KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Интеграция нравственно – духовного образования Самопознание в структуру уроков
Интеграция нравственно – духовного образования Самопознание в структуру уроков
31 октября 2017    Автор / Шевченко Е.В., Школа – гимназия № 1 имени А. С. Пушкина.

Перед тем, как говорить о стратегиях интеграции Программы нравственно – духовного образования Самопознание в структуру уроков как гуманитарного, так и естественно – научного цикла, хотелось бы вспомнить определение слова «интеграция». Это слово в переводе с латинского языка означает «соединение». То есть, интегрируя – мы соединяем разные части в единое целое. Каждая дисциплина ставит перед собой целью развитие определенных умений и навыков. Так, например, физическая культура развивает наше тело, физические навыки. Математика тренирует ум и логическое мышление, история показывает нам прошлое и призывает извлекать из него уроки. А самопознание предлагает нам узнать, прежде всего, свой внутренний мир, оно воспитывает нас духовно.

Интеграция Программы нравственно – духовного образования Самопознание в предметы – это одушевление школьных знаний, слияние предметов, на основе духовных ценностей и видения единства и многообразия, то есть мы должны составить единое целое со всем, чему учим.

А что же является целью интегрированного обучения? А вот цели вполне конкретные и достижимые:

-Создание оптимальных условий  для развития навыков критического мышления учащихся. Несомненно, задавая вопросы глубокого нравственного содержания, мы подталкиваем детей к размышлению. Все прекрасно знают способ беседы по Сократу, когда учитель не формирует знания у учащихся, а лишь обратив внимание на уже знакомую им информацию, побуждает детей к активной мыслительной деятельности, в ходе которой ребенок сам приходит к пониманию вопроса. Развитие навыков критического мышления  это составная часть функциональной грамотности, которая способствуетсамореализации человека в условиях постоянно изменяющегося мира.Это есть главная задача современной школы. Величайший гуманист нашего времени, замечательный педагог  Ш. А. Амонашвили говорит следующее: « Школа – живое духовное существо со своим предназначением.Она ведёт общество, но не является слугой общества».

-Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. Здесь следует, прежде всего, сказать об объеме знаний, которые должен получить ребенок по образовательному стандарту и индивидуальными мыслительными способностями ребенка. В данном случае, учитель ставит некие образовательные «подмостки», благодаря чему ребенку легче усвоить информацию.Другими словами, это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Известный советский психолог, основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций Лев Выготский называл этот процесс Зоной Ближайшего Развития, характеризующей процесс умственного развития ребенка на завтрашний день.

-Активизация познавательной и творческой деятельности на уроке, мотивация на постижение новых знаний. И самое главное здесь – не получение в готовом виде, а постижение – самостоятельное, когда знания проходят через душу ребенка посредством примеров из повседневной жизни, жизни выдающихся людей. И тогда, когда ребенок не будет равнодушен к новой информации, он усвоит урок и будет помнить его в течение жизни.

Теперь поговорим о мотивации, или направленности – это установка, ставшая свойством личности и проявляющаяся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Мотивация исходит, прежде всего, из позитивной атмосферы в классе, доброжелательности, творческой деятельности на уроке. Мотивирует на активную деятельность групповая работа, творческий процесс, развернутые ответы на правильно поставленные учителем вопросы, хоровое пение и, конечно же, позитивный настрой на урок.

А что же нужно учесть в первую очередь? Конечно комфортное пребывание детей на уроке. Планируя интегрированный урок, учитель, прежде всего, должен подготовить пространство для комфортной работы учащихся. Это, на мой взгляд, наиболее важное условие успешной работы на уроке. Детям должно быть комфортно, выполняя задания учителя, как в психологическом, так и в физическом плане.

Интегрируя предметы, учитель находит угол зрения, при котором обыденные факты – становятся удивительными. Можно использовать неожиданные предметы для наглядного представления, личные примеры, показать видеоролик для обсуждения, показать загадочный рисунок или фото, попросить объяснить схему.

Поговорим о видах интеграции:

Внешняя интеграция – это все формы и методы работы на уроке. Сюда мы относим и позитивный настрой, и цитату урока, хоровое пение, притчи и истории, как «подарок от учителя», и заключительную минутку урока. Словом все то, что делает урок ярким и насыщенным. Это и является своеобразными «подмостками» к Внутренней интеграции – погружению в тему, раскрытие качеств и постижение заданной общечеловеческой ценности. Интеграция вплетается в структуру урока, чередуясь с образовательными целями урока.

Существует определенная последовательность вопросов к обсуждению информации, задаваемых учителем, которую необходимо придерживаться.

-1-2 вопроса по тематике (текст, рассказ, видеоматериал)

-1-2 вопроса на выявление качеств определенной ценности

-1 вопрос о примерах из личного опыта учащихся

Необходимо помнить, что интеграция нравственно – духовного образования Самопознание в структуру урока не должна превращать предмет, преподаваемый вами в урок самопознания, но в то же время урок должен быть достаточно насыщенным. Обязательным условием является присутствие внутренней интеграции как духовно – нравственной глубины урока. Безусловно, интегрироваться может не каждый урок, а лишь урок, подходящий по теме. Разрабатывая урок, исходя из целей и задач, учитель почувствует, на каком этапе и какими методами можно интегрировать Самопознание в структуру урока. Предмет должен оставаться предметом, но при этом, он будет насыщенным, интересным, и, безусловно, результативным.

Список литературы

Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // ВыготскийЛ.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. -583 с.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.