KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Путь к сердцу ребенка …
Путь к сердцу ребенка …
16 января 2018    Автор / Калачева И.В., директор ИГРЧ, ННПООЦ «Бобек».

Я познакомилась с этой удивительной женщиной на методическом  семинаре  учителей самопознания в г. Кордай. Группа была удивительная. Участники семинара отличались особой пытливостью, неравнодушием, активностью. Каждый из них хотел постичь ключевые идеи программы нравственно-духовного образования  «Самопознание» не только для того, чтобы успешно  преподавать учебный предмет, но и по-новому выстроить весь учебно-воспитательный процесс.  Учителя, будучи очень разными по темпераменту, жизненному опыту, возрасту,  были единомышленниками и хорошо понимали, что нравственно-духовное образование необходимо сегодня  каждому человеку: и ученику, и его родителям, и каждому педагогу, независимо от предмета, который он ведет... Кисиль Зоя Ивановна, учитель начальных классов средней школы № 51, выделялась из числа своих коллег одним удивительным качеством. Анализируя вопросы преподавания самопознания, она обязательно приводила примеры из жизни  родного города, школы, где проработала много лет, делилась рассказами о судьбах учеников. Все творческие задания, которые предлагались на занятиях, эта удивительная женщина как будто примеряла к своим воспитанникам, родителям:  вот этот прием можно применить на уроках гуманитарного цикла, а такие вопросы можно поставить  перед родителями учащихся.  

После окончания семинара Зоя Ивановна торопилась в школу: как прошел  день  в ее классе? Не возникли ли проблемы, которые может решить только она? А политы ли цветы? Накормлены ли рыбки?

Не удивляйтесь: учебный кабинет 3 «В» класса – настоящий уголок живой природы! Зоя Ивановна пригласила меня посмотреть его после завершения уроков во второй смене, хотя было довольно поздно. Мы шли по мягкому, только что выпавшему снегу. Он давно запорошил следы учеников, торопливо разошедшихся домой с наступлением сумерек. Была какая-то едва уловимая торжественность в том, как мы двигались к уже закрытой изнутри двери. Сторож сначала удивился позднему визиту, а потом приветливо закивал, узнав Зою Ивановну: «А у вас, как всегда, неотложные дела?». «Да вот хочу показать гостье из Алматы нашу школу»,  –  ответила моя спутница.

В тот вечер мы долго, несмотря на поздний час, бродили по коридорам и кабинетам старенькой, но с любовью и заботой обустроенной школе. Зоя Ивановна с гордостью открывала учебные кабинеты, комментировала оформление фойе, отвечала на мои вопросы. Самым важным для  этой неравнодушной женщины было узнать мое мнение о кабинете самопознания. Мы провели по поводу его оформления маленькую интересную дискуссию. А потом  вошли в ее кабинет. Зоя Ивановна словно приглашала меня в родной дом, с которым связано много прекрасных, незабываемых событий. Щелкнул выключатель, и я попала в удивительный мир.  Он начинался с самого настоящего сада: так много цветов украшало фойе класса. Главным украшением было дотянувшееся до потолка дерево, которое и в ширину разрослось почти во всю стену. Слева стоял большой аквариум, а у противоположной стены – домик для хомячков. Заглянув в него, я увидела, что зверьки сладко спали, зарывшись в солому. «Заходишь – и сразу интересно! – подумала я. – Вот с этого, наверное, и должно начинаться для ребенка учение».

Ощущение «интересности» пребывания сохранялось и в самом учебном кабинете.  Аккуратные шкафы-выставки детского творчества, яркие таблицы, уголок для поздравления именинников – все с любовью и заботой. Но что-то неуловимое придавало особый уют. Сначала я не поняла, а присмотревшись, увидела: на каждом стульчике – маленькая «корпешка» с орнаментом.  «Сама выбирала», – пояснила Зоя Ивановна, уловив мой заинтересованный взгляд. Так она решила проблему жесткости ученических стульев. Это оказалось  еще и хорошим дизайнерским решением, когда все подчинено одной идее – создать для ребят комфортную среду, атмосферу теплоты и доверия.

Идеи самопознания Зое Ивановне близки и понятны. Она видит в них верный путь к сердцу ребенка. Источником своего педагогического вдохновения считает обращение к традициям,  культуре народа, его истории, глубокий патриотизм. Так состоялось наше первое знакомство.

Позднее мне посчастливилось побывать на одном из внеклассных мероприятий Зои Кисиль. Это была встреча в Литературном кафе, посвященная  Абаю и Пушкину. Для всех взрослых  участников этого интересного воспитательного часа было очевидно, что Зоя Ивановна раскрывает своим ученикам красоту высоких нравственных ценностей через приобщение их к интересному поиску. Источником для этого и стало творчество Абая и Пушкина. Учитель поведал третьеклассникам истории жизни великих поэтов, показав, как много в них общего, несмотря на разное воспитание, образование, образ жизни. Все это сопровождалось интересными слайдами, на которых был представлены редкие документы, иллюстрации к произведениям, репродукции картин, воссоздающие Время Пушкина и Абая.  Дети  читали наизусть стихи, отвечали на вопросы, участвовали в викторине, с большим интересом слушали рассказ Зои Ивановны. И как-то незаметно открыли для себя, какими потрясающими качествами обладали поэты: стремлением к познанию, целеустремленностью, настойчивостью. Но главное, ученики смогли сделать вывод о том, что поэтов  объединяет глубокая любовь к своему народу, своей Родине.

Мы много говорили потом о дальнейших планах, о том новом, что внесло самопознание в жизнь каждого учителя. Зоя Кисиль убеждена, что нравственно-духовное образование открывает огромные возможности для воспитания подлинных патриотов. «Без любви к своей Родине, ее культуре, традициям невозможно быть настоящим человеком!» - уверенно говорит учитель и взволнованно рассказывает об удивительном концерте, который подготовили на Наурыз ее ученики для гостей праздника, о предстоящей акции помощи, приуроченной к Дню пожилого человека, о подготовке к важнейшей для каждого казахстанца дате – Дню Независимости Республики Казахстан.   

Особое внимание в своей воспитательной деятельности учительница уделяет подвигу народа в Великой Отечественной войне. Ежегодно 9 мая она ведет своих учеников  на Центральную площадь Кордая. Там, у памятника герою-панфиловцу, земляку Белашову, они молчат у Вечного огня. И в этом молчании  читается настоящая любовь талантливого учителя к своей Земле, своему городу, своей школе, которую она так трепетно передает своим детям. А без этого быть сегодня Учителем просто невозможно.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.