KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Духовно-нравственное образование через предмет «Самопознание»
Духовно-нравственное образование через предмет «Самопознание»
08 октября 2018    Автор / Дорофеева Н., учитель начальных классов, Кийминская средняя школа им. К. Ш. Ускенбаева, Жаксынский р-н, Акмолинская обл.

Именно через образование  мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле.

Сара Алпысовна Назарбаева

Проблемы нравственности и духовности, вопросы просвещения в целом всегда волновали лучшие умы человечества. Не стало исключением и наше время, когда педагогическое сообщество заново пытается решить, каким образом прививать современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный информационный поток далеко не положительного воздействия: перегруженные зачастую излишними и не по возрасту сведениями занятия в детском саду и уроки в школе, сомнительные по содержанию мульт-и кинофильмы, ТВ и СМИ, Интернет – все это, скорее, способствует размыванию, а не формированию морально-этических норм социального поведения и заставляет очень серьезно задуматься над тем, что мы в состоянии противопоставить этой весьма опасной и, к сожалению, уже достаточно распространенной тенденции. Поэтому в Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана среди выдвинутых задач, касающихся образования, отдельно обозначена необходимость поднятия уровня нравственной культуры молодежи.

Сегодня перед обществом ставится задача возрождения духовной составляющей жизнедеятельности человека, в связи с чем вопросы интеллектуального, эстетического, физического и нравственно-духовного воспитания приобретают особую актуальность. Именно нравственность должна выступать показателем общей культуры личности, ее достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям. И очень своевременным и актуальным является то, что отечественная образовательная система ориентируется на развитие нравственности и духовности.

Во все времена была велика роль просвещения, открывающего новые возможности постижения человеком явлений окружающей действительности. Как говорил М. Монтель: «Подлинно разумное просвещение изменяет и наш ум, и наши нравы». Поэтому важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела. Педагоги, изучая все лучшее, что было наработано их предшественниками, стремятся воспитать «здоровую» душу, наполненную духовной энергией созидания и творчества. Огромная роль в осуществлении этих задач, формировании нравственных качеств личности школьника принадлежит Программе «Самопознание».

Первая Леди Казахстана, президент Фонда «Бөбек» Сара Алпысовна Назарбаева является инициатором и автором нового подхода в образовании – нравственно-духовного просвещения. Предмет «Самопознание» учит детей слушать и слышать свое сердце, делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Любовь, истина, ненасилие, внутренний покой, праведное поведение – эти простые по своей сути слова на уроках  самопознания обретают новый, глубинный смысл, становятся формообразующими ключевыми инструментами становления личности ребенка через процесс самораскрытия и самообретения. Познавая себя, дети раскрываются навстречу окружающему миру и людям, осознают себя не как отдельное «Я», а как часть целого (семьи, группы детского сада, класса и т. д.). Обретая внутреннюю свободу, они становятся увереннее в себе, интереснее для себя и других, испытывают ощущение полноты и яркости жизни. И на этом пути им, как воздух, нужны, грамотные и чуткие помощники – учителя, обладающие специальными навыками и знаниями. Именно на уроках самопознания школьники получают те полезные («живые») знания, которые положат начало их «копилке» житейской мудрости и помогут принимать верные решения в непростых ситуациях.

Сара Алпысовна Назарбаева считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства – языком любви, рассказывая сказки, притчи, поучительные истории и др. Для этого необходимо, чтобы дети были соответствующим образом подготовлены и легко включились в процесс восприятия предложенного педагогом материала. Поэтому все уроки самопознания начинаются с позитивного настроя. Я провожу его в следующей форме:

-минутка тишины;

-минутка добрых слов;

-подари улыбку.

Каждый урок я начинаю или заканчиваю словами, ставшими уже обязательным элементом урока: «Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам».

Эффективным приемом и средством нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи, в ходе решения которых ученики применяют уже известные им нравственные понятия и морально-этические категории. Такие задания целесообразны при рассмотрении поступков, анализе ситуаций, определении своего личного отношения к ним и т. д.

Еще один интересный прием, который я использую на своих уроках, – «Вот я опять письмо тебе пишу...» Это может быть и письмо другу, и самому дорогому человеку (маме, папе, бабушке и др.) и даже домашнему питомцу.

На своих уроках я использую такую форму работы, как «Творческая лаборатория»: работа в группах, просмотр и обсуждение видеоматериалов, тренинги, разыгрывание сценок и др.

На уроках самопознания большое внимание уделяется развитию навыков общения, умения слушать друг друга, не перебивая, участвовать в общей работе и т. д.

Важная часть духовно-нравственного образования – патриотическое воспитание, одним из методов которого является посещение музеев. В нашей школе функционирует музей, руководителем которого является опытный педагог Н. Г. Пасарар. В настоящее время в нем имеется несколько экспозиций: история села, области и школы, наши прославленные земляки –ветераны Великой Отечественной войны, афганцы и др. В музее проводятся уроки, связанные с изучением родного края. На них учащиеся в процессе обсуждения самостоятельно приходят к выводу, кто достоин носить высокое звание патриота. В начале занятия им предлагается написать слова, так или иначе связанные с темой Родины. Далее проводится работа с пословицами и поговорками и их анализ. В конце урока обязательна минута молчания в память о героях Великой Отечественной войны. На дом дается творческое задание «Их именами славится наше село».

Самопознание предполагает тесное сотрудничество не только с детьми, но и с родителями. Очень интересно прошло внеклассное мероприятие на тему «Семья вместе – душа на месте». Говорили о нравственно-духовном воспитании в семье, вечной проблеме отцов и детей, зачитывали письма детей мамам. Затем каждому родителю было предложено написать маленькое послание с признанием в любви своим детям. Все единодушно пришли к выводу, что семя добра, заброшенное в маленькие души, уже начало давать свои ростки. А если есть начало, то обязательно будет и продолжение.

Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина, как «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику приобрести четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории.

Использованная литература

-http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента РК. Послание Н. А. Назарбаева народу Казахстана.

-Государственный общеобязательный стандарт среднего образования РК по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010.

-Бабанский Ю. К. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1983.

-Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.