KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Служить духовно-нравственному совершенствованию человека
Служить духовно-нравственному совершенствованию человека
27 сентября 2017    Автор / Рысбаева А.К., доктор педагогических наук, Институт гармоничного развития человека, ННПООЦ «Бобек».

Истинное предназначение Человека – служить на Земле. Служить честно, правдиво, по Совести.

В Толковом словаре В. Даля понятие «служить» определяется следующим образом: «Служить, служивать кому, чему, к чему, либо на что, годиться, пригождаться, быть пригодным, полезным; быть орудием, средством, средством для цели, идти в дело, на дело, быть нужным, надобным» (Толковый словарь Даля)

То есть, если ты выполняешь какую-либо работу, то её суть определяется полезностью, необходимостью, надобностью. И, если ты живёшь среди людей, имеешь семью, детей, родителей, то, находясь рядом с ними, ты должен знать, насколько полезно твоё присутствие, необходима твоя забота и любовь.

А что касается учителя, то его основное предназначение определяется служением детям.

Глубоко права автор Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева в утверждении, что вместо слов «работа, работать», педагогам лучше бы употреблять понятия «служба, служение». Служить человечеству в воспитании подрастающего человека; ходить на службу в школу, детский сад, в колледж для того, чтобы быть нужным, полезным в обучении и развитии детей и молодёжи.

В своей книге «Этика жизни» Сара Алпысовна пишет: «Наша с вами задача – переосмыслить своё мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идёт за нами…

Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить» (С.А. Назарбаева «Этика жизни. – Алматы, 2001).

Помочь молодым осознать истинный смысл счастья, научить ценить жизнь и направить их на достижение счастливой жизни непросто. Внедрение Программы «Самопознание» в целостный педагогический процесс образовательных учреждений способствует единению учащихся и их родителей, всех педагогов в деле воспитания духовно-нравственного человека.

Целостность педагогического процесса определяется тесной взаимосвязью школы, семьи и общественности, объединением, нацеленным на искоренение из нашей жизни жестокости, безответственности, коррупции, легкомыслия, равнодушия и недоверия. Педагогический процесс в школе и в семье должен быть направлен на развитие и воспитание человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.

И в школе, и дома, и в социуме духовно-нравственная образованность людей должна проявляться во всём: в идеях, словах, поступках. Как мы относимся друг к другу в семье и в школе? Готовы ли мы помочь незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации? Обладаю ли я качествами толерантности? Осознаю ли ответственность за совершенные действия? Ответы на эти и подобные вопросы связаны с самопознанием, с умением слышать и слушать внутренний голос, голос совести.

Служение делу воспитания нравственно здорового поколения, формированию высокой духовности в обществе – не это ли великая цель жизнедеятельности каждого, кому имя Учитель!

Служить, чтобы люди приобрели духовно-нравственное образование. Служить для того, чтобы распространять духовно-нравственные знания. Служить так, чтобы общество, наконец, избавилось от моральных пороков, чтобы люди научились жить в мире и согласии, научились решать свои проблемы, сохраняя толерантность, терпение, проявляя благородство и великодушие.

Именно через образование мы хотим возродить в современном обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нём от рождения способности и тем самым приносить пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле.

Великий гуманист современности Шалва Александрович Амонашвили отмечает: «Мы устремлены в будущее. В это будущее мы идём через обновление. Где же мера этого обновления? Она в обновлении Школы. А школу реформирует учитель, но он же и деформирует её.

Обновляется учитель – значит, обновляется школа. Деградирует учитель – значит, деградирует школа.

А что со школой, то и с обществом» (Ш. Амонашвили. Основы гуманной педагогики. Кн.1. Улыбка моя, где ты? – М.: Амрита, 2012).

Вопросы духовно-нравственного совершенствования человека в современном мире становятся как никогда актуальными. И миссия учителя, определяющаяся служением растущему человеку, определяется глубоким осознанием значимости целей, задач, содержания профессиональной деятельности.

В старину, увидев издалека учителя, люди снимали шапку, встречая его поклоном. С именем Учителя народ связывал самое дорогое, сокровенное: детей. Люди свято верили в то, что учитель служит народу, и его служба характеризуется бескорыстной любовью, надеждой и верой в то, что знания, которые получают дети от учителя, открывают путь в будущее.

Понять то, что сказал Ш. Амонашвили о деформации и деградации учителя несложно. Появление в школе учителей, которые относятся к своим обязанностям без должной ответственности, тяготятся учительским трудом, всё время жалуются, конфликтуют и не умеют грамотно строить отношения с детьми, - всё это заставляет задуматься о духовно-нравственном компоненте профессиональной подготовки учителя.

И вновь приходят на память слова Шалвы Александровича, услышанные на лекции: «Я буду просить на коленях учителя, которому в тягость служить в школе, я буду просить, умолять: «Прошу, уходите из школы, мы будем вам за это очень благодарны! Вы не своим делом занимаетесь. Пусть на ваше место придёт тот учитель, который с любовью будет относиться к своим обязанностям, общение с которым будет доставлять детям большую радость».

По утрам можно наблюдать такую картину: дети и родители торопятся в школу, но увидев учителя, они уступают дорогу, проявляя, таким образом, уважение. Они знают и верят, что учителю можно доверять всё: и идеи, и мысли, и даже детские тайны. Именно учитель подскажет, посоветует, поправит, даст знания, открывающие дорогу в жизнь.

И о таком учителе помнят на протяжении всей жизни многие взрослые. Примером тому, учительница литературы – Анна Павловна Тиссаровская, о которой тепло отзывался её ученик – знаменитый писатель Василий Шукшин. Именно она, его ленинградская учительница, оказала сильнейшее влияние на становление Шукшина, как творческой личности, она привила любовь к чтению, вкус к литературе.

Интересные факты из жизни выдающегося математика Софьи Ковалевской вспоминают её родственники. Они отмечают, что в детстве Софья не любила математику, у неё было полное отсутствие интереса к этому предмету. Но появление в её жизни учителя Иосифа Игнатьевича Малевича полностью изменило первоначальное отношение. Занятия с учителем доставляли явное удовольствие! «Первоначальным систематическим обучением математике я обязана И.И. Малевичу», - пишет в своих воспоминаниях Софья Васильевна Ковалевская.

«Но и в наши дни духовная суть учительства не изменилась. Трагедия в Беслане, когда террористы захватили среднюю школу № 1, унесла жизни 13 учителей… Учитель труда Александр Михайлович Михайлов защищал мальчишек и был расстрелян из автомата. Учительница осетинского языка Алёна Дзуцева, когда её выбросило взрывной волной во двор, вернулась к ученикам… Её придавило обвалившейся крышей… 74-летнему учителю физкультуры Янису Константиновичу Каниди террористы предложили покинуть школу («Мы не воюем со стариками!»), но он не ушёл, вступался за каждого ребёнка, а когда дула направлялись на детей, закрывал их своим телом. Яниса Константиновича застрелили… Учителя погибли, потому что не могли оставить беззащитных, поступить против совести. Те идеалы, которые они провозглашали на уроках, заставили их пожертвовать собой. Каждый из тринадцати погибших жизнью подтвердил соответствие высокому званию «Учитель»… Но лучше бы не было в истории педагогики столь жестоких испытаний на прочность!..».

На жизненном пути человек встречает разных учителей. И не важно, какую учебную дисциплину он преподаёт. Более существенным является то, какие духовно-нравственные ценности учитель утверждает самим фактом своего присутствия в жизни ученика.

Интеграционные процессы духовно-нравственного образования зависят от взаимодействия всех педагогов друг с другом, от сотрудничества педагогического коллектива с родительской общественностью.

И в этом процессе большая роль принадлежит учителю самопознания, который обязан не просто заниматься педагогической деятельностью, но одновременно уметь проводить благотворительные акции в помощь нуждающимся, привлекать к ним учителей других предметов, заниматься среди населения информационно-просветительской деятельностью, участвовать в организации Дней открытых дверей, Дней семьи и активно участвовать в других видах деятельности духовно-нравственного образования.

Учитель самопознания, выполняя свой профессиональный долг, является воплощением незыблемости общечеловеческих ценностей, он служит духовно-нравственному совершенствованию человека. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.