KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Педагогический тимбилдинг «Совесть-нравственное мерило человека»
Педагогический тимбилдинг  «Совесть-нравственное мерило человека»
27 января 2019    Автор / Сагимбаева Г., ученый секретарь, Сапарбаева А., научный сотрудник, Кеңесбеков Б., контент-менеджер.

Цель:

расширить и углубить представление сотрудников о праведном поведении как общечеловеческой ценности через раскрытие значения понятия «совесть»  

Задачи:

-Актуализировать  понятия «совесть», «милосердие»;

-Создать условия для  открытого выражения и отстаивания своей нравственно оправданной позиции, для проявления критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-Укрепить нравственность, основанную на внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

-Воспитывать  стремление  к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра;

-Установить  дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Ресурсы:

-Маркеры, бумага

-Карточки

-Экран, проектор

-Видеоролики

-Караоке

-Презентация «Совесть-нравственное мерило человека».

Ход семинара:

1.     Деление на группы. При входе в зал участникам  предлагается  взять цветные стикеры и занять место в соответствии с цветом карточки. Таким образом,  все участники делятся  на малые группы по цвету карточки.

2.     Психологический настрой на работу. Упражнение «Взаимные презентации».

 Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Задания для групп: Группа выбирает спикера. Каждому участнику дается 30 секунд  на то, чтобы рассказать о себе, отвечая на вопрос: "Что влияет на мои жизненно важные решения?" Заслушав все ответы, спикер, обобщая сказанное, верно и сжато передает услышанную информацию. Задача спикера представить группу за 60 секунд.

Рефлексия. Что нового для себя вы узнали о наших сотрудниках? 

Похвалить за активное участие. Три хлопка благодарности.

3.     Объявление темы тимбилдинга.  Итак, тема нашего семинара «Совесть-нравственное мерило человека».

4.     Работа с цитатой.

Задание для  групп. От каждой группы приглашаются по два участника. Они выбирают пословицу на карточке. Представляют  свое толкование пословиц, объясняют  их значение.   

§  Нет подушки мягче, чем чистая совесть. Тәнім - жаным садағасы, жаным – арым садағасы. 

§  Береги не богатство, а совесть.  Ақылың болса арынды сақта: ар-ұят керек әр уақытта. 

§  Добрая совесть не боится клеветы.  Бар барын жейді, ұятсыз арын жейді. 

§  Совесть - не повесть: в архив не сдашь. Адам болам десен, арынды ақшаға сатпа.

Обобщение сказанного группами, комментарий ответов.

5.     Работа над видеотекстом. Показ короткометражного фильма режиссера

Романа  Отырбы "СОБАЧИЙ ДЕНЬ". https://www.youtube.com/watch?v=Elfcit4fN1YСначала показывается отрывок, где герой принимает решение, а после прогноза групп и выступления - показать, какое решение принял герой. 

Задания для групп:   Обсудите  в группе и предложите свой вариант продолжения фильма. Спикер от группы расскажет, что же было дальше. Задания для групп после просмотра второй части фильма по содержанию фильма. На карточках предлагаются для обсуждения в группах следующие вопросы:

1 группа - Что стояло на чаше весов для героя ролика?

2 группа - Всегда ли выбор, приемлемый для окружающих тебя людей является выбором Совести? 

3 группа - Часто ли в жизни бывают ситуации нравственного выбора? 

4 группа - Что является главным мерилом в ситуации нравственного выбора?

Выступления групп. Комментарий ответов.

6.     Игра «Да - нет - может быть» От каждой группы приглашаются по два участника. Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Тут же играющие откликаются на эти суждения: если они хотят согласиться с высказанным, то направляются в ту сторону, где написано слово «Да»; в том случае, если кто-то не может согласиться с выдвинутым суждением, этот кто-то идет в сторону слова «Нет»; а те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение «Может быть», занимают указанное место где-то посредине. После того, как играющие произвели выбор позиции, можно выслушать мнения избравших позицию, аргументы в пользу суждения или контраргументы против суждения. А затем ещѐ раз предложить участникам продумать свой выбор и сменить позицию, если они изменили своѐ решение.

Совесть –изменчива, зависит от культуры и исторической эпохи.  

Совесть -у каждого совесть своя, у богатых и бедных она разная.

Совесть есть духовное, сверхприродное начало в человеке, и она иногда засоряется и искажается окружающими тебя людьми.

Существует внутреннее мужество — мужество совести, которое проявляется в том, что мы делаем  наперекор всем людским толкам и суждениям.

7.     Игра «На пне в лесу» (Metis quique dues) Игра имеет два названия. Первое — «На пне  в лесу», потому что игровая ситуация заключается в том, что человек оказался в лесу, сел на пень и задумался. Второе — «Разум — бог каждого» (лат.), потому что в итоге игры участники приходят к выводу, что жизненные вопросы никто за человека решить не может, он сам себе бог в своих отношениях к жизни. Интрига игры в противопоставлении двух различных суждений. Их высказывают поочередно два субъекта, сидящие на двух противостоящих «пнях». «Деревья» вокруг каждого пня предлагают свои доводы в пользу позиции «Да» либо «Нет».  Мизансцена игры:

Игра идет неспешно, чтобы наблюдатели могли осмысливать содержание и выявляющуюся все явственнее по ходу игры идею: любое суждение имеет смысл и значение — все зависит от ракурса рассмотрения предмета, и субъект должен это понимать, прежде чем примет то или иное высказывание.

 Сидящие «на пне» обычно произносят несколько суждений по одной и той же теме. Таким образом,  группа подвергает осмыслению один какой-то вопрос. Потом диада играющих сменяется, и новая тема предстает в своих противоречивых суждениях. Предложим опробованные на практике темы и суждения, разместив их напротив друг друга, как если бы это отражало момент игры.

1 ситуация: Вы нашли деньги. Вы отнесете их в полицию? Позиция «Да»- отнесу в полицию.Позиция «Нет»- не отнесу. 

2 ситуация: Вы стали свидетелем нарушения со стороны коллеги. Это принесло материальный ущерб организации, и оплачивать придется всем. Он молчит, не признается. Вы расскажете всем, что видели?

Подведение итогов:  Что являлось ориентиром при выборе? Как вы осуществляли свой выбор?

8. Алгоритм действий при нравственном выборе:

1. Распознать дилемму, между чем я выбираю. 

2. Получить все возможные факты.

3. Перечислить все варианты выбора, их ведь всегда больше, чем два.

4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса: «Это законно?», «Это правильно?», «Это полезно?».

5. Принятие решения.

6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса: «Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает об этой ситуации и о моем решении?», «Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?»

8.     Подведение итогов. На работе система морально-этических норм, обязательств и требований поведения определена нормативными правовыми актами. Однако некоторые вопросы нравственного выбора связаны с моральной ответственностью работника перед собой, перед своей совестью. Как моральное существо каждый сотрудник  несет ответственность за свои взгляды, ценностные ориентации и установки, за правильное понимание нравственного долга, а также за свои действия и поступки. Он отвечает за то, что объективно мог и субъективно должен был выбрать и реализовать в поступке; за ближайшие последствия своего поведения, которые способен был сознательно предвидеть. Работник  отвечает, прежде всего, за самого себя, за свое отношение к людям, за качество выполнения своих обязанностей. Если в его обязанности входит руководить и управлять другими, то в этом смысле он отвечает и за других людей. Нравственный долг каждого сотрудника  заключается в принятии таких решений и в выборе таких действий, которые будут соответствовать государственным и общественным интересам, а также будут признавать, соблюдать и защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина.

9.Исполнение песни Сергея Никитина "Каждый выбирает для себя" (на стихи Юрия Левитанского).

www.youtube.com/watch?v=Ygkr-Iw6Mb8

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.