KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Воспитание музыкой
Воспитание музыкой
22 июля 2017    Автор / Э.Ф. Бельцевич, г. Томск

Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире.

И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими. Ведь, поистине, это время беззаботное, веселое, счастливое. Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача педагога музыки – воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на педагога широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов.

Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, – музыка, проверенная временем. Проблема преподавания музыки, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции, каждый педагог решал ее в большинстве индивидуально.

Музыкальное образование обычно рассматривается как необходимое только для детей, которые музыкально одарены. И такая тенденция развития музыкального образования является чрезвычайно ошибочной и разрушительной. Она не принимает во внимание ту потребность, которая живет во всех детях – потребность в занятиях музыкой и искусством.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость педагога музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Как считает И. Чич-Головина, нужно «профессию развернуть до размеров жизни». Педагог музыки должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на соучастие и сотворчество. Педагог должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребенка в частности. В этом – будущее занятий музыки, и поэтому знать технологию музыкально-психологического процесса, хотя и очень сложно, но нужно каждому педагогу. Педагог должен видеть себя как личность, как музыканта, а потом как педагога.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования. Восприятие музыки – одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного.

Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека.

По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения, культуру, поэзию, литературу , живопись, природу, историю музыку и т.д. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Главная цель педагога музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач педагога начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе.

«Весь огромный опыт человеческих чувств формировался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства… Но этот опыт не передается через гены. Он социален. И единственный социальный путь его передачи – все виды искусства, потому что передавать его вне чувств нереально. От чувства – к чувствам. И в этом – подлинная цель художественного (эстетического развития) человека» (Б. Неменский).

В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты – это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.