KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Интегрированный подход в деятельности учителя
Интегрированный подход в деятельности учителя
27 октября 2017    Автор / Седченко Т.Н., ст. преподаватель института повышения квалификации по ВКО,Усть-Каменогорск.

У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит создание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время – сформирует умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. Интеграция предмета «Самопознание» в образовательное пространство школы показывает его уникальность, доступность, востребованность. Педагоги СШ №29 г. Усть-Каменогорска еще в годы апробации предмета на занятиях  по другим предметам, в воспитательной деятельности  использовали элементы урока самопознания, знания учащихся по предмету. Интегрированный подход в преподавании предмета «Самопознание» помогает учащимся представлять мир как целостную картину, формирует мировоззрение ребенка, позволяет взрослым  реализовать доброжелательное отношение к детям, родителям, коллегам.

Анализ внедрения предмета «Самопознание» в образовательный процесс показал, что широкая вариативность форм и методов проведения занятий по самопознанию позволяет осуществлять его интеграцию  в другие предметы. Предмет «Самопознание» является интегрированным. Структурным элементом базового содержания является система понятий об общечеловеческих ценностях и их проявлениях в жизни людей.  

Данные ориентиры содействуют определению базового содержания  самопознания  как самостоятельного предмета и служат целевыми установками  для интеграции основных идей самопознания с содержанием других образовательных предметов. Без целостности знаний, поиска путей  формирования целостности мышления, сознания невозможно понять познаваемую действительность. А ведь понимание – естественный  способ бытия ребенка.

Интеграция – это соединение процесса обучения и воспитания в единую целостную систему. Основа интеграции – понимание целостности мира и осознание себя в этом мире, его взаимосвязях. (Якименко С.И. «Формирование мировоззрения дошкольника и младшего  школьника средствами интегрированных знаний о человеке и мире». Мир образования-образование в мире, №2, 2003).

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом

Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:

-интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);

-интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);

-интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты)

-интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).

Целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных уроков, для чего необходимо согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, специфику подходов к изучению одних и тех же явлений, процессов разными учебными дисциплинами.

Интеграция имеет несколько значений

-Создание у школьников целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения), в результате ученик получает знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.

-Нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают все новые и новые представления  о явлениях окружающего мира, систематически дополняя и расширяя их (двигаясь по спирали).

-Как результат – развитие личности учащихся. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.

Уровень интеграции определяется тем кругом задач, который возможно выполнить только благодаря интегрированию (по методам, приемам, способам, уровням, направлениям). 

Методической основой интегрированного подхода к обучению  является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. На следующем этапе совместно определяется вид интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п. Каждый вид урока предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала. Педагогическая технология подготовки интегрированного урока включает в себя: согласование педагогами содержания и методики преподавания; характер общения и отношений с учащимися и между собой в ходе занятия.

Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным, монопредметным очевидны:

-на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;

-через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях;

-интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами;

-интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук;

такие уроки взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и, главным образом,  в следующих случаях:

-при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

-при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;

-при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

-при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;

-при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

-при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Необходимо тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы «синтезирующие» материал нескольких предметов.

Интегрированные уроки может вести и один учитель. Роль второго учителя  будет состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала. Также присутствие на уроке коллеги способствует  построению  уроков  в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин.   

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.

Литература

Данилюк А.Я. Теория интеграции образования.– Ростов-на Дону, 2000.

Ильченко В.Р., Гуз К.Ж. Технологии интеграции содержания образования. – Школьные технологии, 2004, №6.

Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.

Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. – Учитель, 2003.

Якименко С.И. Формирование мировоззрения дошкольника и младшего школьника средствами интегрированных знаний о человеке и мире. – Мир образования – образование в мире, 2003, №2.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.