KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Нравственно-духовное образование – наша общая забота
Нравственно-духовное образование – наша общая забота
17 марта 2016    Автор / Калачева И.В., директор ИГРЧ ННПООЦ "Бөбек"

17 апреля 2014 года Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный Центр «Бөбек» посетили гости из Москвы – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета Землянская Елена Николаевна и доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы Социального института Московского городского педагогического университета Приступа Елена Николаевна. Целью визита российских ученых было ознакомление с программой нравственно-духовного образования «Самопознание» и обмен передовым педагогическим опытом в сфере нравственно-духовного воспитания. Землянская Елена Николаевна охотно ответила на некоторые интересующие редакцию журнала «Самопознание.kz» вопросы, и вот какие ответы мы получили.

 

- Каковы Ваши впечатления от посещения Центра «Бөбек»?

- Впечатления незабываемые. Это мечта, которая в отличие от Утопии Томаса Мора, сбылась. Сбылась для тех детей, которым выпало счастье побывать в Центре «Бөбек», и для тех, кто получает здесь образование. В «Бөбеке» завораживает все: красивые здания, ухоженная территория, прекрасное медицинское оборудование, эстетически привлекательная и комфортная образовательная среда школы и колледжа. Но самое главное – это люди, которые здесь работают. Слово «работают» - неудачное слово. Педагоги, ученые, медики и все остальные оставляют здесь частичку своей души, они любят свое дело и реально им живут. Без их любви и самоотдачи Национальный Центр «Бөбек» не смог бы состояться. И еще: нельзя не выразить свое восхищение Сарой Алпысовной Назарбаевой – идеологом, духовным вдохновителем и лидером этого феномена. Масштаб ее личности поражает.

- Можно ли в существующую систему образования внедрить нравственно-духовное образование?

- По моему мнению, не просто можно, но и необходимо. Как справедливо отмечал Д.С. Лихачев, произошло обнищание души при обогащении интеллекта; таких людей писатель А.И. Солженицын называл «образованцы». А ведь бескультурье, бездуховность – феномены не только ментальные, нравственные, они имеют и экономическое и политическое измерение. Не может быть эффективной экономика в стране, где низкая культура, кадровый голод, безграмотное население, где нет консолидирующей национальной идеи, а у народа – мощи духа и чувства собственного достоинства. Как мне кажется, развитие образования и духовно-нравственное развитие людей – это и есть ключевая особенность современного Казахстана.

- Каков опыт России в этом направлении?

- В последнее время в России очень много сделано в рамках модернизации российского образования: разработана Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», запущен Национальный проект «Образование». В 2009 г. была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней обоснован национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Сформулированы базовые национальные ценности.

Можно утверждать, что воспитание сегодня вернулось в российскую школу. С 2010 года общеобразовательные школы начали работать по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Согласно стандарту, составной частью образовательной программы школы является Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В ее основе лежат принципы ориентации на национальный воспитательный идеал и следование нравственному примеру, а также ценностный принцип. Так, национальные базовые ценности задают направления воспитательной работы школы.

- Как, на Ваш взгляд, программа нравственно-духовного образования «Самопознание» влияет на внутренний мир человека?

- Самым прямым образом. Школьнику, подростку, старшекласснику, она нужна как воздух. В этом возрасте велика потребность юного человека заглянуть в себя, понаблюдать за собой, что-то понять и обдумать. Ему необходимо поговорить о сокровенном, обсудить то, что его волнует, разобраться в своих чувствах и ценностях. Это не всегда удается сделать с родителями, и не только из-за их занятости, но еще и потому, что ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному прожили противоречивость в общественном сознании в последние 20-25 лет. Нередко взгляды на воспитание и мораль у членов семьи не совпадают. Часто наблюдаются разногласия во взглядах на задачи и направления воспитания у родителей школьников и у учителей.

Программа «Самопознание», как мне удалось увидеть, в этом смысле очень деликатна. Она не навязывает детям готовых рецептов жизни, а предлагает обсудить, осмыслить, «пропустить через себя» ценности и моральные принципы. Создать собственные событийные смыслы. Способствует развитию мысли и субъектности учеников.

- Как, по Вашему мнению, можно измерить уровень нравственно-духовной культуры, воспитанности школьников?

- Принято говорить, что уровень воспитанности определяется уровнем основных отношений, личностных качеств на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. В педагогике существует масса методик их выявления и измерения. Однако духовность измерить трудно, думаю, даже невозможно, ведь это всегда будет довольно большим приближением и некоторым лукавством. Мне думается, что результатом воспитания человека является его способность к самовоспитанию, а точнее – его стремление к самовоспитанию. Значит, оценить собственную духовную культуру может лишь сам человек – личность, способная к самоанализу и самовоспитанию.

- Возможно ли введение подобной программы в образовательное пространство России? Почему?

- Хотелось бы, и мне кажется, такая тенденция прослеживается. Сейчас много внимания обращается на личностное развитие обучающихся на основе ценностей. А также на воспитание уважения, терпимости, умения бесконфликтно жить и сотрудничать с разными по менталитету людьми.

Современный российский школьник изменился вместе с обществом. Ему присущи большая, чем у его сверстников прошлых лет независимость; свобода от обязанностей; критичность по отношению к взрослым; клиповость мышления; эклектичность картины мира; обильная, но бессистемная информированность. В целом можно утверждать, что сегодняшние дети всё более разные. Они отличны по своим потребностям, интересам, способностям, поведенческой и познавательной мотивации, ценностным ориентациям, субъектному опыту, деятельностной готовности и др. 

Глобализация приводит к тому, что и общество становится все более разнообразным: увеличивается количество людей, различных по национальности, конфессиям, предпочтениям и др. Увеличивается плотность населения. В таких условиях программы, подобные программе «Самопознание», являются необходимым условием выживания общества.

- Что является обязательным условием профессиональной подготовки учителей в вузах?

- В последнее время стало совершенно ясно, что реформирования и модернизации условий, содержания, технологий образования и т.п. недостаточно для совершенствования подготовки учителя. Необходим поворот к личности учителя.

Если мы говорим о подготовке учителя-профессионала, то особое внимание следует уделять его профессиональному самоопределению, то есть необходимо помочь студенту сформировать отношение к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. А этот процесс строится на самоанализе и самопознании. Только таким путем можно помочь учителю самореализоваться в своем труде, проявить креативность, овладеть компетенциями. И только такой учитель действительно сможет обеспечить гармоничное развитие своих учеников.

Сейчас в вузах России идут интересные процессы, направленные, с одной стороны, на диверсификацию и вариативность образовательных программ, что даст возможность каждому студенту подобрать наиболее для него интересную образовательную траекторию и профессиональную сферу. А с другой стороны – начали реализовываться программы прикладного бакалавриата, смысл которых в усилении практико-ориентированной составляющей высшего образования, формирования прикладных компетенций.

По моему мнению, учебный процесс в педагогическом вузе должен быть насыщен процедурами самопознания, тренингами, саморазвитием студентов, и экономить на этом нецелесообразно. Помимо прочего, такой подход поможет определиться и тем студентам, которым профессия учителя не подходит, и вовремя переориентироваться на другую сферу приложения усилий.

- Как, по Вашему мнению, могут сотрудничать Россия и Казахстан в деле воспитания растущего человека?

- Я глубоко убеждена, что нашим двум странам есть чем поделиться друг с другом в деле воспитания растущего человека. В данном случае это ведет к взаимному обогащению. Мы в России давно с интересом наблюдаем за тем, что происходит в системе дошкольного, школьного, высшего и послевузовского образования Казахстана. Для нас это особенно интересно еще и тем, что несколько десятилетий назад системы образования наших республик были практически идентичны.

- Спасибо Вам, Елена Николаевна, за обстоятельный и глубокий разговор. И, напоследок, что бы Вы пожелали педагогам нашей страны?

- Конечно, успехов в этом трудном, но важном деле – духовном воспитании подрастающих поколений.


Землянская Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики начального обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», Россия. Специалист в области начального образования и воспитания школьников, автор учебника для студентов педагогических вузов «Теория и методика воспитания младших школьников».


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.