KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Живое знание или интеграция предмета «Самопознание» и других учебных предметов
Живое знание или интеграция предмета «Самопознание»  и других учебных предметов
09 июня 2014    Автор / Г. Омарова, к.п.н., Зам. дир. ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Тому, кто не постиг науки добра,

всякая наука приносит лишь вред.

М. Монтень

 

Часто учителя жалуются, что современные дети не хотят учиться. Но также мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. Почему дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? В чем парадокс, и как его преодолеть?  Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания –  живые, а какие – мёртвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А. Амонашвили так отвечает на этот вопрос:

Что есть мертвые знания?

Это те, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.

Мертвые знания – это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

Живые знания составляют Культуру Образования.

Живые знания – те, которые:

– одухотворяют человека;

– влекут к горизонтам науки;

– способствуют творить новую жизнь;

– воодушевляют мысль на новые поиски;

– несут просветление и эволюцию;

– живые знания – крылья, мертвые знания – гири на ногах.

Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира».

Действительно, современные дети ждут от нас живых знаний и целостной картины мира. Приведем пример. На 11 международных педагогических чтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество!», проходивших в январе 2012 года в Москве, в работе круглых столов участвовали не только взрослые, но и дети. В лаборатории учителей естественных наук  участвовал мальчик Саша (11 лет). Благодаря ему работа лаборатории оказалась очень интересной. Для обсуждения было предложено два вопроса: «Чем может вдохновляться учитель?» и «Как может учитель вдохновить ученика через свой предмет?». Саша, в конце выступлений по первому вопросу, сказал: «Вдохновляя, мы вдохновляемся сами». Мы, взрослые, не учли этот важнейший источник вдохновения – отдавая, мы получаем, – вдохновение неисчерпаемо!

Отвечая на второй вопрос, учителя делились примерами интеграции духовно-нравственных ценностей в предмет, который они преподают. Когда все желающие выступили, Саша вышел к доске и вместо слов нарисовал мелом два рисунка, а затем спросил участников конференции, чем они отличаются. На обоих рисунках были изображены: солнце, дерево, человек и ёжик. Но на первом рисунке солнце, дерево, человек и ёжик не связаны между собой и неподвижны, а на втором рисунке лучи солнца достают до дерева и человека, человек поливает дерево и протягивает руку к ёжику.

 

И вновь Саша выразил через рисунки глубокую мысль. Первый рисунок – это мир, разделённый на фрагменты, не связанные между собой, неподвижные, неживые. Именно таким предстаёт мир в современном образовании: всё абстрактно, вне взаимосвязи с жизнью, друг с другом. Отдельно математика, отдельно физика, отдельно биология, отдельно жизнь, добро, любовь, взаимопомощь… Второй рисунок – это мир целостный, живой,  добрый, любящий и деятельный. Такую картину мира хотят познавать наши дети в процессе образования. Они ждут живое знание, в котором всё взаимосвязано, едино, с любовью, в служении друг другу.

В своих рисунках Саша от лица детей обратился к нам, взрослым, - учителям, работникам образования: «Учитель, мне нужна физика, которая меня любит, биология, которая души во мне не чает, математика, которая обожает меня! Мне нужны науки, которые заботятся обо мне и существуют для меня! Они должны уметь говорить со мной на особом языке, наиболее понятном для меня, – на языке сердца».

К сожалению, большинство учителей считают, что, прежде всего, необходимо преподать предмет, и на вопрос о своей основной деятельности они отвечают: «Я учу математике», «Я учу физике», «Я учу истории» и т.д. Но какой бы предмет мы ни преподавали, следует всегда помнить – мы учим детей. Поэтому, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, живущей согласно внутреннему голосу совести.

Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева, в поисках ответа на вечные вопросы, писала: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя  должен каждый».

Действительно, сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее, образование для сердца).  Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.

Таким образом, интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

Содержание учебных предметов как гуманитарного, так и естественно-математического цикла имеет значительные возможности для интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов. Будем надеяться, что  этот предмет станет со временем стержневым предметом образования – метапредметом, обеспечивая целостность, человечность и одухотворенность процесса образования. Тогда знание, полученное в школе, будет живым и практическим, что поможет учащимся увидеть в окружающей жизни и в изучаемом предмете отражение вечных ценностей, и вдохновит их на достойную и счастливую жизнь.                                                                                          

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.