот мир!

Ты не можешь не заметить –

Соловьи живут на свете,

И простые сизари.

Припев

Ты взглянула минуты

Остановлены как будто,

Как росинки их бери.

Припев

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.