KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Предмет «Самопознание» как воплощение ценностно-смысловой педагогики
Предмет «Самопознание» как воплощение ценностно-смысловой педагогики
25 сентября 2017    Автор / Б. Кудышева, вице-президент Академии информатизации образования, к. п. н., г. Алматы.

Духовное измерение жизни общества предполагает приверженность определенной системе ценностей и идеалов. Важную роль в консолидации страны выполняет общенацио­нальная идея, которая объединяет и вдохновляет людей. В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» нашли отражение главные ценности, которые определяют общую судьбу казахстанцев и перспективы продвижения нашей страны к вершинам мира и прогресса. Красной нитью через этот стратегически важный документ проходит идея «Мәңгілік Ел», призванная обеспечить ценностно-ориентационное единство казахстанского общества (Послание Главы государства Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года). 

Жизнеспособность государства определяется базовыми ценностями, которые воспроизводятся системой образования. Образование в самом широком смысле – это процесс становления, формирования человеческих качеств. Недооценка ценностного потенциала образования имеет следствием такие негативные явления, как дегуманизация общества, рост бездуховности, усиление культа потребления и материальных благ, снижение патриотизма граждан, отчуждение в семьях.

Понятие «ценность» подразумевает то, что свято для человека, придает смысл его бытию. Зародившись в истории человеческого рода как некие духовные опоры, ценности помогают человеку устоять перед лицом любых жизненных испытаний. Открытие ценностно-смыслового измерения жизни – средство самопознания человека, способствующее максимальному раскрытию его духовных и нравственных сил. Становление человеческого в человеке происходит через приобщение к высшим образцам культуры, практическое преобразование мира и самого себя.

Воспитывающее обучение, на наш взгляд, олицетворяет собой «два крыла образования» – духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. Именно единство этих двух начал способно обеспечить человеку счастье и жизненный успех. При этом счастье является закономерным следствием освоения общечеловеческих ценностей, а жизненный успех – результатом развития функциональной грамотности личности.

Такая широкая гуманистическая трактовка миссии образования в XXI веке была положена в основу Доклада международной комиссии «Образование: сокрытое сокровище» под руководством Жака Делора. Этот документ расставил важные акценты в вопросе о роли образования как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников. Тем самым был предопределен ключевой вектор модернизации современной системы образования в аспекте усиления ее ценностного потенциала (Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. – UNESCO, 1996). 

Казахстан вступил в XXI век, являя миру образец осуществления новой педагогической парадигмы, обеспечивающей благоприятные условия для познания человеком своей духовной природы, формирования личности с духовно-нравственной доминантной. Это стало возможным благодаря введению в учебный процесс дошкольных организаций и общеобразовательных школ общеобязательного предмета «Самопознание», выполняющего ключевую роль в формировании ценностных ориентиров детей и учащейся молодежи в условиях постоянно изменяющегося мира. Автором этой идеи выступила основатель общенационального движения в защиту прав детей, президент детского фонда «Бөбек», лауреат звания «Рыцарь гуманной педагогики» Сара Алпыскызы Назарбаева.

Как известно, духовная природа человека определяется тем, что он понимает и во что верит. Новое решение проблемы человеческой идентичности отводит ведущую роль переживанию как единственно возможному способу присвоения ценностей и смыслов. Переориентация образования на приоритет духовного обусловлена осознанием уникальности и самоценности детства. Ребенок в сравнении со взрослым более одухотворен. Он ближе к духовным истокам, его душа открыта сверхприродному, трансцедентному. Богатый внутренний мир каждого ребенка изначально заключает в себе многообразные способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.

Современная наука рассматривает образование как сложный процесс самоидентификации человека. Переход личности к подлинному существованию, ориентированному на высшие ценности, требует от человека выхода за горизонт повседневности. Развитая и завершенная самоидентификация личности требует соотнесения человека с абсолютными смыслами и ценностями, причастность к которым осуществляется через сферу особых ценностных переживаний, где закладываются нравственные установки личности. Только в этом случае человек обретает ту духовную и душевную целостность, которая предполагает гармонизацию взаимоотношений в социуме и надежно защищает его от деструктивных сил и воздействий.

Внедрение программы «Самопознание» ознаменовало собой переход к новой гуманистической парадигме образования, рассматривающей человека эпицентром культуры. Самопознание восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя становлению мировоззренческих и поведенческих ориентиров детей и учащейся молодежи. Основу данной дисциплины составили стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Отнюдь не умаляя значимости других предметов, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе гуманности, человеколюбия и милосердия (Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»). – Алматы, 2002).   

Содержание предмета задает жизненно важные ценностные ориентиры, чтобы дети и молодежь почитали и уважали проверенные временем общечеловеческие ценности, традиции и ценности собственного народа, Отечества, семьи, осознавали свой потенциал и возможности самореализации. Учебно-методические комплексы по самопознанию, предопределившие модель реализации образовательного процесса в разных звеньях системы непрерывного образования, рассматривались разработчиками как источник нравственно-духовного и эмоционального развития личности. Представленное в них содержание нравственно-духовного образования направлено на интеграцию личности в систему общечеловеческой природной среде, совершенствование физического, эмоционально-чувственного, нравственно-духовного и социального развития человека.

Конструирование содержания предмета «Самопознание» осуществлялось авторскими коллективами на основе моделирования различных видов деятельности учащихся. Мировоззренческая направленность курса была обеспечена характером вопросов и заданий, которые предлагаются для обсуждения после прочтения учебных текстов. Содержание учебного материала учитывает актуальные потребности и познавательные интересы учащихся, актуализирует широкий диапазон их эмоционально-ценностных проявлений. В целом, учебно-методическая оснащенность образовательного процесса по самопознанию в условиях массового внедрения была обеспечена подготовкой: нормативно-правовых документов (образовательный стандарт и учебная программа предмета); учебно-методических комплексов для всех уровней нравственно-духовного образования; дидактических материалов на бумажных и электронных носителях; методической литературы и библиотеки по нравственно-духовному образованию человека.

Методология самопознания переводит образовательный процесс на личностно-смысловой уровень. Личностный смысл – особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям. Человек, находясь в мире, пытается уяснить и мир, и самого себя. Свободная, самодостаточная личность не может довольствоваться готовыми смысловыми формулами. Человек находит, обнаруживает, выбирает смыслы среди ценностей жизни и культуры. Только после того как эти ценности переживаются человеком, смысл их становится его достоянием.

Открытие смысла – это квинтэссенция педагогического искусства. Для личности не может быть правильным не принятое ею, освоенным не созданное ею в собственной практике, значимым не пережитое ею в жизненном опыте, полезным не утверждающее ее достоинства. Следовательно, в выборе способов педагогического «воздействия» становится важным стремление вырастить новый опыт, создать его вместе с воспитанником, а не «объяснить», «убедить» или «привить». В основе нравственно-духовного образования лежит особого рода педагогическая поддержка ученика в ситуации, преодолевая которую, он обретает «опыт быть личностью».

Становление личностно-нравственного опыта, как справедливо полагает В.В. Сериков, происходит в воспитывающей ситуации, предполагающей выбор позиции, порождающей рефлексию. Педагог может оказать влияние на ученика только, если ему удается войти в контекст жизни ученика, вступить с ним в межсубъектный диалог, вовлечь в интересный и социально значимый проект, предоставляющий поле для совершения поступков. Ценности, значения, нормы, знания могут передаваться и усваиваться, смыслы – нет. Смыслы могут быть выработаны, открыты в результате поиска, напряженной внутренней работы, активности самого индивида. «Самые совершенные ценности человечества, – пишет В.В. Сериков, – должны как бы заново родиться в опыте личности, иначе они не могут быть ею адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл». Осмысливая «вечные» общечеловеческие ценности, наделяя их собственными смыслами, человек приобретает независимость, неповторимость, субъектность, он становится самим собой (Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.,1999).

Признание потенциального богатства человеческой природы ориентирует учащихся на творческое проявление своего «Я», непрерывное самосовершенствование. Становится важным развитие способности ученика определять цели, принимать решения, осознавать главное. Выбор как проявление свободной воли растущего человека предполагает реализацию его права быть самим собой, развивать природные способности, мыслить и действовать самостоятельно.

Воспитательная направленность предмета «Самопознание» обеспечивается:

-ситуациями развития, когда в процессе решения познавательных задач учащиеся ориентируются на поиск личностных смыслов;

-личностным опытом, формирующимся на основе действий, переживаний, рефлексивных актов субъектов познавательной деятельности;

-различными вариантами учебного диалога в системе межсубъектных отношений;

-моделированием каждым учеником собственного поведения на основе самоопределения в диапазоне между амбивалентными нравственными значениями.

В процессе поиска ответов на вопросы дети учатся хорошо мыслить, говорить и поступать. Ибо для такого глубинного экзистенциального диалога главное даже – не познание новых истин, а личностное самоизменение тех, кто вступает в диалог. Поэтому самопознание и может трактоваться как модель современного образования, формирующего горизонты личностного развития и становления человека человеком.

Самопознание в качестве центрального рассматривает отношение человек – мир, являющееся смыслообразующим. Это предполагает, что образовательная программа школы должна формировать у учащихся целостный взгляд на мир, включающий познавательные, этические, эстетические компоненты, синтезирующий специальные знания и отдельные школьные предметы.

Присущая самопознанию целостность рассмотрения человека и мира заключает в себе личностно-ориентированную матрицу современного образования. Разные предметные области, сгруппированные в этой логике, оказываются связанными между собой отношением к человеку, который проецирует свой внутренний мир на внешний, и наоборот, вбирает все внешние события во внутренний мир.

Для полноценной реализации задач предмета в школах создается особая атмосфера, в которой доминируют общечеловеческие ценности. Моделируются ситуации, когда учащиеся ставятся перед необходимостью определения смыслов и целей деятельности, выбора или поиска нравственных решений и поступков.

В педагогическом процессе широко используются методы, апеллирующие к мышлению, к эмоциональному миру человека, которые создают проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний (Образовательная программа «Самопознание» как технология личностного развития учащихся: Учебно-методическое пособие / Разработчики: Б.Б. Джакубакынов, Б.К. Кудышева. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2012).

Предмет «Самопознание» постепенно становится ядром содержания образования и основой воспитательных систем учебных заведений Казахстана. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» постепенно выходит за рамки отдельного предмета, наполняя энергией гуманистических ценностей содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, дополнительное образование, работу с родителями, то есть всё то, что составляет целостное образовательное пространство каждого учебно-воспитательного учреждения.

Как видим, программа «Самопознание» является прообразом нового облика образования, рассматривающего гармоничное развитие человека в качестве его смысла и результата. Метапредметная роль самопознания как условия личностного развития учащихся средней школы проявляется в том, что в процессе его изучения закладывается система нравственных ценностей и координат, ученик овладевает методологией совместной деятельности, учится строить взаимоотношения с другими людьми, начинает понимать ценность и уникальность каждого человека и самого себя.

Программа «Самопознание» как воплощение ценностно-смысловой педагогики является ключевой точкой культурно-цивилизационных процессов в современном Казахстане. Возвращая духовное измерение в национальную систему образования, она утверждает общечеловеческие ценности, стимулирует социальный оптимизм и созидательную активность людей.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.