KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Учимся общению
Учимся общению
03 мая 2014    Автор / С. Ахсанова, учитель самопознания, педагог-психолог, Молодёжненская СШ, с. Молодёжное, Зерендинский р-н, Акмолинская обл.

На моих занятиях по самопознанию никто никого не учит, но каждый, и я в том числе, учится. Мы учимся, размышляя о жизни, о своей взаимосвязи с другими людьми, об  ответственности не только перед собой  и перед самыми близкими, но и перед теми, кто отдалён от нас пространством и временем, расширяем знания учащихся о взаимоотношениях в классном коллективе и содействуем обогащению опыта позитивного общения с одноклассниками. Главная цель при обучении общению - раскрытие значения взаимопонимания и дружбы в классе, умение строить доброжелательные и доверительные отношения в коллективе.

В настоящее время выпускник школы должен быть готов постоянно переосмыслить все жизненные ситуации, находить творческое решение любых вопросов. Ведь пока человек не познает сам себя, свои возможности, свое предназначение, он будет игрушкой в руках судьбы.

Как правило, каждое мое занятие начинается с разминки. Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, помочь обрести уверенность в себе и привить чувство единства, я называю его чувство «мы». Занятия призваны учить продуктивному совместному бытию.  Занятия по воспитанию у ребенка умений жить вместе и быть самостоятельным протекают оживленно. И это запланированный, неизбежный рабочий шум, поскольку надо дать возможность  каждому высказаться, отстоять свою точку зрения и выслушать сверстников. Поначалу они, как правило, не умеют этого. Вначале на занятиях, как правило, преобладают эмоциональные монологи детей.  Затем дети постепенно включаются в диалог. Для этого им нужно уметь слышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. Наконец, возникает групповая дискуссия, которая является обязательным элементом каждого занятия. Научить детей включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию, приходить к общему решению не просто. Главные мои средства в этом отношении – вопросы и интонации. На занятиях приходится задавать вопросы, обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. Все это вызывает размышления у детей, при этом они демонстрируют свою заинтересованность во мнении всех одноклассников. При этом исключительное значение имеет моя преобладающая интонация. Использую широкий веер интонаций: вопросительную, шутливую, восторга, удивления, сомнения, сочувствия, уверенности. Основным условием успеха организации групповой дискуссии является соблюдение правил совместного обсуждения. Демократическая атмосфера не возникает в этой среде сама собой. Я знаю, что она зависит от того, насколько я готова к импровизации на занятиях, ведь для меня, учителя самопознания и педагога-психолога, важно развитие ребенка не только как школьника, но и как человека. Необходимо прививать ребенку опыт жизни в атмосфере уважения, терпимости. Этому способствуют  литературные тексты, обсуждаемые на занятиях, разминки, творческие задания  и игры.

Развитие у детей умения сотрудничать и то же время быть самостоятельными происходит благодаря не только специфическому содержанию и особой организации занятий предмета «Самопознание». Этот контекст создается всей жизнью школы и класса. Он создается демократичностью отношений между взрослыми и детьми, организацией разнообразной, интересной для обеих сторон совместной деятельности. Ведь очевидно, что воспитание у детей умения жить вместе и быть самостоятельными осуществляется и продолжается на специальных занятиях: на обычных уроках, переменках, праздниках, во время экскурсий и прогулок. Таким образом, успех этой  работы зависит не только от того, кто ведет уроки самопознания, хотя и от нас в первую очередь.

Так в каждом классе этой проблеме посвящен целый раздел курса «Учимся общению», при изучении которого я веду работу по налаживанию взаимоотношений в классе, по привитию отзывчивости и устранению равнодушия. Мы с учениками беседуем о родственных узах, об умении жить в мире с людьми. Все рассуждения я направляю на раскрытие значения класса как коллектива, атмосфера в котором зависит от каждого ученика. Заключение каждого урока раздела состоит в том, что от доброжелательного и доверительного отношения одноклассников зависит их сплоченность.

Воспитание умения жить вместе завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что …». Это помогает преодолеть определенные негативные ситуации в жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть ряд трудностей. Это правило продолжает играть важную роль в воспитательном процессе школьников, так как умение быть самостоятельным не противоречит умению жить вместе.

Дети растут, приобретают новый опыт. Меняются и обстоятельства их жизни в классе, школе. Но практика работы показывает, что условие общения остается прежним. Его соблюдение повышает возможности воспитания у детей и умения жить вместе с другими людьми, и быть самостоятельными. В программе курса «Самопознание» есть такие темы, которые помогают детям пройти путь от умения не конфликтовать с другими до умения так выстраивать свое поведение, чтобы не быть в конфликте с собой и добиваться признания, успеха в сотрудничестве с другими. Не менее важная для детей тема «Родственные узы», при изучении которой у них расширяются знания о семье, семейном счастье, семейных традициях, развивается стремление проявлять ответственность в семейных отношениях. Помочь общению содействует содержание стихотворения Всеволода Рождественского «Наследница души моей крылатой», где общими усилиями мы с учениками делаем вывод о напутствии любящего человека к ребенку. Обращаю внимание на строки «люби наш мир, тебе врученный с детства…», «Богатство наше не в годах, не в миге, а в солнце честно пройденных дорог», «Но не вверяй неправой укоризне души своей, взращенной добротой». Ведь в этих словах заключена суть завещания отца, где главными ценностями являются любовь, честность, доброта. На это же направлены вопросы к детям. Например, какие добрые семейные традиции сложились в вашей семье.  Ведь родственные узы – это надежная связь близких людей, которые несут ответственность друг за друга. Ведь общие интересы, семейные традиции, радость от совместной деятельности приводят к возникновению душевного единения, благоденствию и обретению счастья в семье.

Также к воспитанию умения жить вместе и быть самостоятельными широко привлекаются родители. Мною разработана серия занятий, цель которых – научить детей жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичными и общительными, помочь классу стать дружным коллективом.

Эти занятия делятся на три блока: Я, Ты, Мы. В первом блоке ребенок получает возможность понять самого себя: вглядеться в самого себя, в свой внешний облик, задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих. На занятиях дети рассказывают о себе, познают, что каждый из них по-своему уникален.

Занятия второго блока приводят младшего школьника к ряду открытий, смысл которых можно выразить словами: «всякий человек для кого-то чужой, для кого-то свой, но при этом всякий человек для себя является личностью»; «Ты и Я взаимосвязаны и взаимозависимы».

На занятиях третьего блока ребенок исследует те группы людей, в которые он сам включен, которые для него наиболее значимы: свою семью и свой класс. Занятия подводят детей к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где Мы не подавляем Ты и Я. Где Я добровольно ограничивает себя ради Ты и Мы. Где люди умеют избегать конфликтов, договариваются между собой.

Мы, учителя самопознания, получаем дополнительную возможность воздействовать на познавательную и волевую сферу ребенка, позитивно влиять на успешность его обучения, что традиционно осуществляется через освоение детьми содержания учебных предметов и организацию их учебной деятельности. На наших уроках дети учатся говорить о себе, о своих мыслях и чувствах, анализируют свои поступки, дают им оценку, учатся слушать себя и других, принимать людей такими, какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость. Ведь вопросы, обсуждаемые в классе, адресуются не целому коллективу, а каждому ученику лично. В этом и состоит одна из основных задач предмета «Самопознание» – дойти до сердца каждого ребенка через живое общение.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.