KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Язык – важнейшее средство общения (интегрированное занятие по русскому языку и самопознанию для студентов колледжей)
Язык – важнейшее средство общения  (интегрированное занятие по русскому языку и самопознанию для студентов колледжей)
27 сентября 2017    Автор / Казизова Ж., преподаватель русского языка и «Самопознания», колледж АГГПК № 2, г. Алматы.

Ценность: истина. Качества: убежденность в истине, мудрость, единство мысли, слова, дела.

Цель: расширение представлений студентов о значении языка как важнейшего средства общения и познания путем формирования целостного представления о ценности «истина».

Задачи:

-систематизировать и обобщить знания студентов о роли языка, его значении в жизни человека и общества;

-развивать навыки устной и письменной речи студентов, стремление к единству мысли, слова, дела, навыки работы в команде;

-воспитывать уважение и любовь студентов к родному языку, его истории, способствовать воспитанию убежденности в ценности истины и здравого смысла.

Ресурсы: аудиозапись мелодии для позитивного настроя, песни «Давайте восклицать» на слова и музыку Б. Окуджавы, видеопроектор, словари, иллюстративный материал.

Ход занятия:

Позитивный настрой:

Концентрация на свете:

Позитивное высказывание (цитата занятия)

Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. (К. Маркс)

Вопросы для обсуждения:

-Как вы понимаете данное высказывание?

-Почему Карл Маркс сравнивает язык с сознанием?

-В чем сила языка?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

-Почему язык так важен для человека разумного?

(Ответы студентов)

Рассказ преподавателя

Вавилонское столпотворение

Легенда

По легенде, однажды народы Вавилонского царства задумали построить высокую башню (по-церковнославянски – «столп», соответственно «столпотворение» – строительство, творение столпа): «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Бог, возмущенный дерзостью людей, помешал стройке: он «смешал» языки и наречия строителей, и они, не понимая друг друга, уже не могли продолжать возведение этого столпа. Отсюда произошло крылатое выражение «Вавилонское смешение языков».

Работа со словарем: записать значение словосочетания «вавилонское столпотворение» (Иносказательно: шум, неразбериха, беспорядок, производимый большой массой людей.)

Вопросы для обсуждения:

-Почему стройка прекратилась? (Потому что у людей не было понимания, их мысли, слова и дела расходились между собой, они потеряли единение, а значит – здравый смысл.)

-Что же такое язык? (Это орган, это речь, это слова, передача мыслей, человеческий разум, способность говорить.)

-Почему когда-то возник язык? (Он возник вследствие человеческой потребности общения, потребности передавать свои мысли.)

-Существуют другие средства общения – невербальные (бессловесные). Могут они точно передавать нашу мысль? (Нет, только приблизительно, потому что только при помощи речи мы можем передавать свои мысли, мудрость, здравый смысл.)

(Ответы студентов)

Вывод преподавателя: Итак, язык – это средство человеческого общения, с помощью которого люди передают друг другу свои мысли и чувства, познают окружающий мир и друг друга, историю. Он является памятью народа, а значит и правдой, истиной.

Работа с текстом

Преподаватель: «Нет ничего лучше языка», – сказал когда-то баснописец Эзоп.

Преподаватель предлагает студентам прочитать текст и определить его основную мысль.

Эзоп и язык

Существует такая легенда. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу, который был знаменитым баснописцем, купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес… язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?».

«При помощи языка мы изучаем науки, получаем знания, – продолжал мудрец. – При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиг, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». «Хорошо, – распорядился Ксанф. – Иди опять на базар и принеси мне самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес… язык.

«Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Вопрос для обсуждения:

-Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, в другом утверждает, что язык – самое худшее, что есть на свете? Аргументируйте свой ответ.

(Ответы студентов)

Творческая деятельность, групповая работа

Студенты делятся на малые группы.

1.Инсценирование «Язык – друг, язык – враг»

Студентам необходимо показать в сценке, как язык для человека может быть и другом и врагом.

Преподаватель: Попробуем поразмыслить над тем, в каких жизненных ситуациях язык может принести добрую весть, сказать о радости, проявить мудрость (тогда будет всегда правильно, истинно) и зло, если человек сплетничает, нечестен, жаден, бранится, тогда в его словах не будет истины.

2. Конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о языке»

Студентам в малых группах предлагается назвать как можно большее количество пословиц и поговорок о языке.  

Подведение итогов занятия

Беседа по вопросам:

-Можем ли мы сказать, что язык – это истина? (Да, так как он необходим нам, он есть и будет вечен, это жизненно необходимая нам, людям, сущность.)

-В чем язык помогает людям?

-Почему язык и речь тесно связаны с нашим мышлением?

(Ответы студентов)

Групповое пение

Давайте восклицать

сл. и муз.: Б. Окуджава

Давайте восклицать, друг другом восхищаться

Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.

Домашнее задание

Студентам предлагается, используя позитивное высказывание о языке, данное К. Марксом, доказать, что язык – это общественное явление не только по своим функциям в обществе, но и по происхождению.

Заключительная минута занятия

Преподаватель просит студентов закрыть глаза и подумать о том, что было услышано на уроке:

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Понравился ли вам урок?

-Что осталось у вас в памяти, что осталось у вас на сердце?

-Как вы будете постигать истину в вашей жизни?

Преподаватель благодарит студентов за совместно пройденный путь и прощается до следующего занятия.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.