KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Актуальность программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в контексте модернизации общественного сознания
Актуальность программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в контексте модернизации общественного сознания
19 марта 2018    Автор / Рысбаева А.К., г.н.с., ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек».

Национальный центр «Бобек» осуществляет  научно-практическую, образовательную и оздоровительную деятельность в аспекте реализации авторской Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» Сары Алпысовны Назарбаевой. Ученые, методисты и педагоги создали и продолжают совершенствовать уникальную педагогическую систему гармоничного развития человека.

На встрече с педагогами и учащимися Сара Алпысовна неустанно повторяет, что  каждому надо понять свое истинное предназначение: он – Человек! А потому каждый должен стремиться жить в согласии со своей совестью, стараться честно и  бескорыстно служить стране, всему человечеству,  заботиться о том, чтобы на всей Земле был  мир.

В своей книге «Этика жизни» она пишет: «Я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для всех нас вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. Мы должны вернуть в наш повседневный «обиход» такие бесценные качества человеческой натуры, как Доброта, Бескорыстная Любовь, Милосердие, Терпение, Всепрощение. И мы их, конечно, вернем, потому что другого выхода у нас нет и быть не может! Поэтому и был разработан проект нравственно-духовного образования  «Самопознание» /1/.

В другой  книге  «Путь к себе» Сара Алпысовна  отмечает, что «без духовной любви всякое обучение бесполезно. Приведя своих детей в страну Любви «Самопознание», вместе двигаясь Дорогою Добра, мы сможем достичь поставленной цели, достойной звания Человека любви. Наблюдая изменения в наших детях, мы видим сегодня, что они САМОстоятельны, САМОдеятельны, САМОценны как личности» /2/.

Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» созвучна идеям  Программы НДО «Самопознание». Статья задает вектор развития казахстанского народа по пути модернизации общественного сознания, затрагивает, прежде всего, вопросы, связанные с формированием новой модели сознания и мышления. И в этом развитии, вне сомнения,  ключевую роль играет самопознание, саморазвитие, стремление каждого казахстанца понять смысл  жизни, спросить себя: а что я делаю для развития моей Родины? Какой вклад я могу внести для процветания страны? Что надо сделать для того, чтобы во всем мире  воцарился мир, и не было бы войн и насилия?

Ценностный потенциал страны, его рост и развитие напрямую связаны с системой образования, с повышением качества и  разработкой  инновационных  учебных программ. Программа НДО «Самопознание» является инновацией  в отечественном и мировом образовательном пространстве. Разработанные в центре «Бобек» учебно-методические комплексы для преподавания учебного предмета «Самопознание» выполнены на достаточно высоком уровне. Учебники обладают новшеством: в них нашли отражение этапы, содержание деятельности и задания для духовно-нравственного развития  посредством практического участия учащихся в проектной деятельности, направленной на бескорыстное служение обществу.

Научить молодых людей  быть активными в проявлении добрых намерений, заботливости и милосердия, способствовать развитию личностных качеств возможно при непосредственном нравственном примере самого педагога.

Меняться надо не только молодым, меняться нужно всем. Глобальные изменения, происходящие в мире, возникновение глобальной сети Интернет, появление различных видов кризисов (экологический, экономический и др.) требуют принятия вызовов современного мира. Ясно, что  причиной возникновения  глобального кризиса на Земле является, прежде всего, духовно-нравственный кризис человека, проявляющийся в гонке  вооружений, неуемного  желания материального обогащения, потребительского отношения ко всему окружающему миру, искажающего личность, лишающая ее человеческого облика.

Модернизация общественного сознания – процесс не из легких. Возможности изменения сознания человека в контексте общечеловеческих ценностей возрастают  при условии  приобретения целостного образования, где сочетание интеллектуальных и духовно-нравственных знаний очевидно, когда человек одинаково заботится о расширении интеллектуальных знаний и  развитии духовно-нравственных качеств, о самовоспитании и  самосовершенствовании.

В модернизации общественного сознания важно определить стратегию и тактику развития педагогического процесса. Цель, задачи, содержание, средства, методы и приемы – компоненты, определяющие суть обучения и воспитания. При этом важнейшим фактором качественного образования является организация деятельности в системе «учитель-ученик», ориентированная на общечеловеческие ценности.

Наблюдения показывают, что мы увлеклись заботой о развитии познавательных возможностей наших детей. Мы позаботились о том,   чтобы наши дети освоили информационные технологии, знали много языков и умели критически мыслить. И совершенно забыли о духовно-нравственной стороне развития личности.

Наши дети развиваются  неплохо в интеллектуальном направлении, но достаточно ли они добры и милосердны? Способны ли они оказать в любую минуту помощь человеку, который в этом нуждается?  Почему среди учащейся молодёжи участились случаи суицида? Как решить проблему воспитания личности с богатым внутренним миром? Как воспитать просто добрых людей?

На эти и другие вопросы мы пытаемся ответить  реализацией Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»,  её интеграцией в другие учебные дисциплины. 

Достижение  цели и решение задач  Программы  НДО «Самопознание» зависит от создания  в  педагогическом процессе    благоприятных  условий  для раскрытия нравственно-духовной природы учащихся, развития навыков поисковой познавательной деятельности, саморазвития и самореализации потенциальных способностей каждого.  Самопознание актуализирует признание вечных общечеловеческих ценностей, безусловной ценности Человека,  воспитание его  любви к жизни, к людям, которые его окружают, способствует развитию  чувства собственного достоинства, умения ориентироваться в жизненных ситуациях, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.

Известно, что  внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащихся. Соответственно, это требует от педагогов глубокой профессиональной подготовки, определяющейся двумя особенностями, это:

-теоретическое изучение, анализ и обобщение;

-практическая разработка уроков, внеурочной деятельности, получение результатов и их оценка.

Педагоги  всех уровней (от дошкольных до высших учебных заведений), руководители организаций образования активно участвуют  в  теоретическом  изучении, практической реализации на местах концептуальных основ Программы НДО «Самопознание».  Как и  в любой  инновационной деятельности, учителя сталкиваются с трудностями в освоении, с необходимостью проявлять  педагогические и научно-творческие способности в полной мере.

Уроки самопознания нацелены на  развитие  и  воспитание  человека совершенного характера, основанного на вечных  общечеловеческих ценностях, способного жить,  взаимодействуя с окружающими людьми, в мире и согласии, сочетая  в единстве  мысли, слова и дела.

Программа нравственно-духовного  образования  «Самопознание» нацелена  на решение насущной проблемы ХХI века: воспитание совершенного человека, характеризующегося качествами  доброты и милосердия, ответственности и законопослушания, чуткости и внимания ко всем людям, провозглашения принципа великого Абая «Адам бол!» - «Будь Человеком!»

Мы уверены, что в модернизации общественного сознания одну из главных ролей играет  успешная реализация Программы нравственно-духовного образования «Самопознание». В системе непрерывного образования: детский сад – школа – колледж – вуз - послевузовское образование через данную Программу возможно  решение поставленных задач. Необходимо объединение усилий педагогов, студентов, родителей обучающихся в теоретическом осмыслении  и практической реализации ценностного потенциала  Программы  нравственно-духовного  образования  «Самопознание».

В решении задач модернизации общественного сознания самопознание – первый и важный шаг.

Литература:

1.Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы: Бобек, 2001.

2.Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы: Атамура,  2000.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.