KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Проблемы развития у учащихся общеобразовательных школ способностей самопознания и саморазвития
Проблемы развития у учащихся общеобразовательных школ способностей самопознания и саморазвития
26 октября 2017    Автор / Лазарев В.С., д. псих. н., академик РАО, директор Института инновационной деятельности в образовании РАО, Москва.

Познание человеком самого себя, как и познание вообще, имеет самостоятельную ценность. Но одновременно оно является составляющей саморазвития человека. Современный динамично изменяющийся мир требует от каждого человека постоянной работы над собственным развитием. Не случайно одним из главных принципов в современном обществе стал принцип "образование через всю жизнь". Уровень развития человеческого потенциала становится главным факторов в глобальной конкуренции. Не объем капитала, не развитость материальной базы, не природные богатства, а человеческий потенциал будет определять будущее каждой страны и ее место в мире.

Чтобы соответствовать требованиям времени, человеку нужно быть способным осуществлять самоанализ и самооценку, планировать и реализовать индивидуальные траектории развития. Эти способности не возникают сами собой, т.е. не развиваются естественным путем, они должны формироваться и развиваться в образовании. Однако традиционная школа не обеспечивает этого на сколько-нибудь удовлетворительном уровне. Будучи ориентированной на передачу знаний и выработку некоторых частных умений (читать, писать, считать), она в принципе не  способна решать задачи полноценного развития детей, поскольку не создает необходимые для этого условия. В лучшем случае она формирует у учеников образ мира (физического, органического, социального), но не учит их познавать себя, познавать этот изменяющийся мир и действовать в нем.

Школьное образование уже не одно десятилетие находится в глубоком кризисе. Этот кризис проявляется прежде всего в несоответствии достигаемых результатов обучения и воспитания ожиданиям общества. Еще в конце е 1960-х годов один из крупнейших мировых авторитетов в области образования Филипп Кумбс (бывший тогда директором Международного института планирования образования ЮНЕСКО) в своей книге "Кризис образования в современном мире" констатировал, что кризис носит глобальный характер. "В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, – писал Ф. Кумбс – кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах" [2, 10]. Через 20 лет Ф. Кумбс опубликовал новую книгу под тем же названием, но с добавлением: "Взгляд из 80-х годов". В ней он показал, что проблемы образования не только не решены, но стали еще острее. Позднее уже в 1990-х годах известные российские ученые И.Я. Лернер и И.К.Журавлев, анализируя кризисную ситуацию в российском общем образовании, констатировали, что "... о кризисе школы говорят во всех цивилизованных странах – США, Англии, и др. причем раскрытие признаков кризиса всюду более или менее сходно: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей и т.д." [3, 7]. Кризисное состояние образования обсуждалось на многих международных форумах. Во многих странах предпринимались реформы, ставившие главной целью повышение качества образования, которые, однако, повсеместно не привели к желаемым результатам.

Основные проблемы традиционного школьного образования, остающиеся не решенными до настоящего времени, состоят в том, что его цели не адекватны современным потребностям развивающегося социума, а формы организации и технологии учебно-воспитательной деятельности не способны обеспечить достижение тех результатов, которые сегодня необходимы.

Окончание школы приходится на возрастной период, предшествующий вступлению человека в раннюю взрослость. Покидая школу, юноша или девушка должны будут начать строить новую жизнедеятельность и нужно, чтобы они были способны стать ее полноценными субъектами. Для этого нужно, чтобы обладали достаточно развитым практическим сознанием. Именно его становление выдающийся российский педагог и психолог В.В. Давыдов считал центральным психологическим новообразованием подросткового периода развития [1]. К важнейшим компонентам практического сознания, развиваемым в подростковом возрасте, он относил: рефлексию на собственное поведение внутри разных коллективных взаимоотношений, умения оценивать свое поведение и свое "я" по определенным критериям, чувство взрослости, т. е., стремление сравнивать и отождествлять себя с взрослыми и товарищами, обрести образцы для подражания. Созданная под руководством В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина  система развивающего обучения своей главной целью ставит формирование и развитие у учащихся способности быть субъектом  саморазвития. В ее основе лежит положение о том, что развитие человеческих способностей может осуществляться только в деятельности. Образование – есть форма развития психики. Из этого следует, что в школе должны быть созданы условия, чтобы ребенок стал субъектом собственного образования, стать из обучаемого учащимся, т.е. тем, кто познает себя, выявляет свои недостатки, ограничения, ставит и достигает цели саморазвития. Само образование должно строиться преимущественно в деятельностной форме.

Однако практическая реализация деятельностного подхода к образованию в России сталкивалась со значительными трудностями. Одна из главных (если не главная) состояла в нежелании и неготовности учителей качественно изменять свою педагогическую деятельность. Проводившиеся в 1990-е годы и начале 2000-х годов реформы общего образования не были ориентированы на смену его модели. По-прежнему основной оставалась традиционная знаниево ориентированная (называемая также ассоциативно-репродуктивной) модель. Сегодня в России ситуация кардинально изменяется. Обусловлено это  принятием новых государственных стандартов начального, среднего и полного общего образования, в основу которых  положены идеи системно-деятельностного подхода. Новые стандарты устанавливают качественно иные требования к результатам образования и учебному процессу, нежели предъявлявшиеся ранее.

В стандарте определены  требования к трем группам результатов: личностным, метапредметным и предметным.

К личностным результатам обучающихся, относятся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции.

К метапредметным результатам обучающихся относятся: освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

К предметным результатам обучающихся относятся: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Таким образом, новые образовательные стандарты, наряду с освоением школьниками знаний по предметам, требуют формирования у них т.н. универсальных учебных действий (в целом – умения учиться) и умений применять знания в практической жизнедеятельности. Достижение таких результатов потребует принципиального изменения образовательных технологий. Посредством лекционного изложения того, как нужно выполнять эти действия, их сформировать нельзя. Действия не формируются через глаза и уши, они формируются только в действии, да и то не во всяком. Как бы долго человек не слушал лекции по технике плавания и как бы успешно он на экзамене эту технику не рассказывал, оказавшись в воде, он не поплывет. Формирование действий разных типов имеет свои психологические закономерности и требует определенных условий и технологий. Должна будет измениться и позиция педагога в учебном процессе.

Переход от ассоциативно-репродуктивной к деятельностной модели  школьного образования потребует изменения сознания участников образовательного процесса, изменения их установок, целевых ориентаций, умений, освоения новых образовательных программы и технологий. В новой школе задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Он должен стоять не над, а рядом с учениками. Быть не транслятором готовых знаний, а модератором познавательной и творческой активности учащихся.

Литература

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –  М., 1996.

Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире /Пер. с англ. – М., 1970. – С. 10.

Прогностическая концепция целей и содержания образования. / Под. ред. И. Я.  Лернера и И. К. Журавлева. - М., 1994. – С. 7.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.