KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Познание вкупе с самопознанием
Познание вкупе с самопознанием
03 октября 2017    Автор / Ардак Камал

Как сделать школу интересной для ученика? Ответ на это вопрос на протяжении многих лет ищут не только работники Министерства образования, но и директора школ, учителя и родители. В общеобразовательной школе № 55 предложили свой вариант. Они взялись за главное. Помимо дачи знаний по всем предметам, они направляют своих учеников, интересными и необычными методами помогая определиться с будущей профессией.

Главное – познать себя

По приказу Управления образования г. Алматы школу № 55 сделали пилотным учебным заведением по нравственно-духовному образованию «Самопознание». Учителя, пройдя специальные курсы повышения квалификации, начали объединять свои предметы с «Самопознанием», и результат удивил: оказывается, гуманитарные и естественно-математические предметы вполне успешно интегрируются с познанием и поиском себя. «Это своего рода метапредмет, способствующий повышенной мотивации, заинтересованности к учебе и, следовательно, постепенному повышению качества знаний и успеваемости, в связи с чем результаты налицо: есть призеры районной олимпиады и конкурса научных проектов городского масштаба. Помимо всего этого, в школе работает творческая группа учителей-новаторов, прошедших уровневые курсы повышения квалификации, которые через педсоветы, коучинги и семинары распространяют и обобщают свой опыт по внедрению новых технологий в обучении», – отметила Айдарова Сауле Наримановна, директор КГУ ОШ № 55.

В Послании народу Казахстана Президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что важно усилить воспитательный компонент в обучении.

Такие ценности, как патриотизм, нравственность, толерантность и меж­национальное согласие, должны прививаться во всех учебных заведениях. Поэтому, в этой школе акцент делают на воспитательную часть: устраивают классные часы, открытые уроки, концерты, тренинги, семинары, встречи и т. д., в которых активное участие принимают ученики и их родители.

К примеру, недавно прошел концерт ко Дню пожилого человека, куда были приглашены пожилые люди, ветераны школы, ветераны ВОВ и трудового фронта. Концерт организовали сами ученики и их родители.

Конкуренция – двигатель прогресса

Здесь, как и в любом деле, нет мелочей. «Администрация школы всегда заботится о каждом педагоге, способствует его мотивации на профессиональную самоотдачу и вовлеченность в процесс, поэтому администрация должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя – его победах и промахах. Такой процесс диагностики труда учителя упрощается, если есть критерии. Поэтому с этого года решением педагогического совета были установлены критерии для рейтинга учителей. Думаю, это послужит хорошим подспорьем для каждого учителя», – добавляет Сауле Наримановна и сразу же перечисляет примеры. Учитель начальных классе И.А. Зеленская – составитель программ факультативного курса «Наш дом», учитель музыки И. Е. Колесникова – автор учебника «Музыка» (1-4 классы, 2009-2011 гг).

«Мы сейчас находимся в режиме реформирования и обновления образования, механизмами которого являются: повышение квалификации учителей; преподавание казахского языка по новым методикам; подготовка преподавателей предметов на английском языке, подготовка преподавателей английского языка, изменение формата итоговой аттестации учащихся 11-х классов и переход на традиционные экзамены в школе, интегрирование предметов и многое другое. С этого года учителя первых классов начали преподавание по обновленной программе. Языковые предметы направлены на развитие детей четырех видов речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Для решения поставленных перед нами задач, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, инициативность, настойчивость, лидерские качества социальную и культурную осведомленность. Всё это сегодня, наряду с классическими знаниями, включено в содержание школьного образования через призму ценностей и деятельностного подхода. Вот, пожалуй, те направления, в которых развивается наша школа!», – заключила директор школы № 55 Сауле Айдарова.

Чтобы узнать, что такое деятельностный подход в понимании учителей этой школы, мы обратились к преподавателю химии Эльвире Велиуллаевой (Гилязовой). Она признается, что для нее это – постоянное совершенствование методики преподавания, разноуровневые задачи для детей в комплекте с умением мотивировать и вызывать интерес в каждом.

«Для того чтобы заинтересовать учеников своим предметом, я изучаю различную литературу, нахожу интересные материалы для урока, использую интерактивную доску для показа презентаций, видеороликов, занимательных опытов зарубежных химиков. Немалую роль играют электронные учебники, помогающие более доступно, красочно, реальнее преподнести материал. Часто для того, чтобы показать, насколько химия многогранная и интересная наука, применяю творческий подход, особенно это хорошо удается при проведении «Недели химии» в школе. В этот период провожу конкурс химических рисунков и поделок; с группой детей во главе с «дизайнером» оформляем кабинет, используя химическую тематику, и развешиваем задания с вопросами. Также я провожу открытые уроки. Завершаю неделю интересным мероприятием, таким как «Тематический химический спектакль», обряд «Посвящение в химики», «Что? Где? Когда?» и др. Создаем мы и минифильмы, ролики про химию, затем устраиваем показ для других учеников», – с горящими глазами делится Эльвира Велиуллаева.

Главное, чтобы каждый ученик был задействован в той сфере, которая получается у него лучше всего. Тогда у каждого будет возможность проявить себя, показать свои умения и заставить взглянуть на себя с другой стороны. Таким образом, преподавателю легче сблизиться с детьми, добиться взаимопонимания, которое в дальнейшем отражается на усвоении материала.

«Например, одной из традиций у нас является посвящать только что начавших изучать химию учеников в «химики». Это мероприятие ученики старших классов проводят в актовом зале, собирая много зрителей. Они готовят сценки, конкурсы, проводят интересные опыты, показывают все, чему научились на уроках. Интересно у нас проходят и тематические спек­такли с применением элементов химии, с показом опытов, с облачением в специальные театральные костюмы. Ребята берут основную идею из Интернета, добавляют что-то новое, переделывают сценарии, используют спецэффекты, и в результате получается улучшенный, а главное – свой вариант. Затем они вместе подбирают «актеров» и после нескольких репетиций представляют на суд зрителям», – продолжает Велиуллаева. Также Эльвира считает, что нельзя работать в школе, используя одни и те же методы преподавания. Каждый раз, приходя на урок, она старается удивлять учеников, обновляя способы подачи информации. А чтобы качественно подготовить ученика к ЕНТ, важна не только креативность, но и хорошие знания по предмету, умение подбирать индивидуальную методику подготовки к тестам для каждого ученика. Поэтому здесь после пробных тестирований анализируются результаты и проводится работа над ошибками.

«Работу нужно делать с радостью, и когда ученик увидит вашу заинтересованность, ваше желание участвовать и помогать ему, делая все это бескорыстно, в нем зародится желание оправдать не только свои ожидания, но и ваши. Обязательно верить самому и внушать веру в ученика, такой психологический настрой является также ключом к успеху. Недавно я изучила методику критического мышления, которая стала популярной по всему миру в последние годы, она включает три стадии изучения.

Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Элементы новизны содержатся в методических приемах «Корзина», «Составление кластера», «Пометки на полях», прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ», «Написание синквейна», «Мозговой штурм». Все эти приемы ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, например, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, отслеживать свое понимание прочитанного текста, применять форму свободного творчества, но по определенным правилам, развитие самостоятельности, проявление индивидуальности, поиск творческих подходов к выполнению задания», – добавляет далее Эльвира Велиуллаева.

Важную роль сыграло и то, что Эльвира выросла в семье преподава­телей, учителей советской эпохи. Ее мама, бабушка, тетя и дядя посвятили свою жизнь преподавательской деятельности. Среди них – учителя физики, химии, биологии, преподаватели вузов.

«С самого начала у меня не было сомнений в выборе профессии. Любовь к детям, желание обучать, огромное уважение к профессии «Учитель» привели меня к преподавательской деятельности, которая уже 17 лет является неотъемлемой частью моей жизни, моим любимым делом, выбранным раз и навсегда. Самые главные советы, которые дали мне мои наставники – работать над своим духовным содержанием, без духовных законов путь к успеху закрыт; также нужно заниматься самовоспитанием, самоконтролем, своей самоорганизацией, самообразованием; проявлять интерес к профессиональному росту, к науке, и обязательно к психологии», – заключила Эльвира.

В каждом классе учеников она условно поделила на три категории: первая – хотят учиться и учатся, вторая – хотят учиться, но не получается, третья – не хотят учиться и не учатся. Так, например, дети, которые учатся, условно говоря, «отличники», получают возможность быть на шаг впереди и постоянно углублять свои знания, не оглядываясь на сверстников. Второй группе помогают получить знания, но другими, более строгими способами и постоянным контролем. Третью группу убеждают в необходимости этих знаний. Для этого используют: разноуровневые задания; дополнительные занятия после уроков и на каникулах; мини-кружки; проекты для каждой категории учеников; подготовка презентации.

У каждого учителя этой школы свой подход к обучению детей. Но все они так или иначе помогают ребятам не только получить знания, но и разобраться в себе, определиться с интересами и увереннее шагнуть в будущее.

Самопознание в этом учебном заведении не пустой звук, а стиль жизни. Поэтому большинство выпускников не только набирают высший балл по ЕНТ, но и на момент окончания школы уже выбирают профессию и знают, чем будут заниматься. Ведь, как говорили древние, кораблю, который не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным...

Журнал «Современное образование» №4 2016 г.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.