KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
«Трудовое воспитание младших школьников»
«Трудовое воспитание младших школьников»
03 июля 2018    Автор / Гончарова Д.С., Среднеобразовательная №18, г. Павлодар.

Воспитание трудолюбия - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Решение поставленной задачи - дело большой важности. Ведь воспитание трудолюбия - это воспитание главного качества человеческой личности, создание той основы, на которой строится и жизнь общества, и жизнь отдельного индивида. Воспитание трудолюбия как нравственного качества личности тесно связано со всей системой воспитания.
В школе и семье дети, начиная осмысливать материальный мир, получают первые представления о труде, как о жизненной необходимости, здесь возникает и развивается их трудовая активность, которая со временем может стать одним из элементов трудолюбия.

Школа многое делает, чтобы раскрыть перед своими питомцами великую роль труда в жизни общества, научить их ценить чужой труд, привить любовь к труду, желание и умение трудится на общую пользу.

Но в трудовом воспитании, как и в других вопросах воспитания не менее важна роль семьи. Если ребёнок добросовестно относится к труду, выполняет свои обязанности в семье, ответственно относится к порученному делу, значит, ребенок сохранит эти качества на всю жизнь.
Родители должны помнить, что ребенок - это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту работу нужно перед ним поставить в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и подсказать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпочку и так далее. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры.

В семье должна всегда чувствоваться атмосфера коллективизма, как можно чаще проявляться взаимопомощь. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна.
Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень у ребенка развивается при неправильном воспитании, когда родители не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.

Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

Среди родителей вряд ли найдутся такие, которые хотели бы вырастить из своего ребенка лежебоку, не мечтали бы видеть его тружеником. Но только желать  мало.

Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила.

Значительно шире возможности трудового воспитания младших школьников. Поступив в школу, ребенок становится членом большого детского коллектива, вместе со своими сверстниками участвует в общем труде. В  школе с первого класса вводятся уроки технологии. Дети убирают свой класс, территорию школы, работают на пришкольном участке, участвуют в общественно — полезном труде. Соответственно усложняются их трудовые обязанности в семье.         

Следует помнить о некоторых правилах трудового воспитания детей.

Труд должен быть посильным для ребенка. Дети в процессе труда быстро утомляются.

Ребенок должен наглядно видеть результаты своего труда. Успех вызывает радость, подъем, желание и в дальнейшем трудиться. Надо помнить, что любовь к труду не возникает сама собой. Труд не забава. Он требует напряжения, физических и умственных сил. Надо научить детей преодолевать неизбежные в труде трудности, научить черпать радость в труде. Необходимо приучать детей доводить дело до конца. Нередко бывает так, что встретив какое — либо препятствие дети бросают начатое. Вот тут — то и следует проявить настойчивость, потребовать , чтобы порученное дело было обязательно выполнено.

Каковы же виды домашнего труда, в которых могут участвовать младшие школьники?

Первое - это умение соблюдать порядок: вешать свою одежду на вешалку, ставить посуду в шкаф, каждую вещь класть на свое место, чтобы не бегать в бесцельных поисках, когда она понадобится. Во-вторых, - уборка в доме: вытереть стол, убрать  остатки пищи, подмести пол, вытереть пыль, смести паутину, проветрить помещение. К необходимым правилам относятся и правила личной гигиены: мытье рук, лица, уход за волосами, ногтями. Уже в младшем возрасте ребята могут помогать родителям в приготовлении пищи. Вскипятить воду, молоко, заварить чай, очистить овощи, а также приготовить для себя и членов семьи несложный завтрак, сварить кашу, яйца, сделать яичницу или сварить картофель, приготовить кофе и т. д. Конечно, это только часть дел, которыми могут заниматься ученики 1 - 4  классов. Виды домашнего труда зависят от условий жизни семьи, от ее традиций.

Приучать к труду детей надо постепенно, начиная с самых простых дел: сварить яйца, пришить пуговицу, вешалку. Следует помнить, что привычное для взрослого дело не ток то легко и просто для ребенка, особенно младшего школьника. Следует так же помнить, что если дело ребенку долго не удается и он не видит положительного результата своего труда, у него появляется отвращение к данному делу, апатия. А это весьма опасно.

В трудовом воспитании детей особенно велико значение  личного примера родителей. Правильно поступают в тех семьях, в которых родители часто беседуют с детьми о своем труде, рассказывают об успехах своей бригады, о лучших людях, с осуждением говорят о лодырях. Так воспитывается уважение к труду, к людям труда, понимание его роли в жизни. Но, конечно, одних бесед мало. Главное дети должны сами видеть, что их родители любят труд, испытывают радость от него. Правильно поступают те родители, которые стремятся передать свои трудовые умения детям.

Совместный труд — лучшее средство преодолевать детскую неумелость. Совместный труд родителей и детей — хорошая школа воспитания коллективных навыков. Влияние на ребенка оказывает не только пример родителей, но и сам процесс совместного труда. Пусть у них разный объем работы, но и сила и сноровка различны, а дело они делают одно. Совместный коллективный труд прекрасное средство для воспитания организаторских способностей. Нам нужно, чтобы ребенок  мог быть не только исполнителем, но и организатором труда, умел планировать свой труд.

Выдающийся советский педагог Макаренко советовал родителям ставить перед детьми такие трудовые задачи, чтобы они могли проявить свое творчество. Ребенку не следует говорить: «На тебе веник, подмети комнату». Куда полезней по- иному дать задание: «Тебе поручается убрать комнату». Пусть он сам подумает: с чего следует начинать, как лучше выполнить поручение.

Большой интерес вызывает у детей труд, если он носит характер соревнования. Важное место  в трудовом воспитании детей занимают умелый учет и оценка труда. Дети очень любят, чтобы взрослые замечали их усилия, поощряли их. Нет ничего обидней для ребенка, когда его старания остаются незамеченными. Младшие школьники особенно чутки к поощрениям, им очень хочется заслужить одобрение родителей. Хорошими видами поощрения за добросовестный труд могут быть совместные прогулки с родителями, игры, развлечения. Но, ни в коем случае не следует устанавливать плату за труд.  Таким родителям кажется, что они поощряют труд  детей, но это ложное мнение. Так воспитывается не трудолюбие, а жадность, корыстолюбие.  Очень правильно поступают те родители, которые поощряют детей правом участвовать в новом для них виде труда.

Следует ли наказывать ребенка за плохое отношение к своим трудовым обязанностям?  Главное — не показывать, а проявляя последовательность и настойчивость, добиться, чтобы порученное дело было выполнено. Но иногда в качестве наказания ребенка можно лишить права заниматься любимым делом. А следует ли обучать мальчиков так называемому «бабьему делу». Да, следует обучать мальчиков домашней работе. В нашем обществе, где женщина трудится наравне с мужчиной, домашний труд не может целиком ложиться только на ее плечи. Уже с детства необходимо у мальчиков воспитывать уважительное отношение к женщине, желание помочь ей, разделить к ней необходимый домашний труд. Следует сказать, что рассчитывать на то, что с годами все само самой образуется, не следует.

Если мальчик с детства не приучен к домашнему труду, он и во взрослом возрасте вряд ли с охотой будет им заниматься.

Правильно поступают те родители, которые объясняют сыновьям, что умение вымыть пол, приготовить кушанье, заштопать носки и т. д. пригодится им во время службы в армии, ведь солдаты всю эту работу делают сами, да и в  дальнейшей взрослой жизни.  В семьях, где есть девочки и мальчики, также следует не делать различия в поручении к домашней работе.

Различие может быть только одно — наиболее тяжелая работа поручается мальчикам. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду может сыграть личный пример отца. Отцу следует воспитывать в детях заботливое и внимательное отношение к матери, которую надо всячески разгрузить от домашних забот. Домашний труд, труд в семье — это только часть труда младших школьников. Родителями следует постоянно интересоваться, какими видами труда занимаются в школе их дети.

Большинство родителей хорошо понимают значение общественно — полезного труда, помогают детям в нем участвовать. Отдельные родители противопоставляют труд учебе. Они говорят: «Пусть только учатся хорошо, кончит школу, тогда поработает». Конечно, учение — это тоже труд и труд нелегкий, но домашний труд не должен мешать учебе, но следует помнить, что учение — это умственный труд. Чередование же умственного и физического труда создает хорошие условия для развития ребенка. Чтобы наилучшим образом сочетать оба вида труда, следует выработать для детей определенный режим дня.

В режиме следует специально предусмотреть время для выполнения трудовых поручений. Если такое время выделено, школьник не может уклониться от участия в труде под предлогом, что у него нет времени. В режиме так же должно быть выделено время на отдых. После труда детям надо хорошо отдохнуть, чтобы восстановить потраченную энергию. Лучшим видом отдыха после физических усилий для младших школьников является сон.

Трудовое воспитание детей — дело семьи и школы. Только объединив усилия, можно будет воспитать из наших детей настоящих тружеников. Труд - основа благополучной жизни. Об этом мы никогда не должны забывать.

Литература


1.Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.
2.О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2000.
3.Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.