KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Актуальные проблемы обновления содержания предмета «самопознание» в высшей школе
Актуальные проблемы обновления содержания предмета «самопознание» в высшей школе
02 октября 2017    Автор / Шерьязданова Х.Т., д.психол.н., профессор кафедры теоретической и практической психологии КазГосЖенПУ, Алматы.

Национальная система образования является одним из шести приоритетов стратегии развития Республики Казахстан на современном этапе. Демократическая основа реформ определила степень развития высшей школы, что дает возможность выявить степень автономности вузов, образовательную и кадровую политику, внедрять систему менеджмента качества, новые технологии обучения. Укрепление ресурсной базы, расширение практической составляющей научно образовательной деятельности, потребует инвестиций в сохранение и развитие человеческого капитала, который является главным приоритетом Государственной программы образования Республики Казахстана 2011 – 2020 годы. В послании Президента страны-лидера нации Н.А.Назарбаева «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» содержится обоснованная концепция очередного этапа развития отечественного образования, ориентированного на подготовку специалистов новой формации, умеющих применять знания и технологии в различных сферах деятельности, мотивированных на постоянное самообразование. 

Модернизационные процессы, предпринятые в последние десятилетия, можно обозначить как инновационный прорыв в образовании.

В Республике Казахстан обучение в высшей школе осуществляется по государственным стандартам образования, которые введены в учебный процесс с 2001 г, но происходит их постоянное обновление ( 2004, 2006, 2008, 2010, 2012 г.). Изменить государственный стандарт образования невозможно, но внести изменения в содержательную часть – возможно, введя новые элективные курсы или обновив разделы прежных дисциплин. В новых государственных стандартах по направлению «Образование» выделены инновационные технологии, разработанных в Республике Казахстан.Так, Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан по специальности 5В012300 – социальная педагогика и самопознание, утвержденный от 25.12.2009 г., приказ № 599 МОН РК,  включает ряд дисциплин психологического образования,  такие как «Общая психология» (2 кредита), «Возрастная психология» (2 кредита). «Педагогическая психология» (1 кредит), «Социальная психология» (2 кредита), «Психология самопознания» (3 кредита),  «Психолого-педагогическая диагностика» (2 кредита) и «Психолого-педагогический практикум» (2 кредита», как базовые дисциплины. Итого на психологические дисциплины в Типовом учебном плане 2009 года выделено 14 кредитов на базовые дисциплины и 4 кредита на компоненты по выбору. Сотрудниками кафедры теоретической и практической психологии КазГосЖенПУ разработаны 2 новых элективных курса «Девиантология» (автор: доктор психологических наук, доцент Акажанова А.Т.) и «Психология здоровья» (автор: кандидат психологических наук, и.о.доцента Ныгметова К.Н.). В новом Типовом учебном плане специальности 5В012300 – Социальная педагогика и самопознание, утвержденным 06.08.2010 г., произошло сокращение психологических дисциплин в подготовке бакалавров образования. Имеются лишь три предмета: «Психология и развитие человека» (3 кредита), «Самопознание» (2 кредита), «Методика преподавания «Самопознания» (3 кредита). Для современной системы образования этого недостаточно. Для подготовки кадров для системы образования в современных условиях необходимо усилить психологическую часть путем внедрения новых дисциплин в образовательном пространстве высшей школы, разаботанные коллективом авторов КазГосЖенПУ в последние пять лет.

Одним из таких подходов является разработка дисциплины «Самопознание» для групп специальностей «Образование» ГОСО МОН РК (Типовая программа и учебно-методический комплекс на казахском и русском языках). Предмет «Самопознание», разработанный в Республике Казахстан за последние десять лет как интегративный инновационный курс, претерпел ряд изменений в силу внешних (экономических, политических, образовательных) условий, и  в настоящее время он рассматривается как модернизационная образовательная технология в развивающемся пространстве Республике Казахстан.

Дисциплина «Самопознание» включена в базовый цикл государственного стандарта образования в классификаторе педагогических специальностей направления «Образование». Авторским коллективом КазГосЖенПУ были учтены новые, свершившиеся события в стране, которые явились значимыми в обновлении содержания предмета «Самопознания» для высшей школы.

Первым, важным инновационным моментом, явилось использование 4 "Т", составляющие духовную жизнь человека. Поскольку решающим фактором является воспитание этнической толерантности, культуры межнационального общения 4 «Т», предложенные Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, становятся приоритетом программы «Самопознание» в высшей школе, это:

-траст – доверие, в котором нуждается каждый человек;

-традишн – традиции, основанные на принципах и ценностей человечества;

-транспаренси – транспарентность, отражающая открытость и конструктивность в общении;

-толеранс – толерантность, как составляющая межкультурного и цивилизованного диалога.

На основе 4«Т» построена модульная часть дисциплины «Самопознание», которая включает «Основы самопознания», «Философию взаимопонимания», «Опыт человечества» и «Профессия «педагог» – это призвание». Новая дисциплина создает условия для того, чтобы каждый человек мог осознать свою идентичность и предназначение, сформировать линию и систему ценностей, согласующихся с общечеловеческими идеалами, общенациональной идеей и собственной уникальностью.

Нами также учтены новые подходы к формированию образовательной программы «Самопознание» на основе Болонского процесса. Это прежде всего, учет компетентсного подхода, который согласуется с результами обучения. Компетенции – динамическое сочетание знания, понимания, навыков и способностей. Различают как общие, так и специфические (предметные) компетенции для направления специальностей ГОСО «Образование», что является вторым достоинством образовательной технологии.

Как для общих, так и для специфических (предметных) компетенции можно выделить три вида: инструментальные, межличностные и системные. К инструментальным общим компетенциям относятся:

-когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения;

-методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем;

-технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления.

Тогда, к предметным инструментальным компетенциям относится:

-способности к анализу и синтезу; способность к организации и планированию;

-базовые общие знания; базовые знания по профессии;

-коммуникативные навыки в родном языке; коммуникативные навыки на иностранном языке;

-элементарные компьютерные навыки; навыки управления информацией;

-способность извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность решать проблемы.

К общим межличностным (или коммуникативным) компетенциям относятся:

-индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением, способностью к самокритике;

-социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества;

-умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Тогда, предметные межличностные компетенции будут:

1.способность к критике и самокритике;

2.способность работать в команде;

3.межличностные навыки;

4.способность работать в междисциплинарной команде;

5.способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;

6.способность работать в международном контексте;

7.способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

8.приверженность к этическим ценностям.

К общим системным компетенциям относятся:

-сочетание понимания,отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе;

-способность планировать изменения с целью совершенствования систем и конструировать новые системы.

Системные предметные компетенции составляют:

-способность применять знания на практике; способность к обучению;

-исследовательские способности; способность к творчеству; способность к разработке проектов и их управлению;

-способности к адаптации к новым ситуациям; способность к лидерству; способность работать автономно;

-понимание культур и обычаев других стран.

Реализация методологических идей, направленных на развитие педагогического образования, потребовала разработки образовательных технологий, благодаря которым выпускники специальностей группы «Образование» смогут использовать в своей профессиональной деятельности.

Третьим, важным достоинством инновационной программы «Самопознание» является разработка по модулям. Выделено 4 модуля – предмета обсуждения в типовой программе образования – основы самопознания, философия взаимопонимания, опыт человечества, профессия «педагог» – это призвание .

Вместе с тем, модули – это учебные единицы, являются сегментами учебной программы и представляют собой завершенные по времени и содержанию блоки. Они состоят не только из посещаемых студентами занятий, но и представляют самостоятельную работу студентов по материалам этих занятий. Модули различаются на основные, поддерживающие, специализированные, переносимые. В бакалавриате процентное соотношение (%) видов модулей различное по отношению с магистратурой. Так, основной модуль по психологическим дисциплинам представлен 2 предметами: «Психология и развитие человека» (3 кредита) и «Самопознание» (2 кредита), что составляет 40% от других дисциплин. Поддерживающий модуль представлен предметом «Методика преподавания «Самопознания» (2 кредита), что составляет уже 25%. Предмет «Технология преподавания «Самопознания»  представлена на специализированном уровне и составляет всего 10%.. Переносимый уровень представлен двумя элективными курсами, которые находятся в разработке, что будет составлять 25%. Итого модули охватывают 100% изучение дисциплин базового, профилирующего, профессиональных направлений ГОСО по специальностям направления «Образование».

Таким образом, выпускники образовательных программ и групп специальностей «Образование» в бакалавриате освоят технологии и смогут владеть современными методами исследования в каждой конкретной области знаний. На основе знаний он смогут применять их на профессиональном уровне и решать проблемы в области изучения как психологии, так и педагогики. Обладая критическим и аналитическим мышлением, такой выпускник сможет генерировать новые идеи и решать задачи в новых условиях в междисциплинарном контексте, а далее планировать процесс исследований и сообщать знания и достижения как научному сообществу, так и широкой общественности.

В соответствии с Государственной Программой развития образования на 2012-2020 гг. в РК и с целью обеспечения устойчивого роста экономики поставлена задача повышения престижа профессии педагога, построения его карьерного роста и развития его профессиональной компетентности. Для педагогических работников вузов сотрудниками кафедры теоретической и практической психологии разработан курс «Статус педагога: ресурсы, рост и развитие» (1 кредит). Курс содержит расширенный теоретический материал по педагогической деятельности труда педагога, его функциях и принципах, механизмах развития на современном этапе. Курс включает в себя практические занятия, содержащие активные и интерактивные методы, способствующие эффективности и более интенсивному освоению техник саморазвития. Студенты, вооружаются новыми знаниями в моделировании собственной личности как профессионала, создания личного профессионального портфолио, овладевают новыми инструментами публичного выступления, закрепляют принципы, ценности, достоинства профессии педагога на  сегодняшний день.

На основе такого, инновационного подхода в обучении студентов, будет усовершенствована трехступенчатая модель «Бакалавриат-магистратура-докторантура» подготовки высоко квалифицированных конкурентоспособных специалистов с академическими степенями согласно требованиям Болонских реформ. Благодаря унификации учебного процесса, повышается привлекательность отечественных образовательных программ в мировом образовательном пространстве. Основные результаты внедрения такого подхода обеспечат не просто соответствие образовательной программы запросам рынка труда и работодателей, но и повысят эффективность и профессионализм будущих педагогов школы и дошкольных учреждений.

Литература:

Послание Президента Н.А. Назарбаева - Лидера нации народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана – газета «Казахстанская правда» от 28 января 2012 г. №32 (26851)

Типовая учебная программа «Самопознание» для специальностей группы «Образование» (Байздрахманова А.К., Бапаева С.Т., Бейсенова Ж.Ж., Исхакова Э.В., Искак Г.Т., Калиева Г.И., Кудышева, Шерьязданова Х.Т.) ННПООЗЦ  Бобек, 2012 г., 70 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Самопознание» для специальностей группы «Образование» (Байздрахманова А.К., Бапаева М.К., Бейсенова Ж.Ж., Исхакова Э.В., Ыскак Г.Т., Калиева Г.И., Кудышева, Шерьязданова Х.Т.) ННПООЗЦ «Бобек», 2012 г., 186 с.

Шерьязданова Х.Т., Исхакова Э.В. Учебно-методический курс «Статус педагога: ресурсы, рост и развитие» (4,7 п.л.), Алматы, 2012 г.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.