KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности
25 сентября 2017    Автор / Рысбаева А.К., доктор педагогических наук, Институт гармоничного развития человека, ННПООЦ «Бобек»

О роли учителя в воспитании ребенка написано много. Писали ученые, исследователи, педагоги, родители и дети. Но писать о духовно-нравственном воспитании личности – большая ответственность, ибо оно связано с самым сокровенным, что есть в человеке – его Духом и Душой, Нравами и Добродетелью. И это непросто.

Сразу перед глазами встает образ Учителя с большой буквы. Учителя, руководящегося в повседневной и профессиональной деятельности принципами честности и справедливости, доброты и любви к своему ученику.

Ян Амос Коменский, Витторино де Фельтре, Адольф Дистервег, Ибрай Алтынсарин, Антон Семенович Макаренко, Магжан Жумабаев, Василий Александрович Сухомлинский, Дмитрий Борисович Кабалевский, Кумаш Нургалиев, Шалва Александрович Амонашвили - мы чтим эти имена, они – пример беззаветного служения народу, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. От поколения к поколению передаются их идеи о воспитании гуманного человека, способного мыслить сердцем, вести праведный образ жизни, наделенного добротой и ответственностью за каждый свой шаг и каждый поступок.

Знакомство с идеями великих учителей человечества, чтение литературных произведений, посвященных духовно-нравственному воспитанию личности, заставляют задуматься и поразмышлять об актуальности и значимости проблем духовности и нравственности в современном мире.

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) – чешский педагог-гуманист, советует учителю изучать законы духовной жизни и в соответствии с ними выполнять все педагогические воздействия. Особый интерес представляет провозглашенный Коменским принцип природосообразности: «Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики» (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М.: Педагогика, 1982). А далее академик А.И. Пискунов разъясняет: «Этот принцип заключается в следующем: «Человек - часть природы». Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения» (Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 2001).

Определяя воспитание как природосообразное, Я.А. Коменский утверждал «ненасильственную» педагогику, дающую возможность развиваться ребенку в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями. Воспитание доброго и праведного человека, по Коменскому, возможно, если следовать правилам:

-Прежде всего, надо воспитывать основные добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

-Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.

-Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрствующем состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.

-Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре в течение или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

-Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.

-Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

-Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.

-Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.

-Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому.

-Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

-Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!

-Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, учителей, сотоварищей.

-Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

-Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

-И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М.: Педагогика, 1982).

Все правила содержат наставления, не потерявшие своей значимости и в наши дни. Их надо умело использовать в духовно-нравственном воспитании детей и подростков.

Особый интерес представляет педагогический опыт Витторино де Фельтре (1378-1446 гг.) – итальянского педагога-гуманиста эпохи Возрождения. Организованное им замечательное учебное заведение имело светлое название «Дом радости», в котором все предопределяло успешность деятельности и учащихся, и учителей. Школа находилась на лоне природы, в окружении прекрасного луга, вдоль которого были посажены деревья. Витторино особенно нравилось наблюдать за тем, как дети играли на лугу, он сам с удовольствием бегал и играл с ними. Дом имел декоративные украшения в виде фресок, изображающих играющих детей. Все это было своеобразным протестом против существовавшего в средние века мнения, что учебные заведения не обязательно эстетически обустраивать. Но самое главное, в «Доме радости» все педагоги, сам Витторино, обращались с детьми крайне благожелательно.

В школе учились дети разных сословий: и знатных, и бедных, но с самого начала был провозглашен принцип равноправия: одинаковые условия для всех. Обучение на равных. Это было первым условием, поставленным великим гуманистом перед правителем города, который, желая придать блеск своему городу, пригласил знаменитого педагога основать такую школу. Лень, дерзость, проступки наказывались одинаково, без каких-либо привилегий. Причем, наказания допускались лишь за проступки против нравственности. Впрочем, как отмечают исследователи, в «Доме радости» редко прибегали к наказанию. «Он жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, и даже отдавался им гораздо более, чем это может сделать отец» (Хрестоматия по истории педагогики: в 4 т. / сост. И.Ф. Свадковский. – М., 1935. – Т. 1. – С. 105–107).

Витторино де Фельтре полагал, что школа, имеющая светлые комнаты с высокими потолками, где обилие света и воздуха, где создана благожелательная обстановка во всем, в первую очередь, в отношениях педагогов и учащихся, способствует развитию духовных и физических сил ребенка. Школа «Дом радости» пользовалась широкой известностью, а педагога назвали «Первым учителем нового типа».

В духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения важную роль играет пример самого учителя. Таким примером является жизнь и деятельность человека, удостоенного высоких наград: орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, значка «Отличник Народного просвещения СССР», званий «Заслуженный учитель Казахской ССР», «Народный Учитель СССР» Кумаша Нургалиева. «Сама жизнь этого замечательного человека – подвиг, который служит прекрасным примером для нравственного воспитания, формирования у учащихся моральных и гражданских качеств», - такая высокая оценка была дана Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым человеку, чья жизнь была отдана сельской школе, сельским детям.

О Кумаше Нургалиевиче Нургалиеве написаны книги, статьи, имеется серия документальных фильмов, которые можно использовать в педагогическом процессе школы, колледжа, вуза. Известный писатель Г. Бельгер пишет: «Родился Кумаш Нургалиев глубокой осенью 1925 года в селе Орловка, близ сказочного, воспетого поэтами озера Маркаколь. Дивные места! Хвойные деревья, кристальный воздух, край благородных оленей, бурых медведей, вольных беркутов в синеве неба. И не удивительно, что именно в этом прекрасном месте родился «нестандартный Человек, неординарная Личность, воплощение мужества, достоинства и чести Кумаш Нургалиевич Нургалиев» (Бельгер Г. Поклон Устазу // Книголюб. – Алматы. – №5 – 2006). Далее у А. Розанова читаем: «Наконец после долгих лет фронтовых дорог, тяжелого ранения, длительного лечения Кумаш смог вернуться в родной Казахстан, к себе домой. В нем снова созрела решимость попробовать свои силы на педагогическом поприще. Вспоминая уроки, полученные в московском госпитале, он интуитивно почувствовал, что именно там, в школе, обучая детей, он сможет принести пользу людям, родной стране. И кто, как не он, вчерашний фронтовик, должен рассказать ребятишкам о том, как страшна война и как прекрасна жизнь!» (Розанов А. Вглядись в учителя // Комсомольская правда. – 3.10.1984).

В течение более чем 30 лет Кумаш Нургалиевич руководил общеобразовательной школой в селе Буран Восточно-Казахстанской области. Он стремился создать в школе творческую обстановку, показывал себя истинным лидером, способным, невзирая на должности, заявлять руководителям о проблемах школы, учителей и учащихся. Весь коллектив школы радовался, когда директор добивался новых технических и наглядных средств обучения, когда материально-техническая база школы улучшалась год за годом.

Кумаш Нургалиевич был образцом глубокой порядочности и внутренней мобилизованности, он требовал и от коллег дисциплины, быть предельно собранными, чувствовать ответственность за дело, которое доверил народ, осознавать важность профессии учителя. «Этот напряженный труд продолжался всю жизнь, без перерыва, но, как вспоминают его коллеги, не показывал при этом усталости, продолжая все также работать - интересно, плодотворно, с подлинно творческим подъемом. Он был образцом для подражания, укором - нытикам, маловерам, ленивцам. Удивлялись люди: откуда в нем столько силы? Кумаш Нургалиевич как будто раз и навсегда решил для себя: раз он остался в живых среди немногих, выживших в этом кровавом месиве войны, значит ему выпал счастливый билет, значит он должен доказать своим павшим товарищам, что ему жизнь оставлена не зря, что он проживет ее, используя для народа, для страны, которую защищали» (Народный учитель Кумаш Нургалиев. Педагогическая династия. – Алматы, 2005).

В духовно-нравственном воспитании личности примеры жизнедеятельности учителей – мастеров своего дела, вдохновляют всех, кто готов сеять разумное, доброе, вечное.

У учителя-мастера можно научиться многому, но главное - надо учиться заботе о душевном комфорте своих учеников, умению сочетать требовательность с любовью, умению верить в талант и внутреннюю красоту ученика.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.