KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию
30 октября 2017    Автор / Чирухина Н.Л., педагог-психолог, учитель самопознания гимназии им. А.М. Горького, Костанай.

Нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения – важнейшее направление воспитания. Цель истинного воспитания – пробудить в детях стремление ко всему духовно-нравственному, помочь им выработать чистоту нравов, уважение во взаимоотношениях, оградить их от зла, сформировать систему нравственных ориентиров.

Нравственно-духовное воспитание – важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией. Реализация задач духовно-нравственного воспитания рассматривается в качестве важнейшего условия сохранения отечественной культуры как целостного явления и главной предпосылкой духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости государственного бытия.

Главная роль в духовно-нравственном воспитании личности принадлежит образованию. Школа – интеллектуальный, духовный, культурный центр учащихся. Перед общеобразовательной школой становится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Одну из основных ролей в духовно-нравственном становлении личности, конечно же, играет учитель, который «должен быть горящей свечой, он должен нести свет, теплоту внутреннюю, духовную. Тогда от этой свечи возгорятся сердца воспитанников».

Духовно-нравственное воспитание способствует формированию  целостной гармоничной личности, готовой в возрасте социальной зрелости к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с высокими принципами и нормами общечеловеческих духовных ценностей и современных этических стандартов, формирование мотивов познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, стремления к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждению добра и человеколюбия.

Основные требования концепции духовно-нравственного воспитания – формирование личности, способной познавать окружающий мир, мир своей личности, осваивать и развивать навыки сознательного самопознания и самоуправления, полно отражают задачи системы образования в современных условиях – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Самопознание опирается, прежде всего, на философский фундамент, теоретические и методологические принципы философии, представляющей собой теоретическое самосознание культуры. Данный подход согласуется со стратегией целостного осмысления человеческой реальности, включая структуру духовного, психического и физического. Руководствуясь этими мировоззренческими положениями, определяющими характер образования и воспитания в современную эпоху, «Самопознание» предполагает смену психологической и педагогической парадигм, глубинное переосмысление сущности, назначения целей образования, направленных на приоритет духовного. Смена парадигмы подразумевает открытие новой эпохи в образовании: онтология целостного отношения человек – мир, восстанавливающая всю полноту человеческого восприятия, взаимозависимой  творческой среды, изменения модели человеческой субъективности, формирования нового понимания личности как «одухотворенной души», когда все аспекты «Я» увидены в структуре личности через доводы ума, сердца, интуиции, аргументы сознательного и бессознательного, логику любви и сострадания.   Это многомерная, многоуровневая личность в отличие от одномерного, рационального субъекта, воспринимает все краски, всю палитру мира, поскольку ее единство обеспечивается совокупностью духовных актов самосознания, поиском высшего смысла.

Приоритет на духовность определяет выбор содержания, методов и приемов обучения. В «Самопознании» актуализируется целостное человеческое существо во всем многообразии его состояний и проявлений, отсюда принципы и методы определяются целостностью, ориентацией на человеческую личность, где в контексте культуры и национально-этнического самосознания производится формирование общечеловеческих ценностей добра, мира, любви, ненасилия, правильного поведения.      

На каждом этапе обучения «Самопознанию» выделяются  различные уровни достижения человеческих ценностей, что соответствует психологическим особенностям возраста:

-нормативный уровень – знания приобретаются на основе общепринятых образцов поведения;

-личностный уровень – знания приобретаются в результате поиска истины, сравнений, сопоставлений, приведения в соответствие моральных установок с действиями, поступками, доказательства ложности или истинности идеалов, формирования нравственно-духовных ориентиров в жизни;

-уровень осознанности: приобретение знаний осуществляется на основе саморегуляции, самопонимания, самопознания, стремления к духовной гармонии, зрелости нравственно-духовной личности.

Основными дидактическим принципами содержания обучения являются принципы духовности,  целостности, позитивности, развития и саморазвития личности, культуросообразности, учета возрастных особенностей, индивидуально-типологический подход, линейно-концентрический в построении программы, природосообразности, опоры на потенциальные возможности личности, учета внутренней позиции ребенка и т.д.

Моя роль, как учителя самопознания, на уроке заключается в совместном участии в процессе обучения, в консультировании, в помощи и поддержке учеников. Активизировать процесс обучения мне помогают некоторые методы технологии развивающего обучения, основными задачами которой являются следующие:

-исключение процедур принуждения в базовых процессах, активное внедрение механизмов самооценки, саморегуляции школьников.

-запрещение репродуктивных действий в процессе обучения, организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

-сокращение монолога учителя, обучение школьников способам речевого взаимодействия превращая процесс обучения в живой и активный диалог.

Таким образом, особенностями обучения в технологиях развивающего обучения являются дискуссия, проблемно-поисковый диалог, активное деловое взаимодействие, коллективная мыслительная деятельность школьников (т.е. те же  интерактивные методы), способствующие приобретению опыта делового сотрудничества, что является одной из важнейших задач, решаемых при использовании данной технологии. Кроме того, в процессе совместной деятельности создаются благоприятные условия, способствующие становлению и закреплению духовно-нравственных основ личности.

Как превратить учебный процесс из принудительной и трудной работы в интересный и познавательный процесс – вот вопрос, на который дает ответ внедрение новых методов обучения. Задача, которую я ставлю на своих уроках, - научить ребят самостоятельно добывать знания, перерабатывать их, обобщать и систематизировать изученный материал и осознанно применять на практике.

Эти методы построены на сознательном создании ситуации, которая вынуждает принимать самостоятельные решения для достижения заданной цели. Используется главным образом интерактивные методики, позволяющие вовлекать учеников в учебный процесс, преодолевая их инертность, пассивность, равнодушие, пробуждают любознательность и познавательный интерес.

Таким образом, формирование личности, способной познавать окружающий мир, мир своей личности, осваивать и развивать навыки сознательного самопознания и самоуправления, полно отражают задачи системы образования в современных условиях – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики изменит задачу образовательного процесса и, сохраняя ориентацию на профессиональную подготовку, вывести на первое место задачу формирования человеческой личности, приобщаемой к национальным и общечеловеческим ценностям истины, добра, миролюбия, любви и ненасилия.

Литература

Введение в предмет «Самопознание»: Учебное пособие /Составители: У.И.Ауталипова, Г.М.Касымова, Х.Т.Шерьязданова. – Алматы, 2006. – 181 с.

Данилюк А.Я. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры в школе». – Москва, 2009. – с.14-23.

Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.