KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Работа с родителями как условие воспитания культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Работа с родителями как условие воспитания культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста
03 мая 2014    Автор / М. Абсолямова, учитель начальных классов, СОШ № 18, г. Павлодар

В последнее время все чаще говорят о толерантном мире, о мире без насилия и жестокости, о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

В психологии термин «толерантность» определяется как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. В этике понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость» - моральным качеством, характеризующим отношение человека к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей.

Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Она является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, права быть иным. Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения людей.

Словарь иностранных языков трактует толерантность как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть вдругом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Беря за основу основные виды деятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями общества, между родителями и детьми, между детьми в государственном учреждении, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Толерантность в школе представляет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем демократического стиля общения в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. И еще очень важный момент:  воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родители +дети + учитель».

Поэтому очень важно формирование толерантных отношений между родителями и детьми, и между детьми младшего школьного возраста. Здесь возникает вопрос: с какого возраста и с чего необходимо начинать формирование культуры толерантности? Необходимо сказать, что это длительный и сложный процесс, начинающийся с появления ребенка на свет и протекающий в течение всей жизни человека. Этот процесс происходит под воздействием множества факторов и решающими среди них являются семья и образование. Соответственно, если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счете определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Каким образом нужно воспитывать толерантность, начиная с младшего школьного возраста?

-    Во-первых, необходимо знакомить детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

-    Разъяснять детям то, что каждый человек – это уникальная личность и необходимо уважать различия между людьми.

-    Также ученики должны понимать, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них всем другим в целом.

-    Детей следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

-    Дети на практике должны познавать, что такое уважение и терпимость по отношению к другим.

Считаю, что толерантность нужно воспитывать через систему классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Это позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами. Если говорить конкретно о тематике воспитания культуры толерантности у детей младшего школьного возраста, я, к примеру, провожу игры-соревнования, марафоны на темы: «Я и моя семья», «Ты да я, да мы с тобой», «Толерантность – дорога к миру»,«Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» и др.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Именно на первом этапе, когда родители легко идут на контакт, необходимо поддержать их интерес, дать возможность проявить себя, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.

Я хочу рассказать о наиболее распространенных формах взаимодействия педагогов, детей и родителей в нашей школе.

Один из эффективных способов формирования культуры толерантности участников образовательного процесса – включение их совместную исследовательскую деятельность. Основной кирпичик основы сотрудничества закладывается в классных коллективах. В практике нашей школы родители всегда рядом с детьми. Мы проводим очень много совместных праздников, соревнований и концертов, главными участниками которых становятся непосредственно родители. Это и 8 марта, где мамы вместе со своими детьми готовят и показывают номера художественной самодеятельности, и 7 мая, где в спортивном мастерстве соревнуются папы и их сыновья, и различные семейные игры-конкурсы, на которых старшие члены семьи делятся своими знаниями, умениями, мастерством. Многие родители принимают участие в мероприятиях, которые проводятся в школе. Часто родители перевоплощаются в режиссеров и артистов. Это, можно сказать, наши творческие ресурсы.Конечно, такие праздники не обходятся без чаепития за круглым столом, где продолжается интересная беседа. Большую помощь родители оказывают при проведении таких праздников, как Новый год, 9 мая, первый и последний звонок, день учителя, выпускной вечер. Именно родителям приходится приложить много усилий, чтобы помочь с изготовлением костюмов, реквизита, организации и проведения праздников. Я уверена, что уровень эмоционального развития ребенка для его будущей взрослой жизни важен не меньше, чем уровень его интеллектуального развития, а семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который влияет на формирование культуры толерантности у детей, культуры совместного досуга и обучения.

Таким образом, успешность воспитания культуры толерантности младших школьников во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, влияющих, в конечном счете, на воспитание терпимости и доброжелательного отношения учеников по отношению к окружающим людям.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.