KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Самопознание – основа самореализации личности
Самопознание – основа самореализации личности
30 марта 2016    Автор / Клинг Л., воспитатель класса предшкольной подготовки, КГУ «СШ № 4», г. Тайынша, Тайыншинский р-н, Северо-Казахстанская обл.

Кто? Кто? Кто?

Кто готов положить жизнь свою,

Чтобы вернуть образованию

Огонь, пламя, факел?

Вернуть Свет?

Нужна армия бесстрашных,

Талантливых, устремленных!

Нужна армия героев духа,

Воинов Света!

Нужны Рыцари Гуманной Педагогики!

Ш. Амонашвили

 

Великий мыслитель В.И. Вернадский писал: «В современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом». Авторитарное педагогическое мышление руководит деятельностью подавляющего большинства учителей, воспитателей, методистов, работников образования, школьных психологов, родителей. В силу традиционной устойчивости и повсеместности за авторитарным подходом признается очевидность «педагогической истины». Хотя является фактом и то, что эта «истина» порождает глубокий кризис в образовании, становится источником конфликтов во взаимоотношениях между воспитанниками и их воспитателями, учениками и учителями, детьми и взрослыми. Как выразился психолог Д.И. Фельдштейн, «Дети рядом с нами, но не внутри нас, мы рядом с ними, но они не впускают нас внутрь себя. Нам нужно защитить детей не только от насилия внешнего мира, но и от себя тоже, если мы – авторитарно настроенные учителя, воспитатели, родители. Нам необходимо отдалить себя от ложной истины авторитарного подхода к детям. В авторитарном процессе школьники, конечно, получают некий уровень воспитанности и развитости, многие из них действительно вооружаются прочными знаниями, проявляют талант и могут прославиться. Но в этом ли торжество Истины?»

В погоне за успеваемостью, качеством знаний теряется прямая и тонкая связь с детскими душами, с этой чуткой материей. Что-то упущено, что-то сломалось… Но в последние несколько лет выходом из сложившейся десятилетиями ситуации является замечательный предмет «Самопознание». Это настоящая педагогика Любви  и Творчества!

В наше нестабильное время, когда были развенчаны многие идеалы прошлого столетия, когда на смену пришли жестокость и насилие, необходимо учить человека быть счастливым с раннего детства, с того самого дня, когда ребенок уже вполне способен осознавать себя. Помимо родителей и педагогов, человеком, который в состоянии научить  ребенка быть  счастливым, должен стать учитель самопознания. Именно учитель самопознания, помогая ребенку раскрывать и познавать себя и окружающий мир, способен расширить пространство личности маленького человека, а значит, расширить пространство его ответственности и счастья. Ведь ответственность и счастье – понятия взаимодополняющие: только счастливый человек может принимать самостоятельные решения, только счастливый человек может быть ответствен за все свои поступки.

Наверняка каждый из нас, взрослых  людей, не раз ловил себя на легкой зависти к современным детям, имеющим возможность с детства учиться быть счастливыми, идущими по дорожкам увлекательной  страны «Самопознание». Тем не менее, учиться быть счастливыми никогда не поздно и не зазорно, ведь вся наша жизнь – это школа, а любое учение состоит из ошибок, которые исправляются. К тому же, на ошибках учатся. Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Самопознание есть педагогика, дающая ребенку увидеть, что самое важное – не страшиться неудач, а воспринимать жизнь как увлекательную игру, где приходится  преодолевать самые разнообразные препятствия. Трудно? Зато не скучно! Не получилось сегодня? Значит, обязательно получится завтра. Не хватает сил преодолеть очередной барьер? Значит, необходимо наращивать жизненный иммунитет, заботясь о своих мыслях и чувствах. Сквозняк? Выйди на ветер! Ветерок? Подставь лицо урагану. Ураган? Стань сам шквалом небывалых побед! Главное – не бояться ошибок. Человеческие возможности колоссальны, но что мы используем из всего того, что нам дано от рождения? Лишь каплю от безбрежного океана. Водой сквозь сито проливаются таланты, шансы, возможности…

И самое главное – самопознание учит детей стремлению к самореализации. Мы говорим ребенку: прислушайся к своему сердцу, подумай, чем тебе нравится заниматься, какое дело приносит радость, что тебя вдохновляет, пробуждает? Хочется рисовать? Рисуй, становись художником, это красивое и полезное занятие. Хочется всё время делиться мыслями с окружающими? Вот ручка и блокнот, пиши. Хочется петь? Прямо сейчас начинай петь, хотя бы пока для самого себя.

В каждом ребенке живет творческая личность, а творческий момент может присутствовать во всем, даже самом обыденном занятии. Нужно лишь объяснить детям, что любая добрая работа, выполненная с любовью – это уже творчество. А за добрыми делами скучать некогда, ведь движение – это жизнь. Научите ребенка двигаться в ритме Великого Танца жизни, и он непременно реализует свое предназначение и будет счастлив.

Наши дети – это наше будущее, это будущее всего государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства дети могут вырасти в таких же счастливых граждан и патриотов своей страны. Именно в этом и заключается главная миссия самопознания как педагогики Любви и Творчества.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.