KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Школьный дневник: каким он должен быть?
Школьный дневник: каким он должен быть?
25 марта 2016    Автор / Г. Омарова, к. п. н., г. Алматы

В настоящее время общество как никогда нуждается в педагогах-гуманистах, которых отличает направленность не на учебные предметы, а на личность воспитанника. Гуманистическая педагогика рассматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в мире, его возвышения, воспитания в нем чувства собственного достоинства, независимости. Именно такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждение. Главная задача гуманной педагогики – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. 

Выдающая гуманистка ХХ века Мать Тереза была убеждена: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с Великой Любовью». На современную педагогику ощутимо влияют изменения в общественных отношениях, которые ставят перед учительством множественные проблемы. Сейчас сломаны устоявшиеся пропагандистские школьные догмы, развенчались былые авторитеты детских школьных организаций. Внедряемые новые информационно-коммуникативные технологии обучения, значительно улучшили усвояемость знаний учащихся, но воспитательная работа в школе еще нуждается в обновлении деятельности. Это отражается на мировоззрении, мироощущении школьника, подростка. Их поведение в школе, на улице, дома, взаимоотношения со взрослыми стали свободными, порой излишне раскованными. В школе сейчас нередко возникают ситуации, когда привычные для учителя (получившего образование в советское время) методы педагогического воздействия перестали действовать на ученика, но и вызывают сопротивление с его стороны. Современному учителю необходимо быть предельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от учителя в общении со своими питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное – понимания того, что происходит с его подопечным. Общение учителя со своими учениками и их родителями представляет собой взаимосвязанных и взаимообусловленных, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Безусловно, разнообразные формы контакта и общения учителя с родителями – показатель педагогической культуры учителя. Но как показывает опыт, по мере взросления детей активность родителей падает, они редко посещают собрания, не интересуются школьной жизнью подростка. Как правило, таких родителей школа делит на две категории: безразличных к судьбе детей, сверхзанятых на работе. Таким образом, перед нами встали вопросы: «Как сделать общение учителя, ученика и его родителей эффективным и успешным?», «Как качественно контролировать поведение, учебу и досуг ученика?», «Как еще неформально, нестандартно выявлять внутренне психологическое состояние подростка?». Вопросов рождалось много.

Как известно, средством обратной связи с родителями учащихся является школьный дневник, который является основным документом, в котором фиксируется весь цикл его обучения в школе. Дневник выполняет роль журнала регистрации оценок, осуществляет связь школы и родителей, наглядно демонстрирует показатели успеваемости учащихся.

Учитывая активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс школы в последнее время все больше школ присоединяются к программе «электронный дневник». Это аналог обычного бумажного дневника, но доступный в электронном виде в интернете. На сайте, где расположен электронный дневник, родители могут непосредственно общаться с преподавателями, получать консультации специалистов из различных образовательных учреждений, а также узнавать новости класса и  школы. Главное преимущество в том, что электронный дневник доступен родителям в сети Интернет в любое время и в любом месте, а для тех родителей, кто не имеет постоянного доступа к сети, есть услуга SMS-информирования. Здесь мы сталкиваемся с виртуальным общением родителей со школой.

Каким же должен быть школьный дневник? Сталкиваясь на практике с отношением учеников к этому виду школьного документа, мы решили создать такой дневник, чтобы подростки с интересом и желанием носили его в школу, чтобы родители могли проследить за школьными успехами и проблемами своего ребенка, чтобы учителя могли выполнять анализ и контролировать не только учебную, но внеклассную деятельность своих подопечных. В разработке школьного дневника  принимали активное участие и сами ребята нашей школы. Внешний вид – обложка – должна быть «своя» и на ней появилось изображение фасада нашей школы и самих учащихся. На титульном листе – Эмблема школы. 


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДНЕВНИКА УЧАЩЕГОСЯ КГУ ОШ №85 Г.АЛМАТЫ 


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.