Педагогическая мастерская
Фестиваль педагогических идей
Электронная библиотека
Педагогическое наследие
Портфолио
Видеогалерея
Контактные данные
Национальный центр «Бобек» осуществляет научно-практическую, образовательную и оздоровительную деятельность в аспекте реализации авторской Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» Сары Алпысовны Назарбаевой. Ученые, методисты и педагоги создали и продолжают совершенствовать уникальную педагогическую систему гармоничного развития человека.
На встрече с педагогами и учащимися Сара Алпысовна неустанно повторяет, что каждому надо понять свое истинное предназначение: он – Человек! А потому каждый должен стремиться жить в согласии со своей совестью, стараться честно и бескорыстно служить стране, всему человечеству, заботиться о том, чтобы на всей Земле был мир.
В своей книге «Этика жизни» она пишет: «Я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для всех нас вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. Мы должны вернуть в наш повседневный «обиход» такие бесценные качества человеческой натуры, как Доброта, Бескорыстная Любовь, Милосердие, Терпение, Всепрощение. И мы их, конечно, вернем, потому что другого выхода у нас нет и быть не может! Поэтому и был разработан проект нравственно-духовного образования «Самопознание» /1/.
В другой книге «Путь к себе» Сара Алпысовна отмечает, что «без духовной любви всякое обучение бесполезно. Приведя своих детей в страну Любви «Самопознание», вместе двигаясь Дорогою Добра, мы сможем достичь поставленной цели, достойной звания Человека любви. Наблюдая изменения в наших детях, мы видим сегодня, что они САМОстоятельны, САМОдеятельны, САМОценны как личности» /2/.
Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» созвучна идеям Программы НДО «Самопознание». Статья задает вектор развития казахстанского народа по пути модернизации общественного сознания, затрагивает, прежде всего, вопросы, связанные с формированием новой модели сознания и мышления. И в этом развитии, вне сомнения, ключевую роль играет самопознание, саморазвитие, стремление каждого казахстанца понять смысл жизни, спросить себя: а что я делаю для развития моей Родины? Какой вклад я могу внести для процветания страны? Что надо сделать для того, чтобы во всем мире воцарился мир, и не было бы войн и насилия?
Ценностный потенциал страны, его рост и развитие напрямую связаны с системой образования, с повышением качества и разработкой инновационных учебных программ. Программа НДО «Самопознание» является инновацией в отечественном и мировом образовательном пространстве. Разработанные в центре «Бобек» учебно-методические комплексы для преподавания учебного предмета «Самопознание» выполнены на достаточно высоком уровне. Учебники обладают новшеством: в них нашли отражение этапы, содержание деятельности и задания для духовно-нравственного развития посредством практического участия учащихся в проектной деятельности, направленной на бескорыстное служение обществу.
Научить молодых людей быть активными в проявлении добрых намерений, заботливости и милосердия, способствовать развитию личностных качеств возможно при непосредственном нравственном примере самого педагога.
Меняться надо не только молодым, меняться нужно всем. Глобальные изменения, происходящие в мире, возникновение глобальной сети Интернет, появление различных видов кризисов (экологический, экономический и др.) требуют принятия вызовов современного мира. Ясно, что причиной возникновения глобального кризиса на Земле является, прежде всего, духовно-нравственный кризис человека, проявляющийся в гонке вооружений, неуемного желания материального обогащения, потребительского отношения ко всему окружающему миру, искажающего личность, лишающая ее человеческого облика.
Модернизация общественного сознания – процесс не из легких. Возможности изменения сознания человека в контексте общечеловеческих ценностей возрастают при условии приобретения целостного образования, где сочетание интеллектуальных и духовно-нравственных знаний очевидно, когда человек одинаково заботится о расширении интеллектуальных знаний и развитии духовно-нравственных качеств, о самовоспитании и самосовершенствовании.
В модернизации общественного сознания важно определить стратегию и тактику развития педагогического процесса. Цель, задачи, содержание, средства, методы и приемы – компоненты, определяющие суть обучения и воспитания. При этом важнейшим фактором качественного образования является организация деятельности в системе «учитель-ученик», ориентированная на общечеловеческие ценности.
Наблюдения показывают, что мы увлеклись заботой о развитии познавательных возможностей наших детей. Мы позаботились о том, чтобы наши дети освоили информационные технологии, знали много языков и умели критически мыслить. И совершенно забыли о духовно-нравственной стороне развития личности.
Наши дети развиваются неплохо в интеллектуальном направлении, но достаточно ли они добры и милосердны? Способны ли они оказать в любую минуту помощь человеку, который в этом нуждается? Почему среди учащейся молодёжи участились случаи суицида? Как решить проблему воспитания личности с богатым внутренним миром? Как воспитать просто добрых людей?
На эти и другие вопросы мы пытаемся ответить реализацией Программы нравственно-духовного образования «Самопознание», её интеграцией в другие учебные дисциплины.
Достижение цели и решение задач Программы НДО «Самопознание» зависит от создания в педагогическом процессе благоприятных условий для раскрытия нравственно-духовной природы учащихся, развития навыков поисковой познавательной деятельности, саморазвития и самореализации потенциальных способностей каждого. Самопознание актуализирует признание вечных общечеловеческих ценностей, безусловной ценности Человека, воспитание его любви к жизни, к людям, которые его окружают, способствует развитию чувства собственного достоинства, умения ориентироваться в жизненных ситуациях, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.
Известно, что внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащихся. Соответственно, это требует от педагогов глубокой профессиональной подготовки, определяющейся двумя особенностями, это:
-теоретическое изучение, анализ и обобщение;
-практическая разработка уроков, внеурочной деятельности, получение результатов и их оценка.
Педагоги всех уровней (от дошкольных до высших учебных заведений), руководители организаций образования активно участвуют в теоретическом изучении, практической реализации на местах концептуальных основ Программы НДО «Самопознание». Как и в любой инновационной деятельности, учителя сталкиваются с трудностями в освоении, с необходимостью проявлять педагогические и научно-творческие способности в полной мере.
Уроки самопознания нацелены на развитие и воспитание человека совершенного характера, основанного на вечных общечеловеческих ценностях, способного жить, взаимодействуя с окружающими людьми, в мире и согласии, сочетая в единстве мысли, слова и дела.
Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» нацелена на решение насущной проблемы ХХI века: воспитание совершенного человека, характеризующегося качествами доброты и милосердия, ответственности и законопослушания, чуткости и внимания ко всем людям, провозглашения принципа великого Абая «Адам бол!» - «Будь Человеком!»
Мы уверены, что в модернизации общественного сознания одну из главных ролей играет успешная реализация Программы нравственно-духовного образования «Самопознание». В системе непрерывного образования: детский сад – школа – колледж – вуз - послевузовское образование через данную Программу возможно решение поставленных задач. Необходимо объединение усилий педагогов, студентов, родителей обучающихся в теоретическом осмыслении и практической реализации ценностного потенциала Программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
В решении задач модернизации общественного сознания самопознание – первый и важный шаг.
Литература:
1.Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы: Бобек, 2001.
2.Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы: Атамура, 2000.
Добавить комментарий