KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Добротой себя измерь
Добротой себя измерь
29 марта 2016    Автор / Байгузинова А., учитель самопознания, СОШ № 29, г. Павлодар

Ценность: любовь.

Качества: доброта, взаимопонимание, чуткое отношение к окружающим.

Цель: расширение представлений учащихся о доброте и отзывчивости, о качествах доброго человека.

Задачи:

-      формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;

-      развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

-      воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Ресурсы: аудиозапись музыкальной композиции «Хрустальная грусть» для позитивного настроя, песни «Три желания» на слова Д. Червяцова, музыку В. Богатырёва, золотая рыбка, иллюстрации с изображением различных поступков, пословицы по количеству учеников.

 Ход урока

 

Позитивный настрой (после дождя)

Учитель:Добрый день, дорогие мои ребята! Давайте настроимся на хорошее.

Однажды после сильного дождя умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг из прекрасных цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.

От глади воды поднимался пар. Эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что их драгоценные камни научились летать и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек. Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.

Так после дождя ожил чудесный мир, а случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство!»

 

Далее учитель приглашает всех встать в круг.

Учитель: Ребята, я хочу, чтобы сегодня вы все стали добрыми волшебниками, и исполнились все ваши желания, а Золотая рыбка нам в этом поможет. Я хочу сказать вам свои добрые пожелания: Желаю счастья и добра всем детям с самого утра. (Учитель передает Золотую рыбку по кругу. Каждый ученик по очереди говорит свои пожелания всем одноклассникам, н-р: Я желаю всем здоровья; Я желаю всем радости; Я желаю всем хорошего настроения и т.д.)

Учитель: Сейчас мы с вами говорили на языке доброты. Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети.

 

Беседа

Учитель предлагает ученикам просмотреть мультфильм «Кот Леопольд». Обсуждение мультфильма ведется по вопросам:

-      Какой фразой закончился мультфильм?

-      Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

-      Какую ценность мы будем рассматривать?

(Ответы учащихся)

 

Далее беседа ведется по вопросам:

-      С чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы представляете, когда слышите это слово? (Н-р: солнце, сердце, улыбка, мама, друг, цветы, дом и т.д.)

-      Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит?

-      Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека». Как вы понимаете эти слова?

-      А как называют человека, который делает добро другим?

-      Как вы поймете, что человек добрый?

(Ответы учащихся)

Комментарий учителя: Добрый человек умеет СОчувствовать, СОпереживать, СОдействовать, СОстрадать.

 

Задание

Это задание выполняется в парах: каждой паре учеников необходимо собрать разрезанные на две части пословицы, найти обе части и назвать их.

·     Спешите делать добро.

·     Жизнь дана на добрые дела.

·     Лучше потерять глаз, чем доброе имя.

·     Людей сближает улыбка.

·     Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.

·     Добро помни, а зло забывай.

·     Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

·     Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет.

·     Красив тот, кто красиво поступает.

·     Доброе слово лечит, а злое калечит.

·     Доброго чтут, а злого не жалуют.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас Золотая рыбка приглашает вас в путешествие по страницам учебника, где вы познакомитесь с добрыми людьми.

 

Чтение

Учитель предлагает учащимся прочитать рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка» (Учебник самопознания для 3 кл., стр. 39) и ответить на вопросы в учебнике.

 

Задание

Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрации, на которых изображены добрые поступки и нет. Необходимо найти те, на которых изображены добрые поступки.

Учитель: Ребята, представьте, что вы – Золотая рыбка. Взмахните хвостиком, сотрите равнодушие и зло с других иллюстраций и расскажите, что у вас получилось. (Ответы учащихся)

Вывод учителя: Доброе отношение порождает в ответ доброту в сердцах.

 

Разминка

Учитель: Ребята, вы очень понравились нашей Золотой рыбке, и она приглашает вас немного поиграть.

Учитель с выражением и улыбкой на лице читает стихотворение, выполняя при этом движения, а учащиеся повторяют движения за ним.

Придумано кем-то просто и мудро (руки на пояс)

При встрече здороваться «Доброе утро!» (наклон головы)

Доброе утро солнцу и птицам! (руки вверх)

Доброе утро улыбчивым лицам! (повороты головы)

Доброе утро тебе и мне! (повороты туловища)

Доброе утро всей нашей земле! (низкий поклон)

 

Творческая деятельность

Ученикам необходимо выбрать из предложенных слов только те, которые характеризуют доброго человека (н-р: отзывчивый, сердечный, дружелюбный, понимающий, справедливый, равнодушный, заботливый, злой, хвастливый, смелый, жадный и т.д.).

Второй частью творческой деятельности является выполнение портрета доброго человека. После выполнения задания организуется минивыставка рисунков и обсуждается вопрос:

-      Расскажите о добрых людях, с которыми вы знакомы. Чем они вам нравятся? (Можно рассказать о литературных и киногероях.)

(Ответы учащихся)

 

Групповое пение

Учитель: Ребята, вокруг нас много добрых людей, и рыбка наша хотела бы наградить их всех за доброту, выполнив желание каждого, но она одна, поэтому нужно ей помочь. А помочь мы ей сможем, спев песню Золотой рыбки. (На экране идут соответствующие кадры из мультфильма «Маша и медведь».)

 

Три желания

(песня Золотой рыбки из м/ф «Маша и медведь»)

сл.: Д. Червяцов,

муз.: В. Богатырёв

 

Кто сказал, что чуда ждать нелепо?

В сердце будет жить мечта, пока

По лазурной акварели неба

Будут плыть, как рыбки, облака.

 

Наудачу выбери наживку,

Нос не вешай, если не клюёт.

Вдруг поймаешь золотую рыбку -

Это значит – точно повезёт!

 

Припев:

И во сне такое не приснится:

Три желанья загадай смелей!

Не забудь с друзьями поделиться –

Ведь чудес не жалко для друзей!

 

Веселее песенка поётся,

Если летним утром над рекой

Солнышко в ладошках рассмеётся

Лучиками рыбки золотой.

Припев

 

Заключительная минута урока

Учитель: Ребята, Золотая рыбка прощается с вами. Она дарит вам лучик света и доброты. Мысленно пошлите этот лучик света своим родным и близким, друзьям и учителям. Подарите лучик и тому человеку, с кем у вас была ссора. Подарите этот лучик всему живому вокруг. 

Спасибо вам большое за работу, до свидания!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.