KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Особенности формирования здоровой развивающейся среды
Особенности формирования здоровой развивающейся среды
19 июля 2017    Автор / А.А. Мазеина, г. Томск

Не секрет, что среда, пространство, которое окружает ребенка, имеет большое значение для его интеллектуального развития. Но не стоит забывать так же и о том, что окружающая среда влияет и на здоровье ребенка. А именно на его эмоциональное состояние. В последние годы психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста резко ухудшилось. И большинство ученых: психологи, медики и педагоги, связывают это с быстрыми темпами развития технического прогресса. В каждой семье сейчас есть телевизор, компьютер, игровые приставки, плееры, которые доступны всем и каждому, но больший вред и урон они наносят именно детям, поскольку при неразумном использовании детьми дошкольного возраста страдает их здоровье и психоэмоциональное состояние.

Единодушие ученых не оставляет сомнений: много смотреть телевизор – вредно для детского здоровья. Застывшие, с неподвижным «стеклянным» взглядом, устремленным в экран, непохожие на самих себя, глухие к словам – это так телеэкран преображает наших детей. Многие из них часами, а порой и днями просиживают у телевизора. К сожалению, большинство родителей интуитивно догадываются о разрушительном воздействии на психику ребенка, но не принимают никаких мер, чтобы оторвать от телеэкрана сына или дочь. Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, вот почему порой дети словно прилипают к телевизору. В результате, внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключается, притупляется восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей более активным становится правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается.

Из-за пристрастия к экрану, ухудшается способность к обучению. Чем больше ребенок смотрит телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе оставит желать лучшего. Поскольку у детей возникают проблемы с усидчивостью, они становятся менее сосредоточенными. Так, новозеландские ученые провели исследование с участием тысячи человек 1972-1973 года рождения, за которыми наблюдали в течение 30 лет и выяснили, чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его образовательный уровень [3, с.39]. Большинство детей, проводящих более четырех часов в день перед экраном, имеют проблемы с весом, или страдают ожирением. Они физически менее активны, в основном ведут сидячий образ жизни (который сохраняется и в будущем) и находятся в постоянном соблазне перекусить в рекламе, которая ярко, красочно и смачно рекламируют калорийную пищу. Так же манящий голубой экран является источником склонности детей к насилию и агрессии. При регулярном просмотре жестких сцен, чувствительность к ним теряется, ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Следовательно, избыток насилия может породить в них агрессию.

В последние годы значимые национальные организации здравоохранения США, проводя ряд научных исследований, пришли к выводу, что между виртуальным и реальным насилием существует прямая зависимость. Причем компьютерные игры делают это насилие привлекательным. Привлекательным даже для взрослого человека, а что же тогда говорить о детях.

Интересны также и результаты научных исследований, проведенных психологами К. Андерсеном и К. Дилл с учениками колледжа (Lenoir-Rhyne College), играющими в компьютерные игры. На основе данных экспериментов ученые предположили, что любая компьютерная игра с элементами насилия формирует подсознательный условный рефлекс агрессивной реакции человека в конфликтных ситуациях. Значит, переполненный ежедневной игровой агрессией ребенок за конфликтную ситуацию может принять что угодно, для разрешения которой он может использовать единственно знакомый ему выход – физическую силу со всеми вытекающими из этого последствиями [1, c. 48].

Исследование психологов из Корнельского университета (США) завершилось выводами о том, что у маленьких детей предпочитающих телевизор другим забавам, проявляется склонность к аутизму. Оказалось, что в тех местах, где погода часто неблагоприятна для прогулок, дети вместо игр во дворе сидят перед телевизорами. Эта склонность к аутизму у детей обнаруживалась чаще в тех семьях, где имелась возможность смотреть кабельное телевидение с бесконечным выбором программ [1, c.43]. По мнению ученных это, вероятней всего, было связано с тем, что увлекаясь, как и дети, телевизором, родители следят лишь за экраном, почти не говорят с ребенком. А это означает, что дети мало общаются с людьми и сами загоняют себя в реальность голубого экрана.

Вообще данные последних исследований во многих странах мира свидетельствуют о том, что коммуникативные способности детей, несмотря на то, что тем для разговоров предостаточно, ухудшаются и сводятся на нет. И если раньше собеседником был друг, то теперь телевизор, или компьютерная игра, а это собеседник без обратной связи.

В последнее время приоритеты родителей меняются: дети все чаще получают

в подарок не кукол и не резиновые мячики, а электронные игрушки и диски с развивающими программами. Теперь двух – трехлетние дети рисуют, знакомятся с буквами, с цифрами, с геометрическими фигурами и собирают пазлы, используя обучающие компьютерные программы или приставки с яркими кнопками и вполне взрослые ноутбуки.

К сожалению, число таких детей ежедневно прогрессивно растет. Одно из последних исследований американской компании NPD Group показало, что более 40 % американских детей, начиная с 4 лет, не говоря уже о подростках после четырнадцати, пользуется игровыми приставками. [1, с. 43]

А в чем, собственно, проблема, если ребенок охотно играет и заодно познает

компьютерную грамоту? Дело в том, что компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг. У ребенка мозг еще только формируется, он еще не в силах одновременно познавать мир реальный и виртуальный. К сожалению, виртуальный мир очень быстро затягивает детей, и они уже не хотят возвращаться в реальность. Ведь в виртуальном мире нет строгих родителей и требовательных педагогов, там у них много верных и надежных друзей. В виртуальном мире они никому ничего не должны и не обязаны. Там девочки из «Золушек» превращаются в принцесс, мальчики из простых воинов в – настоящих, отважных рыцарей и героев. Дети, которые очень много времени проводят за компьютером, менее общительны, им сложно выстраивать отношения со сверстниками. Компьютер становится их единственным верным понимающим другом, собеседником и помощником.

Чтобы избежать возможных последствий при работе с компьютером и при просмотре телевизора детьми дошкольного возраста и не навредить их здоровью и физическому развитию родителям следует придерживаться следующих правил:

1. Необходимо организовывать рабочие место ребенка:

- нужно проверить, как сидит ребенок, если он работает за компьютером;

- стул обязательно должен быть со спинкой и желательно с подножкой;

- находиться ребенок должен перед телевизором не ближе чем 3 – 4 м.;

- расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70

см;

- источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране;

- провода и кабель компьютера или телевизора должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка;

- в комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

2. Не идите на поводу у детей в магазине. Для ребёнка главное упаковка, а не содержание. Отдавайте предпочтение обучающее – развивающим программам, а не развлекательным играм. Развлекательные программы могут

быть вредны дошкольнику, так как в этом возрасте детская психика имеет ряд особенностей. Дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, хорошей фантазией, из-за чего мир виртуальной игры или мультфильма могут сильно увлечь малыша, стать значимым, увести ребенка от реальности, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях. Лучше покупать без них, внимательно изучив описание игры или мультика. Следовательно, игры должны:

- соответствовать возрасту ребёнка;

- состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;

- продолжительность игры не более 15 минут, чтобы ее можно было прервать, не приводя малыша к раздражению.

«А лучше никакого телевизора до 1 года и не более 1 часа в день» – такой жесткий режим рекомендует Американская академия педиатрии» [3, с.44]. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка, независимо от возраста, тем более компьютер и игровые приставки.

3. Старайтесь до семи лет не оставлять ребенка один на один с телевизором

или с компьютером. Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте, что происходит на экране. Слушая нас, дети учатся выражать свои ощущения. Это способствует пониманию увиденного, и укрепляет доверие между родителями и детьми.

4. Показывать мультики следует начинать не раньше, чем в 3 – 4 года, когда

дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя.

5. Не совмещайте питание ребенка с просмотром телепередач и очередной

партией компьютерной игры.

6. Не превращайте компьютер и телеэкран в единственного друга для своего

ребенка. Лучше ищите всевозможные альтернативы просмотру телепередач: прогулки, чтение книг, рисование, лепка и т. д.

Детство – это самая счастливая и беззаботная пора для любого ребенка. В этом возрасте ребёнку вовсе не нужно задумываться о несправедливости и жестокости мира. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор и компьютер – это источники информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако это не средство для полноценного развития ребёнка.

Необходимо помнить, что уберечь своих детей от зависимости голубых экранов и манящих компьютерных игр можно. Главное создать условия для здоровой развивающей среды. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла. Родителям стоит как можно больше проводить время со своими детьми и искренне интересоваться что важно и значимо для их детей. Не забывайте про совместные походы, экскурсии, прогулки: это не только сближает родителей с детьми, но и заменяет бессмысленное просиживание у телеэкранов. 

 

Список литературы:

1. Баркан А.И. Дети нашего времени. – М.: Дрофа – Плюс, 2007.

2. Папа, мама, я – здоровая семья: Мед. справочник для родителей / Под ред.

С.И. Тена. – Минск: Беларусь, 1999.

3. Сделать счастливыми наших детей. Дошкольники. – М.: Клевер – Медиа –

Групп, 2011.

comments powered by Disqus