KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Нравственные ориентиры в воспитательной работе
Нравственные ориентиры в воспитательной работе
22 сентября 2017    Автор / Досанова Р., учитель «Cамопознание», СОШ № 29, г. Павлодар.

Главная цель образования на общенациональном уровне: формирование конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Юношество означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического созревания, с другой, достижение социальной зрелости (Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Гардарики, 2000. - 519 с.). Слово «личность» стало центральным в педагогических системах стран мирового содружества, вошло в обыденный язык учителей как ведущее в отношении ученика.

Воспитание личности - главная ценность образования в современном обществе. Гражданственность, патриотизм, толерантность, уважение достоинств и прав других, миролюбие, добропорядочность, чувство персональной ответственности и активная жизненная позиция являются определяющими в нравственном облике человека нового тысячелетия.

Путь получения образования необходимо пройти каждому, ведь никто не рождается сформировавшейся личностью, а становится ею путём сознательных усилий.

Быть человеком - значит осознать свою связь с другими людьми, участвовать во взаимоотношениях и использовать исторически сложившиеся язьпси чувств, эмоций, воображения, фантазий, желаний, представлений, нравственных убеждений, интеллектуальных и практических занятий, обычаев, условностей, процедур и практик, канонов и принципов поведения, правил, обозначающих обязанности  (Молодежь от 11 до 19 лет: ценностные ориентации и стили жизни» // Социологическое исследование. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2011).

Перед человеком, обладающим внутренней свободой, открываются многие возможности. Создание условий и должно стать основополагающей идеей школы, педагогического коллектива, родителей, что позволит детям обрести истинную свободу для творчества, многогранного роста и развития.

Человека невозможно лишить свободы духа, который будет проявлять себя только в благих поступках, создавая атмосферу добра и поддержки.

Истинная свобода - это свобода следовать совести, сохраняя личностную целостность. Часто требуется большое мужество для преодоления непростого внутреннего конфликта, для того, чтобы следовать голосу совести. Истинную свободу нельзя отождествлять с вседозволенностью, свободой совершать злые поступки, быть эгоистом.

И как важно, чтобы в это время рядом с нашими учениками был настоящий и понимающий учитель - наставник, словом и делом утверждающий любовь, заботу, внимание, справедливость, честность, добро.

Родителям нужно постоянно взвешивать психологические и моральные последствия каждого поступка в своей деятельности. Необходимы верные ориентиры в работе по приобщению ребят к общечеловеческим ценностям. Главное, чтобы школьники уяснили себе: чувство долга, честь, совесть, порядочность, доброта и бескорыстие - все эти общечеловеческие, нравственные качества в социуме высоко ценятся.

Так чем же дорожит современный школьник нашей школы? Определить тенденцию нравственного развития 153 учащихся 8-10-х классов нам помог метод «недописанный тезис».

1.Хорошая жизнь - это...

-любовь - 37%,

-жить в своё удовольствие - 32%,

-много друзей -33,9%,

-когда ты здоровый, умный, богатый и всеми уважаемый - 25%.

2.«Быть человеком - значит...»

-иметь честь и совесть - 41% учащихся,

-вести себя достойно - 33%,

-при любых обстоятельствах оставаться человеком - 25%,

-быть уважаемым человеком - 22%,

3.«Самое главное в жизни...»

-получать хорошее образование - 38%,

-быть здоровым - 32%,

-моя мама - 27%,

-найти свою дорогу в жизни - 24%,

-стать настоящим человеком - 13%,

-совершать добрые поступки - только 4% учащихся.

4.«Плохо жить без...»

-семьи - утверждают 43% старшеклассников,

-без друга - 28%,

-без родителей - 23%,

-без взаимопонимания - 19%,

-без матери -16%,

-без еды и любви - по 15%

-и только 1 учащийся считает, что плохо жить без школы.

5.По мнению опрошенных ребят «преуспевающий человек – тот, который...»

-имеет успех в делах - 41 %,

-трудолюбивый - 33,9%,

-у которого всё получается - 33%,

-и 26% выбирают, что это и «тот, кто хорошо учится».

6.«Человек - неудачник» - это человек...»

-который ничего не может сделать без помощи других - 42%,

-которому всегда не везёт - 32%,

-13% считают, что человек-неудачник - это человек, который плохо учится.

7.Если человек не имеет друзей, ума и хорошего воспитания, то он не состоялся - это мнение 40% учащихся. А вот если человек имеет друзей (41%), имеет все (27%), имеет ум (27%) то он состоялся.

На основе опроса сделали вывод, что ценностные предпочтения в целом у старшеклассников правильные, но как сделать, чтобы они были верными у всех наших воспитанников. В настоящее время у некоторых ребят материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности, суицидальных проявлений вызван ростом агрессивности и жестокости в обществе, а детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Основные проблемы нравственного воспитания ребёнка заключаются:

-в разладе между внутренними и общепринятыми нормами поведения;

-в отсутствии развитого чувства сопереживания (эмпатии), инфантильности, неразвитости волевых качеств;

-в занятости родителей;

-в перегруженности информацией, её отрицательном подчас влиянии на духовность человека.

Педагогика воспитания всегда связывалась с развитием духовно-нравственной сферы, что ставило перед собой цель воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым. Верящим в возможность совершенствования мира и людей. Честным, трудолюбивым, ответственным.

Каждый учащийся проходит через ряд последовательных этапов развития, ведущих к достижению нравственной зрелости. И жизненные испытания, воспитание в семье и школе помогают учащимся быстрее пойти по пути нравственного роста. Каждый сам избирает путь нравственного самосовершенствования, может изменить свой образ жизни так, чтобы нравственные мысли, чувства и поступки стали естественной привычкой.

На уроках учащиеся накапливают определенные знания, умения и навыки, постигая азы всех наук и искусства. Но выйдя за порог школы, они сталкиваются с реалиями современной жизни.

По данным опроса одной из школ 7 % учащихся свободное время проводят за чтением книг, 16% занимаются спортом, 6% изучают иностранные языки, за компьютером проводят время 17% опрошенных, 10% любят просто прогуливаться , 19% любят слушать музыку и танцевать, 17 % - проводить время с друзьями. Следует отметить, что опрошенные дети довольно праздно проводят время. Но ни один из опрошенных не указал на то, чем ему интересно заниматься в досуговой деятельности. Как сделать досуг наших учеников интересным и плодотворным? Ведь отдыхая, можно прекрасно чему-либо учиться, открывать неизведанное, причем это происходит интересней и запоминается на всю жизнь. К тому же внеклассная работа несет в себе другие цели и задачи, отличные от школьных предметов. Чаще всего на внеклассных мероприятиях ученикам раскрываются знания и умения, которые они никогда не получат ни на одном уроке. К тому же интересно организованный досуг отвлечет учащихся от правонарушений и вредных привычек лучше, чем любая лекция о вреде табака.

И решающим в организации досуга является желание педагога осуществлять эту работу, продиктованное пониманием ее необходимости для полноценного формирования личности учащихся.

Понятно, что эта работа лишь добавит забот педагогу. Но не будем забывать о том, что именно умело организованный досуг в школе может оказаться единственным, где ребенок получит необходимые каждому человеку жизненные приоритеты. А если за такое дело берется настоящий энтузиаст своего дела, то это всегда приносит плоды, а все силы и затраты впоследствии окупаются с лихвой. Ведь огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит именно педагогу, его методическому мастерству.

Рекомендации для классных руководителей (на что необходимо обратить внимание, работая с классом в досуговом направлении)

1.Изучить индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности.

1.Использовать активные формы внеклассной работы с учетом возрастных особенностей.

2.Просвещать и оказывать консультативную помощь при выборе кружков, клубов, секций и т.д.

3.Постоянно демонстрировать достижения и результаты способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.

4.Развить способности адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

5.Расширять формы досуговой деятельности учащихся через всевозможные кружки, клубы по интересам, спортивные секции и т.д.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.