KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Изгои в классе
Изгои в классе
22 января 2018    Автор / Шабалина О.В., педагог-психолог, Бесқұдық негізгі мектебі, Есіл ауданы, Солтүстік Қазақстан облысы.

Точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции, на языке микросоциологии называется изгойским местом. Если в эту точку попадает тот или иной индивидуум, то изгойское место преобразуется в социальную роль изгоя.

За всю историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяют сдерживать проявления негативизма в социальном пространстве (например, битье чучел, поклонение и замаливание идолов). Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудаизм – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.

Система социальных ролей в малой группе, к которой относится и ученический коллектив, значительно отличается от распределения ролей в группах большей численности. В последних отношения, как правило, формализованы. В классе же они строятся на неформальных принципах, исходя из психофизиологических возможностей учеников и во многом под влиянием эмоций.

Каждому педагогу необходимо разбираться в закономерностях развития межличностных отношений в ученическом коллективе и учитывать их при работе с классом.

Как появляются изгои

Любой человек, в том числе ребенок или подросток, нередко испытывает негативные эмоции. При неумении управлять ими негативные эмоции могут иметь разрушительные последствия, как для данной личности, так и для людей, на которых они сбрасываются, выплескиваются. Одно из таких по­следствий – концентрация таких негативных эмоций на каком-то конкретном члене коллектива. Так появляется изгой группы.

Под влиянием неосознаваемых негативных эмоций подростки начинают объяснять их возникновение некими мифическими представлениями о классе, в котором они учатся. В ученической среде мифы об одноклассниках распространяются достаточно быстро, и все заканчивается тем, что о не­которых учениках создаются устойчивые представления, (имеющие под собой, как правило, мало реальных оснований), которые, в свою очередь, начинают вызывать негативные эмоции одноклассников.

В обыденном сознании изгойство в ученическом коллективе представляется в виде травли одного или двух учеников в классе. В зависимости от реакции на негативное отношение одноклассников ребят-изгоев условно можно разделить на три типа: клоун, белая ворона и антагонист.

Изгой-клоун играет со своим социальным окружением, сознательно и целенаправленно подставляет себя под насмешки. Этим он, сам того не осознавая (часто этого не осознают даже учителя), выявляет несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от индивида достаточно высоко интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе.

Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций, так как такой ученик способен чутко следить за уровнем недовольства, которое адресовано ему лично. Доведя негативизм до определенной черты, подросток, вызвав смех одноклассников, снимает уровень напряженности.

Изгой-белая ворона становится таковым изгоем из-за того, что чем-то серьезно отличается от своих одноклассников. Причиной его отличий может быть принадлежность семьи ученика к другому этносу, К другому социальному слою, к другой религии и др. Подросток становится белой вороной, в сущности, по одной причине – в отличие от клоуна, он не может вести по-другому. У одноклассников создается о нем масса домыслов, мифов, которые рождаются из-за невозможности окружения объяснить поведение своего одноклассника.

Изгой антагонистического типа олицетворяет крайнюю степень изгойства. Оно основано на взаимной неприязни ученика и класса. Осознавая неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучшего, как платить им той же монетой, обосновывая свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе.

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток, который прочно закрепляется в его поведении – неспособность мыслить конструктивно. В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник. Но даже если у него вдруг появится возможность занять лидирующую позицию, тут же становится очевиден критиканский настрой изгоя. Он неспособен увидеть свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, которая увлекла бы большинство одноклассников. Он может только разрушить имеющиеся социальные элементы.

Что делать, если в классе изгой

Проблема изгойства была замечена педагогами около ста лет назад.

Уже тогда учителя обратили внимание на то, что в классах, как некоторый атрибут, обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение одноклассников.

Как правило, факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты. Считаю необходимым предупредить педагогов, которые наверняка встречаются с этой проблемой, о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде.

Начнем с изгоя-антагониста, который просто провоцирует одноклассников на негативное отношение к себе, доходящее до агрессивности. Самая распространенная ошибка – это попытка педагога занять чью-либо сторону.

Чаще – сторону класса. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Если педагог встает на защиту изгоя-антагониста, то он может привести данного ученика к лидерству в классе. И ребенок начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога.

Другой подход – перевод изгоя-антагониста в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта. Но не решает проблему. С уходом одного ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник. Изгой же, переходя в соседний класс, нередко и там начинает провоцировать негативное отношение к себе. И отдающий и принимающий класс попадают в ситуацию появления нового изгоя-антогониста.

Как же спасти антагониста? Лучше всего временно (на один-два месяца) перевести этого ученика на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Отношения белой вороны с одноклассниками, как правило, не заходят дальше вербальной агрессии. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет свои собственные, отличные от большинства ценности. Как помочь белой вороне? Приучать класс жить с человеком, непохожим на них. Однако, если к ребятам, имеющим видимые физические недостатки, сверстники все же быстро начинают проявлять терпимость, то необходимость такого же отношения к человеку с непохожими социально-культурными ценностями воспринимается детьми (да и многими взрослыми) далеко не всегда.

Проблема белой вороны вполне решаема вербальными средствами. В данном случае достаточно эффективны дискуссионные формы социально-педагогической деятельности, помогающие ученикам разобраться в «мифологии» класса, найти в белой вороне привлекательные стороны, увидеть ее отличия другими глазами, наладить позитивно окрашенные отношения.

«Клоунада» до последнего времени не рассматривалась социальными педагогами как изгойское поведение. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на публичность поведения изгоя-клоуна. Он как бы старается «высветить» социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе, ставя учителя в не стандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно и достойно, с юмором или серьезно выйти из неё. Попытка учителя дать действиям клоуна негативно эмоциональную оценку лишь укрепляет его тип поведения. Следовательно, педагогу можно попытаться воздействовать на клоуна по принципу «клин клином вышибают», попробовать переиграть, поставив уже его в нестандартную для него ситуацию.

“Психология в казахстанской школе.

Психология Қазақстан мектебінде”

№ 6 (48), 2014

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.