KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Возможности проектной деятельности в развитии нравственных качеств учащихся
Возможности проектной деятельности в развитии нравственных качеств учащихся
26 июня 2018    Автор / Калачева И.В. директор Института гармоничного развития человека, ННПООЦ «Бөбек», Алматы.

Объединяющей идеей всех казахстанцев является сегодня Программа «Рухани жанғыру», направленная на модернизацию общественного сознания.  Для достижения этой цели  школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать нравственный выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. 9 следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой и социальной деятельности, т.е. деятельности, направленной на служение обществу.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности как одному из самых эффективных способов развития их познавательной активности. Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся казахстанских школ: около 80% учителей считают необходимым вовлечение учеников в проектно-исследовательскую деятельность; около 70% опрошенных учащихся  хотели бы заниматься проектной и исследовательской деятельностью в рамках изучения учебных дисциплин, а также ежегодное увеличение числа школьников – участников научных конференций.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований, реализации практических дел.

Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время руководители проектных работ учащихся говорят о том, что в большинстве случаев проектная деятельность не вполне самостоятельна. Учителя отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад (презентацию). Это происходит вследствие того, что школьников не обучают   проектной  деятельности. Им приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений,  что  ведет к отсутствию внутренней мотивации.

Процесс формирования навыков проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении определенных  условий, которые включают:

-профессиональную готовность учителей к осуществлению данной задачи;

-формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей;

-системный подход к реализации   проектной деятельности учащихся;

-педагогическое сопровождение проектной деятельности;

-мониторинг формирования ключевых компетенций.

Проектная деятельность учащихся как способ  самостоятельного участия  школьника в учебно-познавательном процессе и овладения способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций является неотъемлемой частью современного образования. Современный школьник должен овладеть сегодня всей  совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность.

Одним из примеров реализации такого подхода к образованию учащихся является предмет «Самопознание». Главная цель самопознания - способствовать нравственно-духовному образованию, раскрытию внутреннего потенциала личности посредством развития следующих важнейших  компетенций:

1.определять свою жизненную позицию;

2.конструктивно решать разные вопросы в соответствии с нравственными нормами;

3.выстраивать доброжелательные отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром;

4.оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

5.жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;

6.проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;

7.проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;

8.развивать на практике навыки служения обществу.

В этом перечне фактически  отражены социальные роли человека, овладение которыми является обязательным условием его успешной жизни в семье, коллективе и обществе. В совокупности  компетенции являют нам модель  человека, который, осознав свое истинное предназначение, способен быть  хорошим членом семьи, высококвалифицированным специалистом, доброжелательным сослуживцем, приятным соседом, надежным партнером, верным другом, гражданином и патриотом своей страны, здоровым человеком, гармонично развитой личностью, стремящейся к постоянному совершенствованию. Другими словами, выпускник общеобразовательной школы, вступающий во взрослую жизнь,  обладает ценностно-смысловой,  общекультурной,  учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенциями и компетенцией личностного развития.

Формированию этих компетенций во многом способствует проектное обучение, которое прочно вошло в методическую систему самопознания. Суть проектного обучения  состоит в том, чтобы создать условия  для самостоятельно приобретения  недостающих знаний из разных источников, использования приобретенных знаний для решения познавательных и практических задач; для приобретения коммуникативных умений (в случае работы в различных группах); развития исследовательских умений (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение), системного мышления, практической деятельности. Важно так  организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом,  но и решить более глубокую задачу формирования ключевых способностей, наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах жизни.

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьников необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.

В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Но предметом, который ориентирован непосредственно на формирование ценностно-смысловых компетенций (гражданской, информационной, коммуникативной и других), бесспорно, является самопознание. Самопознание  носит в значительной степени интегративный и прикладной характер. Кроме того,  оно тесно связано с окружающей жизнью и будущей профессиональной и общественной деятельностью школьников. Преподавание этого предмета и таких гуманитарных дисциплин, как родной язык, литература, история,  не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Это осуществляется посредством вовлечения их в такие виды деятельности, как

-работа с учебной литературой

-поиск информации в библиотеке, в электронных базах

-поиск информации в школьной медиатеке

-использование информации из интернета

-конспектирование

-работа над рефератом

-разработка различных моделей

-фотографирование объектов

-проведение экспериментов

-проведение социологического опроса, интервьюирование, анкетирование

-создание презентации

-создание буклета, альбома, газеты, коллажа и т.п.

-участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций

-участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях

-выступление на конференциях

-участие в дискуссии

-участие в экскурсии

-взаимоконтроль

-социальная деятельность, направленная на служение обществу

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. 

Ссылка для скачивания: Возможности проектной деятельности в развитии нравственных качеств учащихся.docx

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.