KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Любящее сердце учителя как условие гуманистически направленного обучения школьников
Любящее сердце учителя как условие гуманистически направленного обучения школьников
09 июня 2014    Автор / Р.Мукажанова, зам. директора по научно методической работе ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек»

 Человек рождается в любви, живет в любви, и любовь является его жизненно необходимой потребностью на протяжении всего земного существования. Поэтому высшие человеческие качества присутствуют в каждом ребенке потенциально, и для их выявления в школе очень важно создание условий преподавания предмета «Самопознание», таких как:

·     создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя и мира;

·     необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования;

·     интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы.

На уроке следует создать атмосферу любви и доверия.  Переживание энергии любви – это особый духовный опыт, который делает процесс образования личностно значимым и пробуждает внутренние силы саморазвития и самовоспитания учащихся. Когда атмосфера наполнена энергией любви, то совершение бескорыстных поступков становится естественной потребностью, и проявляются такие качества, как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание. В процессе обучения учащийся должен почувствовать вкус, радость от нравственных поступков.

Как показали исследования современных психологов, только 10% информации передаётся вербальным путем, а 90% - это метапослание (скрытое послание). Метапослание – это выражение лица учителя, тон его голоса, одежда, настроение и даже мысли и образ жизни. Например,  учитель говорит о здоровом образе жизни, а сам курит. Каково метапослание его урока? Или учитель говорит о позитивном, хорошем, но без улыбки, с недовольным или суровым выражением лица. Или учитель говорит одно, а думает совсем о другом. Но учащиеся воспримут и сохранят в душе именно метапослание.

Когда в душе учителя покой и мир, то вибрации его мыслей создадут атмосферу покоя на уроке и ученики будут тихи и сконцентрированы.

Когда на лице учителя сияет доброжелательная улыбка, то ученики почувствуют доверие и будут позитивно настроены.

На уроках самопознания необходимо использовать только позитивные и гуманные методы. Как было отмечено выше, уроки самопознания иногда превращаются в шоу, или в психологические тренинги, или в урок познания мира.  Поэтому далее мы рассмотрим отличия урока самопознания от урока психологии, познания мира и просто развлекательного урока-шоу.

Отличия урока самопознания от урока психологии.

Большинство психологических тестов и тренингов направлено на выявление того, в чем мы разные (темперамент, психотипы, способности, желания, внешность, национальность и т.д.), в то время как нравственно-духовное образование выявляет то, в чем мы похожи, а именно вечные духовно-нравственные качества (совесть, любовь, сострадание, внутренний покой и другие). Поэтому на уроках самопознания рекомендовано использовать тесты, игры и тренинги, которые способствуют развитию способности видеть единство в многообразии и видеть то, что нас всех объединяет независимо от национальности, цвета, кожи, вероисповедания и т.д.

Многие психологические игры и тренинги имеют негативную направленность, то есть выявляют плохие качества в человеке, выводят на поверхность скрытые отрицательные эмоции, пробуждают в памяти негативные воспоминания.

Отличия урока самопознания от урока познания мира.

Многие темы уроков, особенно в направлениях: «Человек и общество», «Человек и окружающий мир», подобны темам уроков по познанию мира. Например: «Школа – наш общий дом», «Страна, где мы с тобой живем», «Я–ученик», «Шаги к здоровью», «Моя Родина» и т.д.

Даже при схожести тем, на уроках самопознания следует рассмотреть эти темы более глубоко, выявляя нравственно-духовный смысл изучаемой ценности. Необходимо расширять наше понимание общечеловеческих ценностей.

Здоровье – это не только правила для тела, но и для души. Утром следует привести в порядок не только своё тело, но и свои мысли.

Не думать плохо, и не говорить плохого – это не менее важно для здоровья, чем мыть руки перед едой.Не смотреть на плохое, не слушать плохого (это относится к просмотру телевизора, к компьютерным играм, к сплетням и пустым разговорам) – очень важно для здоровья наших детей.

Я–ученик. Школа. Мы стали учениками не тогда когда пошли в школу, а с момента рождения. Наша школа не ограничена зданием и названием. Мир – вот наша школа, в этой школе все может научить нас – облака, дождь, горы, животные, люди, события, книги, трудности и т.д. И закончим мы её не после 11 класса, а с последним вздохом. И мысли в последний момент жизни – вот незримый наш выпускной экзамен.

Говорить правду.В природе человека заложено стремление говорить правду.Когда человек говорит правду, его слово приобретает силу, когда лжет или искажает факты, то его слово теряет силу. Если правда слишком тяжела и может ранить другого человека, то можно промолчать. Всегдаговорить правду и поступать по совести – два основных нравственно-духовных качества, развивать которые следует каждому человеку. Приведем пример из жизни выдающегося танцора современности Николая Цискаридзе. В одном из интервью он сказал, что всегда говорит правду. Журналистка, которая брала интервью, удивилась и спросила, как это может быть? Тогда Цискаридзе рассказал, что в детстве выучил стихотворение Б. Заходера:

Правду высказать недолго

А соврёшь, придется долго, долго, очень долго

Без конца придется врать

Лучше времени не трать!

Когда появлялось искушение сказать неправду, стихотворение всплывало в его сознании, и он принимал решение говорить правду. Потом это стало привычкой.

Родина.Гимн и символика Казахстана изучается на уроках познания мира. На уроках самопознания следует понять, что патриот это не только тот, кто подвиг совершил, но и любой хороший человек, живущий по законам совести – это патриот своей страны.

Сделать что-то для своей родины, дети могут уже  сейчас, не дожидаясь, когда вырастут взрослыми. Например, не бросать бумажки от конфет на улице. Или посадить весной деревья, или помочь соседской бабушке. Родина – это место, где ребенку впервые открылись вечные общечеловеческие ценности, где он научился жить как человек, по совести.

Отличия от «урока-шоу». «Урок-шоу», как правило, строится по принципу развлекательных шоу-программ для детей. Дети прыгают, играют, развлекаются и … всё!

А какой смысл в этой игре, или в этой песне, а для чего эта психологическая разминка?

Да, в уроке могут быть использованы разнообразные интерактивные методические приемы, но они все должны быть подчинены воспитанию и осознанию какой-либо общечеловеческой ценности, связанной с темой урока. Урок должен строиться, не вокруг забавной игры или инсценировки, а вокруг ценности, а разнообразные методические приемы должны помогать раскрытию глубинного, нравственно-духовного смысла темы урока. А игры, песни, сценки помогают сделать это весело, легко и интересно. 

Интеграция общечеловеческих ценностей в целостный педагогический процесс школы и является важнейшим условиемнравственно-духовного образования в школе. Следует подчеркнуть, что интеграция должна осуществляться комплексно, так как понятие «интеграция» подразумевает не просто арифметическую сумму признаков объединяемых частей, а слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития, которое приобретает новые признаки, новое, более высокое качество. Здесь важно создание в школах атмосферы, пронизанной высоким духом служения обществу, стране, человечеству, идеей долга, чести, справедливости.

В этом плане очень многое зависит от администрации школы. Если администрация школы понимает важность предмета «Самопознание», то сумеет организовать целостный педагогический процесс школы так, что он будет способствовать нравственно-духовному развитию личности и учащихся и учителей. В противном случае, на уроках самопознания ученики будут слышать одно, а выходя из класса, будут видеть совсем другое.

Поскольку общечеловеческие ценности передаются от сердца к сердцу (их нельзя приобрести на рынке, постичь только лишь из книг), наличие вышеперечисленных факторов в учебном процессе – необходимое условие формирования личности совершенного характера, что, в конечном итоге и является целью образования.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.