KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Проблемы воспитания единственного ребёнка в семье
Проблемы воспитания единственного ребёнка в семье
21 сентября 2017    Автор / Умирова Л., учитель начальных классов, КГУ СОШ № 12, г. Семей.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет развитие одних личностных влечений и одновременно препятствует развитию других. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» А.С.  Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов, одним из таких вопросов  является проблема  воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается эмоционально более устойчив, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Но что бы ни говорили психологи, сама жизнь единственного ребенка в семье нередко подтверждает именно вторую точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными и, тем не менее, встречаются настолько часто, что было бы неразумно их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут – неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так-то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят детей, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название – тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают – одним словом, носят на руках. Из-за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно будет найти общий язык с другими детьми и свое место в детском сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка – скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что рождение второго ребенка приведет к полной адаптации первого? В любом случае, нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Более того, можно с уверенностью утверждать, что воспитание единственного ребенка – гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, не следует ограничиваться одним ребенком, потому что единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на нем, обыкновенно превышают полезную норму, и родительская любовь при этом отличается большой нервозностью. Так, страх болезни или, хуже того, смерти ребенка всегда преследует родителей, лишая их спокойствия, столь необходимого для создания гармоничной атмосферы в семье. Кроме того, очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей бывает очень трудно ослабить свою привычку делать из единственного ребенка центр семьи, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно родительская рука. Ведь ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и незначительных потасовок с друзьями.

Однако единственному ребенку зачастую отказано в таком пространстве. Осознанно или нет, ему навязывается роль образцового ребенка: он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи… быть лучше всех и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Такое отношение родителей ведет к тому, что единственный ребенок может превратиться в избалованного, переоценивающего себя, несамостоятельного, неуверенного в себе, пассивного ребенка.

Всех этих плачевных результатов гиперопеки может и не быть, при условии соблюдения родителями основополагающего правила поведения с единственным ребенком в семье – никакой исключительности! Это правило должно стать законом для каждой семьи, где растет единственный ребенок. Тогда ребенок имеет все шансы прожить полноценное детство со всеми его радостями и трудностями и стать самобытной, зрелой личностью, гармонично взаимодействующей с собой и с миром.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.