KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Духовно-нравственные ценности как основа Современного образовательного процесса
Духовно-нравственные ценности как основа Современного образовательного процесса
27 июня 2018    Автор / Халилов Р.А. главный научный консультант, Институт образования доктор философии в области филологии, Баку, Азербайджан.

В истории человечества неоднократно менялись системы образования, методики преподавания и концепции обучения. В ряде стран существовали разные подходы и требования к педагогам, ученикам и результатам самого процесса обучения.

Во многих странах существовали даже различные наказания нерадивых учеников. В то же время наблюдалось уважительное и бережное отношение к обучаемым детям.

К сожалению, нынешняя система образования далека от идеала. На лицо повсеместное падение общего уровня образованности детей, узость мышления, падение самостоятельности поведения и мышления.

Это связано, в частности, с принципом усреднения, с ориентацией на среднего ученика. При этом не учитывается тот факт, что все дети разные. Современная система образования информационно-ориентирована. Она полностью игнорирует духовно-нравственное воспитание и развитие. В настоящий момент Мир ускользает от человека. Мир расколот на кусочки, потому сам человек расколот изнутри. Сегодня человек думает одно, а говорит и делает совсем другое. Такая разобщенность и явилась главной причиной раскола человечества. Счастье и Мир ускользают от человека, потому что решение глобальных конфликтов не есть задача международных комитетов, а задача, которая должна  решаться на индивидуальном уровне. Человек обретет мир, если его Голова, Сердце и Руки будут пребывать в гармонии. Разобщенность человека можно восстановить постепенно.

Образование, по сути, является основой, краеугольным камнем успешности любой нации в мире, поскольку именно образование формирует мировоззрение с молодости.

Временами возникают споры относительно того, что бедность и физические недостатки являются главными причинами человеческого страдания. Но до сих пор, изобилие богатства или физическое совершенство так и не смогли даровать чувство полноты или радости жизни. Куда бы мы не взглянули сегодня,  будь то семья, личная жизнь или же жизнь целого народа или мира всюду царит один негатив.  Нет никакой гармонии. Парадоксально, но сегодня войны ведутся во имя Мира. Действительно остается загадкой тот факт, что человек, являясь самим воплощением Мира и Любви, все время был занят поисками этого эфемерного мира во внешнем мире. Мир, гармония и счастье не являются какими-то философскими концепциями, которые можно познать или выучить из книг. Их также нельзя достигнуть посредством различных систем, стратегий или обрядов.

Эту гармонию призвано восстановить образование. Образование во все времена считалось важнейшим фактором развития общества. Cодержание образования определяет состояние общества. Образ идеальной школы был описан еще К.Н.Вентцелем в виде «Дома свободного ребенка» - идеальной школы будущего. Он подчеркивал, что это не обычное учебное заведение, а общеобразовательно-воспитательное учреждение, где на первый план выдвинуто не учение, а воспитание человека как цельной личности. Сегодня такую модель школы будущего мы можем наблюдать в экспериментальной школе академика М.П.Щетинина, в которой наряду с академическими дисциплинами дети осваивают народное творчество, что способствует раннему развитию их творческих способностей. М.П.Щетинин называет это интуитивно-эвристический метод.

В гуманной педагогике духовность и гуманизм занимают ключевые позиции. Смыслом духовного измерения для классической педагогики здесь являются основы священных писаний, культура и нравственность. Принимаются допущения следующие допущения: реальность высшего мира, высшего сознания, Бога; реальность бессмертия человеческого духа и его устремленность к постоянному совершенствованию. Именно с этими идеями связано восприятие и понимание ребенка в духовном свете: ребенок есть явление, то есть веление духа в нашей земной жизни; он несет в себе миссию, предназначение; в нем заключена величайшая энергия духа, неограниченного духовного совершенствования. Духовность признается важнейшим измерением человеческой жизни и жизни общества. Духовный гуманизм исходит из того, что человеческий дух бессмертен; свобода – естественное и природное условие для развития духа и другие идеи.

Современное образование информационно-ориентировано. Оно затрагивает голову, но при этом не затрагивает сердце ребенка. Но по сути венцом образование должен стать характер. Характер – главное сокровище человека. Только  добродетельный характер делает человека личностью, достойной уважения. Он позволяет такой личности достичь  не только материальных ценностей, необходимых для полнокровной жизни, но достичь внутренней гармонии, радости и счастья.

Сегодня образованный человек знает почти все об окружающем мире, но почти ничего о собственной реальности. У.Черчилль однажды сказал: «Человек завоевал все, но он не завоевал самого себя». Мир, который окружает нас, кажется нам многообразным, сложным, подчас непознаваемым, и это вызывает в нас чувство неуверенности, которое мы хотим преодолеть еще большим объемом знаний. Количество знаний растет как снежный ком, но… стал ли мир, в котором мы живем безопаснее и стабильнее? Будут ли наши дети счастливее, приобретя какую-то сумму наиновейших знаний, помогут ли им эти знания в решении жизненных проблем, в налаживании гармоничных отношений с другими людьми?.. Какими должны быть знания, которым следует обучать ребенка? В чем цель образования? Какого человека можно назвать образованным?

Цель образования – не столько научить нас зарабатывать, а научить жить более полной и осмысленной жизнью. Нет ничего плохого в выгодном трудоустройстве, но образованный человек должен понимать, что человеческое бытие, не ограничивается лишь поиском высокооплачиваемой работой. Качество жизни – вот что нам необходимо сегодня. Воспитание безупречного характера и хорошего поведения – вот в чем нуждается сегодня мир.

Какова роль учителя в новой системе образования, ориентированной на общечеловеческие ценности? Настоящий учитель сознаёт ответственность своей работы, хорошо знает свой предмет, постоянно расширяет свои знания о нём и свой кругозор, относится к детям, которых он учит, с такой же заботой, как и к своим собственным.

Как можно преподавать духовно-нравственные ценности в школе?

Дети проводят определённое количество времени вне школы: играют на улице, занимаются в спортивных секциях, кружках, музыкальных или художественных школах. Всё это может быть использовано для выявления ценностей. Например, занятия спортом – для развития умения работать в команде, взаимовыручки, для преодоления желания состязаться, превосходства над менее удачливым и т.д. В драмкружке, например, можно предложить ученикам сценарий, иллюстрирующий общечеловеческие ценности или попросить их самостоятельно найти или написать такой сценарий. Главная роль отводится к учителю. Ему необходимо быть  источником вдохновения и новаторских идей, он должен быть знающим, творческим и интуитивным.

Очень легко интегрировать общечеловеческие ценности в гуманитарные науки. Любой материал, который готовит учитель должен иметь духовно-нравственный подтекст. Крайне важно с детьми анализировать характер и поведение персонажей, предлагая им поставить себя на их место, даже проводить небольшие драматические сценки и ролевые игры.

Пение, музыка и рисование очень хорошо развивают эмоционально-чувственную сферу. Очень важно детям предложить проявить инициативу и самим подобрать песни, музыку или сюжеты для рисования, которые бы соответствовали их интересам и чувству прекрасного.

На уроке физики можно говорить о новых достижениях науки, подтверждающих её связь с духовностью. Другими словами, не физика ради физики, а физика как средство постижения Истины.

В математике, например, действие «деление» можно сопоставить с умением делиться и т.д.

Великий гуманист Николай Константинович Рерих считал, что в педагогике новой школы должны быть ярко выражены три основы воспитательного строения. Среди них он выделял следующие:

– осознание постоянного присутствия в бытии высочайшего Идеала;

– кооперативное мирное строение жизни;

– доброжелательность, дружелюбие и благоволение сердца [5. C.74].

Для преобразования и одухотворения образовательного пространства учителям необходимо: принять измерение духовности и мыслить на его основе; облагораживать свой характер, утончать своё отношение к детям и окружающим; взращивать в себе творящее терпение; совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному; руководствоваться в решении педагогических задач мудростью; тянуться к чтению трудов классиков педагогики»,- говорит Ш.А.Амонашвили [1. C.101].

Учитель, облагораживающий и возвышающий сущность человека Любовью, Красотой и Знанием, есть главный воспитатель народа. У такого учителя для каждого ребёнка находится тёплое и ободряющее слово «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души, - писал В.А.Сухомлинский. [7. С. 96].

Как же, живя в таком агрессивном мире нам воспитать человека?

Духовно-нравственное воспитание представляет собой непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знание и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

К.Н.Вентцель, будучи «романтиком в педагогике», писал о необходимости объективно и научно констатировать законы духовного развития ребенка, постоянно видеть цель – развитие в нем свободной творческой личности.

Понятие «духовность» относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом, еще нет достаточно полного осознания и определения этих понятий. Однако духовность как устремленность к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека, его веру в возвышенное и земное, вбирает в себя всю полноту и гармонию человеческого бытия.

Высшей духовной способностью человека признана его способность любить. Именно любовь помогает человеку раскрыть свои жизненные силы и делает его подлинно человеком. Я.А.Коменский считал, что стремление к всеобщей гармонии добродетелей возможно лишь тогда, когда сердца людей будут насыщаться «божественной любовью». живым, действенным, согревающим ум и сердце, ибо путь к душе человека лежит через любовь.

К сожалению, современная педагогика и психология не следуют заветам древних учителей и мудрецов, постигших на собственном опыте космичность и красоту истинной человеческой природы. Учителя в школах не говорят детям: «Дети, живите и радуйтесь на счастье всем нам». Звучит другой лозунг: «Учиться, учиться, учиться», но чему? Учиться, чтобы жить, или жить, чтобы учиться? «Надо воспитывать не ребенка, а саму жизнь в ребенке!» - говорил М.Ф.Квинтилиан. «Ребенок может возненавидеть учение, которое ему бы следовало полюбить».

Современная концепция образования, основанная  на общечеловеческих  ценностях распространилась по всему  миру и  практикуется  в настоящее  время уже в 95-ти  странах, а в 20-ти странах существуют  специализированные на  этой программе  институты.

На основе этой программы доктором А. Джумсаи и преподавателем Л. Барроуз из Таиланда была разработана методика для учителей по организации и проведению уроков по общечеловеческим   ценностям. В основу этой программы положен принцип «Educare» от латинского «Educere», означающий  выявление  того, что  уже  находится  внутри». Этот  термин используется для обозначения  сути программы, которая преследует цель не  обучения в привычном  смысле, а  образования, т.е. придание  осознанной  формы тому, что  изначально  свойственно  человеческой  природе  и  связано с вечными  духовно-нравственными  ценностями. Принцип  «Educare»  («Эдюкаре») имеет два аспекта: мирской  и  духовный, потому что, для  гармоничного  развития  человеческой  личности  и светское,  и  духовное  образования  необходимы, подобно тому, как  птице  для  полёта  необходимы  два  крыла. Такое образование возможно  лишь  тогда, когда  человек  начинает заниматься  самоисследованием. Поиски таких систем воспитания и образования осуществлялись на протяжении всей истории человечества выдающимися личностями, которые прокладывали  пути, ведущие к разуму и сердцу человека, разрабатывали соответствующие методы и практики. В недавнем прошлом это выдающиеся учёные и педагоги Л.Выгодский, А.Макаренко, В.Сухомлинский и в настоящие время: академик Ш.А.Амонашвили,  член корр.РАО, профессор ДГПУ Д.М.Маллаев, академик  М.П.Щетинин.

Ш.А.Амонашвили пишет: «Настало время, когда мы, педагоги, должны говорить о таком фундаментальном понятии, как духовный гуманизм. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага – можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Авторитарной педагогике противостоит гуманная педагогика, которая во главу угла ставит духовные ценности» [2. C.4].

Теория гуманно-личностной педагогики опирается на систему допущений, благодаря которой каждый участник образовательного процесса определяет для себя свое личностное ощущение педагогики как науки, педагогики как искусства, принимая педагогику как любовь. Эти допущения, основываются на Святых Писаниях, духовно-философских учениях, классическом педагогическом наследии.

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование гармонично развитой личности, исполненной всех добродетелей.

Общечеловеческие ценности не существуют как абстракция. Они проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная культура. Все национальное есть источник общечеловеческого. И только на основе воспитания национальной культуры воспитывать интерес, уважение к духовным ценностям других народов и отдельных людей».

Что подразумевается под понятием «Образование на основе общечеловеческих ценностей»? Этот вопрос требует глубокого рассмотрения. В словаре понятие «Ценность» означает то, что «чего-то стоит» или качество полезное и имеющее ценность.  Ценности отличаются друг от друга по степени ее вида и группы. Выбор ценностей зависит от требований и желаний вида или группы, членом которой мы являемся. Например, ценности обезьяны или скажем, кошки отличны от тех, которые имеются у человека. Вопрос заключается в том, какими ценностями мы руководствуемся по отношению к самим себе.

Говоря о человеческих ценностях, следует отметить, что общечеловеческие ценности это те качества, которые приносят благосостояние людям, как на индивидуальном, так и социальном уровнях. Человек не живет в одиночку, он живет вместе с другими. Человек является членом большой группы или общества. Другими словами, общечеловеческие ценности – это качества, которые приносят счастье и благосостояние людям и поддерживают гармонию во Вселенной.

Все живые существа обладают общим инстинктом голода, жажды, сна, самосохранения и продолжения рода. Способность различения, которая ведет человека к достижению его цели в жизни, а именно самореализации и есть то качество, которое отличает человека от животного.

Качества, выбранные как ценные свойства человека должны быть универсальными, которые бы привели человека к самореализации, являющейся главной целью человеческого рождения. Выбранные ОЧЦ должны быть применимы ко всем живым существам во всем мире.

Подобно тому, как рушатся стены западной культуры и материализма, подобным же образом духовные ценности подвергаются разрушению. Наука и технология принесли человечеству не только прогресс, но и огромную опасность.

Граждане мира должны пробудиться и взять на себя ответственность за сохранение культурного наследия всего человечества. Чистый поток разума, сострадания и преданности не должны угаснуть в сердцах человечества.

Нация, которая не ратует за сохранение  своего культурного наследия, не сможет сохранить свое величие! Если наша светская плюралистическая демократия должна выдержать испытание временем, то граждане в свою очередь должны быть хорошо осведомлены о текущих проблемах, прежде чем они начнут выражать свое мнение и громогласные протесты. Ответственность главным образом ложится на плечи так называемых «образованных и просвещенных граждан».

На международной научной конференции на тему: «Духовно-нравственные ценности в образовании: основа гармоничного развития личности», проходившей в Баку в декабре прошлого года профессор, заведующий кафедрой Дагестанского государственного педагогического университета Джафар Маллаев отметил следующее: «В вопросе нравственного воспитания мы должны быть едины. Однако, только сохранив национальные ценности, следует приумножать мировые ценности» [4. С.20].

Научный сотрудник Дагестанского Государственного  Педагогического Университета Иноземцев В.И. пишет о том, что в жизнь человечества постепенно входит  новая наука – наука Человекознания, основанная на  Высшей природе человека и присущей ему духовности. Существующая материальная наука преследует мирские цели, духовность ведет к высшей цели: к раскрытию истинной природы  человека, к его самореализации. Духовность позволяет ощущать и переживать Единство, присущее всему Творению. И поэтому наряду с обычной программой, необходимо внедрить науку о Человеке, о его истинной Сущности в образовательный процесс  учебных заведений всех уровней. Знания о человеке, превосходит все существующие науки, это Высшая наука, ибо, познав себя, человек познает Всё. [3. C.48].

Хотел бы завершить словами Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,- это звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» [6. С.96].

Использованная литература

1. Амонашвили Ш.А. Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии. 1996. № 2. с. 101.

2. Амонашвили Ш.А.. Вдохновение и творчество – путь обновления образования //11 Международные педагогические чтения, М., 2012.

3. Иноземцев В.И.. Духовно нравственное воспитание и образование. Истоки и современность// Международная научная конференция, Баку 6 декабря 2014. c.48

4. Маллаев Д.М. «Гуманизация и духовность образования как фактор создания ценностно-ориентированной педагогической среды». Международная научная конференция, Баку 6 декабря 2014. с.20.

Рерих Н.К Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1991. с.74

6. Тихоплав В.Ю. «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»//Language and Literature №1 (72) Баку, 2010, с. 241.

7. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. – 2-е изд. – М.: Советская Россия, 1981. с. 96.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.