KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
Работа классного руководителя с родителями младших школьников  в современных условиях
04 апреля 2016    Автор / Менькова Н., учитель начальных классов, СШ №18, г. Павлодар

Главный метод воспитания детей –

личный пример родителей.

А. Макаренко

 

Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают соответствующие направления и формы работы с родителями.

Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники. Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.

Часто для работы с родителями используется тематическая лекция – самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.

Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответов на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.

Учителя начальных классов часто проводят научно-практические конференции родителей «Воспитание детей в семье». В ходе конференции решаются такие вопросы:


  •          Что является трудным для родителей в воспитании детей?
  •           Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
  •           Педагогический такт родителей.
  •           Пути самовоспитания родителей.
  •           В чем состоит влияние отца на ребенка?
  •           Как вы организуете свободное время вашего ребенка?
  •           Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.


Также педагоги используют такую форму работы с родителями как родительские чтения. Чтения дают возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – дружная семья», викторины для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», праздники, посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества, и многие другие. Такие праздники проходят интересно и весело. Классные руководители 1-4 классов постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей – помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой» и т.д.).

Индивидуальная работа с родителями начальной школы ведется через беседы, тематические консультации, а также посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпровождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода.

Анкетирование и беседы с родителями позволят составить социальный портрет семей учащихся, с которыми работает учитель. Это определяет следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помощь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовка родительского коллектива к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развитие коммуникативных способностей родителей в классном родительском коллективе; способствование снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.

Итак, основные формы работы с родителями и их периодичность:


  •          родительские собрания, проводятся 1-2 раза в четверть;
  •          индивидуальные беседы, проводятся по мере необходимости;
  •          консультации (индивидуальные и групповые), проводятся 1 раз в неделю;
  •          организация совместной деятельности родителей и детей класса, 1 раз в четверть:
  •          привлечение родителей к проведению праздников;
  •          привлечение родителей к организации экскурсий;
  •          привлечение родителей к оформлению классного кабинета;
  •          организация работы классного родительского комитета, осуществляется на постоянной основе;
  •          организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета, осуществляется на постоянной основе;
  •          поощрение родителей за сотрудничество, осуществляется в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.


Хочу отметить, что для подготовки и проведения родительских собраний используются следующие диагностические и терапевтические методики: рисунок семьи, сказкотерапия и др.

Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения: консилиум, деловая игра, тренинги, лекции, научно-практические семинары, дискуссии.

Лекция как устное изложение материала по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, примеры из практики и т.д. Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими специалистами: психологом и педагогом, психологом и учителями-предметниками. Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме.

В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры – уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения собраний с применением деловой игры важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами по 5-6 человек (когда необходима работа в группах) или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Ведущему собрание необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы. Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы, и рекомендациям психолога.

В работе с родительским коллективом очень эффективны практические задания для родителей. Например, для развития внимания учеников предлагается проводить коррекционную работу с участием родителей (такие задания можно проводить в игровой форме дома, а также в кругу одноклассников, друзей):


  •           «Корректура». Ведущий пишет на листке бумаги несколько предложений с пропусками и перестановкой букв в словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.
  •           «Кто быстрее?». Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Цель такой тренировки – выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время зависит от возраста (младшим школьникам обычно требуется до 15 минут).
  •           «Наблюдательность». Ребята работают группами, пытаясь по памяти в письменном виде перечислить предметы, которые они видят по пути из дома до школы.
  •         «Ресурсный круг». Можно передавать друг другу игрушку – символ детства. Родители продолжают фразу: «Я думаю, что люблю своего ребёнка, потому что…». Учителю необходимо сделать вывод о том, что все наши дети – любимые, использовать принцип безусловного принятия ребёнка.
  •           «Индивидуальная работа по карточкам». Из указанных ниже словосочетаний нужно выбрать те, которые приемлемы для родителя, продолжив предложение: «Любить своего ребёнка – значит… »: потакать капризам, всё прощать, учить быть добрым, уважать его мнение, проводить с ним свободное время, не уставать отвечать на все его вопросы, быть в курсе его проблем и т.д.
  •         «Групповая работа». Каждой группе родителей предлагается решить проблемную ситуацию, из которой нужно найти выход. Возможные варианты: время спать, а уроки не сделаны (спать очень хочется) – что делать?; Вы обнаружили у ребёнка чужую вещь – как поступить?; Вы обнаружили спрятанный дневник с плохими оценками и замечаниями учителя – что делать?
  •           «Предварительное подведение итогов». Родителям предлагается ответить на вопрос: «На каких принципах строится родительская любовь?». На доске нужно написать ответы: на доброте, терпении, заботе, помощи, любви и т.д.


В заключение можно привести основную рекомендацию, которую необходимо помнить всем без исключения родителям: в любой ситуации ставьте себя на место своего ребёнка и только потом принимайте решение.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.