KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Быть честными и искренними
Быть честными и искренними
29 марта 2016    Автор / Мяхкоход О., учитель самопознания, гимназия № 56, г. Алматы

Ценность: истина.

Качества: честность, искренность, правдивость.

Цель: расширение представлений учащихся о ценности «истина» через такие качества человека как «честность», «искренность».

Задачи:

-       раскрывать значение понятий «честность», «искренность», «правдивость»;

-       развивать умение учащихся рассуждать и объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях; 

-       воспитывать ответственность учащихся за чистоту своих мыслей, слов и поступков, стремление быть честным с собой и окружающими людьми.

Ресурсы: карточки с описанием ситуаций, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, «Песни кота Леопольда» на слова А. Хайта, музыку Б. Савельева.

 

 Ход урока

 

Позитивный настрой (концентрация на свете)

Учитель:Сядьте удобно, спинку держите прямо. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову, освещает ваше сердце, в котором находится прекрасный бутон цветка. Под лучами света бутон медленно раскрывается, в вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет распространяется по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Этот свет, наполнивший вас, поможет вам совершать только добрые, хорошие дела, говорить только хорошие, добрые слова, думать только о хорошем и видеть только хорошее. Пошлите этот свет добра, счастья и любви всем своим одноклассникам, близким, друзьям, учителям, животным, растениям, всему нашему городу, нашей стране, всей планете Земля. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной.

 

Позитивное высказывание (цитата урока)

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. (русская пословица)

-       Как вы понимаете смысл пословицы?

(Ответы учащихся)

 

Беседа

Учитель: Ребята, послушайте небольшое стихотворение о правде, которое написал детский писатель Борис Заходер.

 

О преимуществах правды

Правду высказать

Недолго,

А соврешь

Придется долго,

Долго-долго,

Долго-долго.

Может быть, из чувства долга

Без конца

Придется врать.

Лучше

Времени не трать!

Вопросы для обсуждения:

-       Что сделать легче – сказать правду или солгать?

-       Что вы чувствуете, когда говорите правду? Приведите примеры, когда вам было трудно, но вы сказали правду.

(Ответы учащихся)

 

Рассказывание истории

Учитель рассказывает содержание сказки, используя методический прием «чтение с остановкой».

 

Мальчик с пустым цветочным горшком

Корейская народная сказка

Давным-давно жил в одной стране мудрый и счастливый король. Одно лишь омрачало его старость – у него не было детей. И вот однажды король подумал: «Выберу-ка я самого честного в стране ребенка и усыновлю его». Он велел раздать всем детям цветочные семена и объявил:

– Тот ребенок, который вырастит из этих семян самые красивые цветы, будет для меня сыном или дочерью.

Все дети посадили семена и поливали их утром и вечером.

Мальчик по имени Сон Ир тоже старательно ухаживал за семенами. Но прошло десять дней, прошло полмесяца, месяц, а семена в горшке все еще не пускали ростки.

«Как странно», – недоумевал Сон Ир. Наконец он спросил у матери:

– Почему у меня семена не прорастают?

И мать, тоже озабоченная этим, сказала:

– Посади-ка ты их в другую землю.

Сон Ир пересадил семена, но они опять не проросли.

Наступил день, когда король должен был смотреть цветы. Множество детей в нарядной одежде вышло на улицу, держа перед собой горшки с цветами. Каждому хотелось стать наследным принцем. Но что это? Почему король, оглядывая цветы, проходил мимо всех детей, и на лице его не было и тени радости?

Вдруг у одного дома он увидел плачущего Сон Ира, который стоял с пустым горшком. Король приказал позвать к нему мальчика.

 

-       Как вы думаете, что произошло дальше?

-       Какое решение примет король?

(Ответы учащихся)

 

– Почему ты стоишь с пустым горшком? – спросил он.

Сон Ир, всхлипывая, рассказал, как он посеял семена, но они не проросли, наверное, в наказание за то, что он однажды тайком сорвал яблоко в чужом саду.

Услышав этот ответ, король взял Сон Ира на руки и сказал:

– Вот мой честный сын!

Люди зашумели:

– Почему король усыновил мальчика с пустым горшком?

И король объяснил:

– Люди! Семена, которые роздали детям, были вареными.

Тогда все одобрительно закивали. А у детей, стоявших с прекрасными цветами, от стыда загорелись щеки: ведь все они посадили другие семена.

Вопросы для обсуждения:

-       Что объединяет короля и бедного мальчика?

-       Что помогает человеку быть честными и справедливыми? (Смелость, доброта, мудрость, внимательность, рассудительность)

-       Что вдохновило вас в этой сказке?

(Ответы учащихся)

 

Творческая деятельность, групповая работа

Учащиеся делятся на 5 групп по цветам (синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый).

На доске в виде веера расположены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации:

·        Ты получил двойку. Ты знаешь, что твои родители расстроятся и будут недовольны тобой… (синий цвет)

·        Ты нашел чью-то потерянную вещь, которая тебе очень понравилась… (красный цвет)

·        Ты заигрался на улице с друзьями и не успел выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате… (желтый цвет)

·        Ты знаешь, что твой друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека… (зеленый цвет)

·        В буфете тебе дали сдачи больше, чем нужно… (фиолетовый цвет)

 

Каждая группа предлагает свое решение ситуации и инсценирует ее. Тот, кто нашел другой выход из ситуации, озвучивает его.

Далее учитель предлагает ученикам выполнить вторую часть творческой деятельности: обсудить в группе услышанную сказку и нарисовать ее героя мальчика Сон Ира таким, каким ученики его себе представляют. По окончании выполнения задания организуется минивыставка рисунков.

 

Групповое пение

 

Песня кота Леопольда

сл.: А. Хайт,

муз.: Б. Савельев

 

Дождик босиком по земле прошёл, 
Клёны по плечам хлопал, 
Если ясный день – это хорошо, 
А когда наоборот – плохо. 
Если ясный день – это хорошо, 
А когда наоборот – плохо. 

Слышно как звенят в небе высоко 
Солнечных лучей струны, 
Если добрый ты, то всегда легко, 
А когда наоборот – трудно. 
Если добрый ты, то всегда легко, 
А когда наоборот – трудно. 

С каждым поделись радостью своей, 
Рассыпая смех звучно, 
Если песни петь, с ними веселей, 
А когда наоборот – скучно. 
Если песни петь, с ними веселей, 
А когда наоборот – скучно.

 

Домашнее задание

Ученикам предлагается прочитать рассказ «Как искренность маленькое чудо сотворила» (Учебник самопознания для 2 кл., стр. 88-89), а также самостоятельно найти и записать в тетради 3 пословицы, поговорки, мудрые слова о честности и искренности.

 

Заключительная минута урока

Учитель:Ребята, сядьте удобно, держите спинку ровной. Вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Сохраните полученные знания в своем сердце. Давайте хором произнесём:

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Будем мы, ребята, с вами

Творцами правды и добра.

 

Учитель благодарит учеников за работу и прощается до следующего занятия. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.